Планирование работы подвижного состава

Классификация показателей работы подвижного состава

Основные показатели работы подвижного состава и их классификация

Эффективность использования ПС на железнодорожном транспорте оценивается с помощью количественных (объемных) и качественных показателей.

Все показатели рассчитывают с помощью формул и соотношений двух видов:

Ø Количественные (объемные), в которых уровень качества оценивается через объемы работы с использованием норм эксплуатации;

Ø Качественные (аналитические), где показатели рассчитываются через другие показатели.

Объемные (количественные) показатели эксплуатационной работы

1 группа 2 группа 3 группа
Показатели, отражающие выполненные циклы работы Показатели, отражающие пробеги подвижного состава Показатели, отражающие затраты времени вагонами и локомотивами
Число погруженные вагонов Пробеги вагонов и локомотивов Вагоно-часы
Кол-во вагонов, принятых от соседних дорог и отделений и сдачи их на другие дороги и отделения Тонно-километры брутто Локомотиво-часы
Сумма погруженные и принятых от соседних дорог или отделений груженых вагонов характеризует работу отделения или дороги Поездо –километры  

Качественные показатели эксплуатационной работы

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Показатели использования подвижного состава Показатели использования подвижного состава во времени Показатели, отражающие долю непроизводительной работы подвижного состава Обобщающие или синтетические качественные показатели
Средний вес поезда (брутто и нетто) Среднее время простоя на грузовых и технических станциях Коэффициенты порожнего пробега вагонов Полное время оборота вагонов, локомотивов
Средняя нагрузка вагонов (статическая и динамическая) Среднее время простоя локомотивов в депо Коэффициенты вспомогательного пробега локомотивов (одиночное следование, простои) Среднесуточная выработка (производительность грузового вагона и поездного локомотива)
  Среднесуточные пробеги вагонов и локомотивов    

К качественным показателям использования грузовых вагонов относят:

Ø Статическая нагрузка – количество тонн груза, приходящееся в среднем на 1 вагон при погрузке и определяется как отношение количества погруженных тонн к количеству погруженных вагонов

Ø Динамическая нагрузка – количество тонн груза, приходящееся в среднем на 1 груженый вагон на всем пути его следования, определяется как отношение грузооборота к пробегу груженых вагонов

Ø Динамическая нагрузка вагона рабочего парка – среднее количество грузов, находящихся в вагоне рабочего парка на всем пути его следования, определяется отношением грузооборота нетто к общему пробегу грузовых вагонов

Ø Коэффициент порожнего пробега вагонов – отношение порожнего пробега вагонов к общему пробегу или к груженому

Ø Оборот грузового вагона – продолжительность одного производственного цикла работы грузового вагона от момента погрузки до момента следующей погрузки, рассчитывают: - как отношение рабочего парка к работе сети

- как сумма отдельных его элементов

- полный рейс вагона - расстояние, пройденное вагоном за время полно оборота); полный рейс состоит из груженого и порожнего

Ø Среднесуточный пробег грузового вагона - расстояние, пройденное вагоном рабочего парка в груженом и порожнем состояниях в среднем в сутки

Ø Среднесуточный полезный пробег грузового вагона характеризует пробег грузового вагона в груженом состоянии за сутки полного оборота

Ø Производительность грузового вагона характеризует грузооборот нетто, выполняемый одним вагоном в среднем за сутки

К качественным показателям использования пассажирских вагонов отнгсят:

Ø Населенность вагона - количество пассажиров находится в среднем в пассажирском вагоне на всем пути его следования, определяется отношением пассажирооборота к пробегу пассажирских вагонов

Ø Оборот состава – время от момента отправления пассажирского состава в рейс со станции приписки до отправления в рейс с этой же станции

Ø Среднесуточный пробег состава – расстояние, пройденное пассажирским поездом в среднем за сутки, определяется отношением пробега пассажирских составов к числу составов или делением удвоенной протяженности маршрута следования состава на оборот состава

Ø Средний состав поезда – число вагонов, включенных в пассажирские поезда

Ø Техническая скорость – средняя скорость движения поезда по участку без учета стоянок на промежуточных станциях

Ø Участковая скорость – средняя скорость движения пассажирского поезда по участку с учетом стоянок на промежуточных станциях.

Ø Коэффициент использования вместимости вагонов - отношение числа перевезенных пассажиров в вагоне к общему числу мест для пассажиров.

Ø Производительность пассажирского вагона – среднее количество пассажиро-км, приходящихся на 1 пассажирский вагон эксплуатируемого парка

К качественным показателям использования локомотивов относят:

Ø Средний вес поезда брутто – учитывает вес перевозимого груза и вес тары вагонов, определяется по формуле

Ø Вес поезда нетто, учитывает только вес перевозимого груза и определяется по формуле

Ø Средний состав поезда в вагонах – отношение пробег вагонов к пробегу поездов

Ø Скорость движения поезда: - ходовая – среднее расстояние, проходимое поездом за час чистого движения без учета времени на разгон и замедление

- техническая – среднее расстояние, проходимое поездом на час чистого движения с учетом времени на разгон и замедление

- участковая - учитывает также простои на промежуточных станциях

- маршрутная – учитывает дополнительный простой на технических станциях без переработки

Ø Среднесуточный пробег локомотива – средний пробег локомотива эксплуатируемого парка при поездной работе с учетом всех стоянок за сутки

Ø Процент вспомогательного пробега локомотивов – показывает долю вспомогательного пробега локомотивов в общем пробеге

Ø Среднесуточная производительность локомотива – показывает тонно-километровую работу брутто, выполняемую одним локомотивом в среднем за сутки.

ВНИМАНИЕ: все расчетные формулы выписать из учебника и выучить!!!

План-прогноз работы подвижного состава разрабатывается отдельно для грузового, хозяйственного и пассажирского движения и по видам тяги.

Основная задача – определение объема работы подвижного состава, парка вагонов, локомотивов, мотор-вагонных поездов, необходимых для освоения намеченных грузооборота и пассажирооборота, при наиболее рациональном использовании технических средств транспорта, максимальной производительности труда и наименьших издержках.

План –прогноз работы подвижного состава является исходной базой для нормирования потребности в ремонте подвижного состава и капитальных вложений в модернизацию технических средств железнодорожного транспорта.

План работы подвижного состава в грузовом движении подробно будет изучен при выполнении курсового проекта.

Схема расчета показателей плана работы подвижного состава в грузовом движении представлена на рисунке:

В хозяйственном движении определяются те же показатели, что и в грузовом движении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: