Требования к результатам освоения дисциплины

Кафедра теории и истории государства и права

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Оглавление

Словарь основных терминов (глоссарий)

Список основной и дополнительной литературы, сайтов сети Интернет.

Основная литература

1. Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Основы социального государства: Учебник для вузов. - М.: «Социальные отношения», 2004. - 240 с.

2. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. B.C. Нерсесянца. - М.: Норма, 2004. - 944 с.

3. Колков В.В. Социальная безопасность: Учебное пособие. 4.1 / В.В. Колков. - М.: Изд-во ИСР, 1998. - 184с.

4. Конституция РФ от 12 декабря 1993.

5. Социальная политика: Учебник / под общ.ред. Н.А. Волгина. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. - 736 с.

Дополнительная литература

1. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Пер. с англ. А.В. Соловьева. - М: Аспект-Пресс, 1997. - 256с.

2. Дубинский В.И. Социальная работа в Германии. - М.: Государственная академия сферы быта и услуг, 1996. - 96с.

3. История социальной работы: Учеб. пособие для высшей школы. - М.: Академический Проект: Трикста, 2004. - 608 с.

4. Каменецкий В.А., Патрикеев В.П. Проблемы становления социального государства. — М.: Издательство АТиСО, 2001. — 360с.

5. Концепция социального государства Российской Федерации: Сборник / под общ.ред. ректора АТиСО, д.э.н., профессора Н.Н. Гриценко. - М.: АТиСО, 2004. - 242с.

6. Леннеер-Аксельсон Б. Психосоциальная помощь населению: Пер. со шв. - М.: Изд-во ин-та социальной работы, 1995. - 232с.

7. Панарин А.С. Политология: Учебник. - М.: ТК Велби, 2004. - 440с.

8. Попов В.Г. Социальная политика и социальная работа: Учебно-метод. пособие / В. Г. Попов, Е. И. Холостова. - М.: Изд-во ИСР, 1998. - 217с.

9. Социальная работа: В 8-ми Вып. Вып.З: Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США: (учебно- методическое пособие) / Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов; Отв. ред. И.А. Зимняя. - М.: Изд-во Исслед. центра проблем качества подготовки специалистов, 1992. - 199с.

10. Социальное государство: мировой опыт и реалии России / под общ.ред. Г.А. Николаева. - М.: Академия труда и социальных отношений, 2001. - 144с.

11. Социальное государство: проблемы, тенденции, перспективы: Сборник / под общ.ред. ректора АТиСО, д.э.н., профессора Н.Н. Гриценко. - М.: АТиСО, 2004. - 288с.

12. Социальное развитие как атрибут цивилизованного общества: Методологический семинар / Сост.-ред. В.В. Колков. - М.: Изд-во ИСР, 1997.-114с.

13. Стризое А.Л. Политика и общество: социально-философские аспекты взаимодействия. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1999. — 340с.

14. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. - М.: Юрайт-М, 2001. - 527с. 15.Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.-204с.

Государственная пенсия – ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законодательством возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которых определяется по условиям и нормам, установленным законодательством Российской Федерации.

Государственное пенсионное страхование – страхование, осуществляемое государством (в лице Пенсионного фонда Российской Федерации) за счет средств единого социального налога и/или обязательных страховых взносов работодателей и застрахованных с целью возмещения части утраченного заработка при наступлении страхового события (старость, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет) путем выплаты пенсии на протяжении всего страхового случая.

Государственные социальные стандарты – устанавливаемые государством нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных конституцией социальных прав граждан.

Государство – это социальный институт организации жизни общества, удовлетворяющий общественные потребности людей, реализующий их общие интересы; основной орган политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в т.ч. принуждение.

Государство всеобщего благоденствия – это особый тип социального государства, политика которого направлена на обеспечение высокого уровня и качества жизни всех членов общества путем создания государственной системы образования, здравоохранения, жилищного строительства; реализации программы социального обеспечения, регулирования минимального размера заработной платы, а также защиты национальной культуры.

Гражданское общество – это система независимых от государства структур (хозяйствующих субъектов, общественных организаций и творческих объединений), создаваемых для защиты и реализации частных интересов граждан. Социальное государство признает и поддерживает деятельность гражданского общества, предоставляя институтам гражданского общества возможность влиять на социальную политику государства.

Демократизация общественных отношений означает перераспределение властных полномочий от управляющего субъекта к управляемому субъекту на основе согласования их интересов. Демократизация охватывает сферу политической власти и сферу экономических отношений.

Демократический режим власти – это система демократических форм и методов принятия политических решений и обеспечения общественного контроля за их реализацией. Государственное регулирование различных сфер общественной жизни осуществляется преимущественно косвенными методами без прямого вмешательства.

Минимальные государственные социальные стандарты – государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах (за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов) гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Модели социального государства различаются механизмами реализации принципов социального государства.

В условиях либеральной модели социальное государство отвечает лишь за сохранение минимальных доходов людей и адресную поддержку социально уязвимых слоев населения.

Корпоративная модель социального государства предусматривает создание условий, активизирующих участие в социальной деятельности государства бизнес-структур, а также проведение ими эффективной социальной политики по отношению к работникам и местному сообществу.

В рамках общественной (социал-демократической) модели социальное государство несет основную ответственность за благополучие всех людей.

Негосударственное пенсионное обеспечение – пенсионное обеспечение, осуществляемое негосударственными пенсионными фондами за счет страховых взносов страхователей с целью возмещения части утраченного заработка при наступлении страхового события путем выплаты пенсии на протяжении всего страхового случая.

Обязательное социальное страхование - один из базовых институтов социальной защиты, построенный на принципах солидарной взаимопомощи и ответственности занятого населения и работодателей и имеющий целью компенсацию социальных рисков утраты или заработков или значительных дополнительных расходов вследствие утраты места работы, болезни, несчастного случая, утраты трудоспособности в связи со старостью, а также получение гражданами медицинской и реабилитационной помощи, санаторно-курортного лечения. Социальное страхование выполняет функцию воспроизводства рабочей силы в ситуациях наступления социальных рисков.

Основные функции социальной политики – противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, предотвращение массовой бедности населения, сдерживание процесса имущественного расслоения на очень бедных и очень богатых; минимизация отрицательных последствий массовой безработицы; целенаправленная помощь населению, попавшему в кризисное состояние.

Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Патернализм – (от лат. pater – отец, patemus – отцовский) идеология, политика и практика благотворительности, «отцовской заботы», осуществляемая: 1) государством по отношению к своим гражданам; 2) администрацией фирм, корпораций, учреждений к своим работникам и др. организациям; 3) одной страной по отношению к другой и т.д.

Пенсионная система – совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление материального обеспечения в виде пенсии гражданам при достижении ими установленного законом возраста, наступлении инвалидности, утрате кормильца, а также по другим основаниям, определенным законодательством Российской Федерации.

Политическая демократия предусматривает формирование властных структур путем свободного волеизъявления граждан в условиях политического плюрализма и общественного контроля за деятельностью властных структур, обеспечивает политическое и правовое равноправие всех граждан и их объединений, сочетание решений большинства с обеспечением интересов меньшинства.

Правовое государство – особая организация публичной политической власти, основанная на праве и законе, реализуемая преимущественно в правовых формах и пределах, ограниченных правами (законом). Правовое государство провозглашает основные права и свободы человека и гарантирует их реальное осуществление.

Правовая основа социального государства – совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства.

Признаки социального государства – это совокупность важнейших качественных характеристик социального государства, позволяющих отличать социальное государство от иных государственных образований. К числу этих признаков относят: ответственность государства за уровень личного благосостояния каждого члена общества, соблюдение прав и свобод человека, наличие государственной системы социальной защиты и социального обеспечения, ответственность государства за развитие демократических основ общественной жизни, создание условий для эффективной деятельности гражданского общества и др.

Принципы социального государства – это система важнейших положений, лежащих в основе деятельности социального государства. К числу этих принципов относят: экономическую свободу человека; доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, государственное регулирование рыночных отношений; становление эффективного социального рыночного хозяйства, социальную справедливость, социальную солидарность, гендерное равенство мужчин и женщин; участие граждан в управлении государственными и общественными делами и участие работников в управлении производством.

Проблема социальная – объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие; комплекс вопросов, требующих решения средствами социального управления.

Рынок труда – динамическая система, в которой взаимодействуют субъекты собственности на средства производства и наемные работники, формируя объем, структуру и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.

Система здравоохранения – одна из сфер жизни общества, обеспечивающая возможность осуществления политических, экономических, научно-образовательных, лечебно-профилактических, управленческих и организационных мероприятий, направленных на реализацию права граждан на сохранение собственного здоровья.

Система образования – совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.

Система социальной безопасности (Social safety net) - в широком смысле – все виды социальных расходов, направляемые малообеспеченным слоям населения. В узком смысле – система пособий, выплачиваемых в целях борьбы с бедностью.

Социальная защита – в широком смысле – деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение его важнейших социальных прав. В узком смысле – комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Социальная ответственность гражданина включает в себя, одной стороны, ответственность перед обществом, что выражается в соблюдении законов и других правовых норм, а также выплате им налогов на общественные и социальные нужды, с другой стороны, ответственность перед своими близкими, что проявляется, в первую очередь, в заботе о членах своей семьи.

Социальная ответственность бизнеса – проявляется, прежде всего, в высоком качестве выпускаемой продукции, в противодействии нечестной конкуренции, в своевременной выплате работникам достойной заработной платы и обеспечении всех условий для воспроизводства рабочей силы, в проведении эффективной кадровой политики. Социально ответственный бизнес принимает участие в создании и развитии системы корпоративного пенсионного страхования, в софинансировании объектов социальной сферы, в реализации социальных программ по оказанию помощи малообеспеченным слоям населения.

Социальная ответственность органов власти и управления находит свое выражение в их активной и результативной деятельности по реализации социальных программ в интересах различных слоев населения. Социально ответственные органы власти и управления обеспечивают эффективное функционирование отраслей социальной инфраструктуры (образование, наука, здравоохранение, культура и др.), контролируют соблюдение государственных социальных стандартов, успешно выполняют другие функции социального характера.

Социальная пенсия – пенсия, которая предоставляется государством вне зависимости от трудового вклада всем гражданам, которые нуждаются в текущем доходе и не приобрели права на трудовую пенсию (инвалиды, сироты и т.п.).

Социальная политика (в широком понимании) – совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.

Социальная политика (в узком смысле) это деятельность государства, других политических и социальных институтов, направленная на обеспечение прогрессивного развития социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, удовлетворения их социальных потребностей, оказание им необходимой социальной помощи и поддержки в сложных для них жизненных ситуациях.

Социальная помощь, социальная поддержка – оказание в денежной и/или натуральной форме, адресной помощи безработным и/или нетрудоспособным гражданам и семьям с детьми предоставляемой с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению. Оказывается за счет средств местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов.

Социальная рыночная экономика – экономика, выдвигающая на первый план наряду с развитием рыночного хозяйства приоритет социальной защиты и социальной справедливости над экономической эффективностью, что обеспечивается реализацией эффективной социальной политики и государственным регулированием экономики.

Социальное государство – понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных направлений деятельности данного государства. Напр., ст. 7, ч.1 Конституции РФ гласит: «1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Главной целью социального государства является максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей членов общества, последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Социальное обеспечение (Social security) – государственная программа полного или частичного содержания нетрудоспособных. Этот система социально-экономических мероприятий, гарантирующих: материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье; обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

Социальное партнерство – способ регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей посредством заключения коллективных договоров и соглашений.

Социальное правовое государство, как отмечается в официальном Комментарии к Конституции РФ, можно считать особым историческим видом социального государства, который основан на взаимопроникновении двух идей: формального равенства людей (главный признак правового государства) и фактического благополучия людей (главный признак социального государства).

Социальное страхование (Social insurance) – система отношений по распределению и перераспределению национального дохода в целях формирования специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами. Социальное страхование – система денежных пособий: по безработице, по нетрудоспособности, по беременности и родам, пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Социально-трудовая сфера – составная часть социальной рыночной экономики, основными элементами и компонентами которой являются: социальная сфера (отрасли социально-культурного комплекса – образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, ЖКХ и др.), социально-трудовые отношения в области формирования и развития рынка труда, занятости, заработной платы, системы социального партнерства, социальной защиты, социального страхования, подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала.

Социальные права человека – совокупность конституционных прав человека, позволяющих ему претендовать на получение от государства определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека относят: право на социальное обеспечение; право на образование; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на жилище; особые права детей и права инвалидов.

Функции социального государства – это деятельность социального государства, направленная на сглаживание социального неравенства в обществе и создание условий, необходимых для обеспечения достойной жизни человека и его свободного развития. С этой целью социальным государством принимаются меры по развитию рынка труда и обеспечению занятости трудоспособного населения, совершенствованию системы социального страхования и пенсионного обеспечения, социальной защите нуждающихся, предоставлению людям доступного и качественного здравоохранения, образования и других социальных благ.

Экономическая демократия характеризуется участием субъектов экономических отношений в управлении производством и распределением его результатов. Экономическая демократия предусматривает ограничение прав собственников имущества или капитала и передачу части этих прав наемным работникам, органам местного самоуправления, государственным или иным институтам.


Введение

1. Программа учебной дисциплины

1.1. Учебно-тематический план дисциплины (распределение часов)

1.2. Содержание дисциплины по темам

2. Планы семинарских занятий и методические указания к ним

3. Методические указания к выполнению контрольных работ

4. Темы контрольных работ

5. Методические указания к самостоятельной работе студентов

6. Материалы тестовой системы

7. Вопросы к зачету

8. Список основной и дополнительной литературы, сайтов сети Интернет

9. Словарь терминов

(РГТЭУ)

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Одобрено УМС_________института

Протокол №__«____»_______2011 г.

Председатель ___________________

Ю.В. Ким

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Методические указания

для студентов очной формы обучения для направления

подготовки: 030900 «Юриспруденция».

Квалификация (степень) выпускника –

«Бакалавр»

Утверждено на заседании кафедры теории и истории государства и права Протокол № __ от __ июня 2011 г. Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией юридического факультета Протокол №__ от __июня 2011 г.

Кемерово 2011

Теория государства и права. Методические указания для студентов очной формы обучения для направления подготовки: 030900 «Юриспруденция». Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр» / Ю.В. Ким. – Кемерово: КемИ (филиал) ГОУ ВПО РГТЭУ, 2011.

Настоящее пособие предназначено для ознакомления студентов с системой и содержанием учебного курса, оказания помощи студентам при изучении тем и подготовке к семинарским занятиям. Пособие содержит методические указания по написанию курсовых работ, рефератов, эссе и темы к ним, а также вопросы к зачету и экзамену с соответствующими рекомендациями по подготовке к промежуточной и итоговой аттестациям.

СОСТАВИТЕЛЬ: д.ю.н., профессор кафедры теории и истории государства и права КемИ (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ» Ю.В. Ким

1. Цель и задачи дисциплины:

Теория государства и права является фундаментальной учебной и научной дисциплиной, закладывающей основы юридического мировоззрения, политической и правовой культуры. Она прививает будущему юристу общетеоретические знания, необходимые для освоения других юридических дисциплин, а также для будущей профессиональной деятельности. Теория государства и права изучается на первом и втором курсах.

В конце обучения сдается государственный экзамен. По данной дисциплине на первом курсе пишется курсовая работа, на последующих курсах возможны выбор темы и подготовка выпускной дипломной работы.

Цель учебной дисциплины «Теория государства и права» состоит в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса, позволяющего студенту овладеть объективными научными знаниями, основным понятийным и категориальным аппаратом, представленными в стройной и непротиворечивой системе, отражающей общие закономерности происхождения, сущность и функции государства, права и иных связанных с ними социальными явлениями. Изучение данной дисциплины является необходимой ступенью обучения, подготавливающей студентов к успешному освоению в последующем отраслевых и специальных правовых дисциплин, а также приобретению соответствующих профессиональных компетенций.

Достижению охарактеризованной цели способствует последовательное решение в рамках учебной следующих задач:

ü усвоение студентами системы общих знаний о государственно-правовых явлениях;

ü формирование представлений об основных правовых понятиях и овладение юридическим категориальным аппаратом;

ü формирование правосознания и юридического мировоззрения;

ü изучение общетеоретической юридической литературы, состояния науки и содержания основополагающих научных проблем, разрабатываемых теорией государства и права.

ü знакомство с правовым многообразием мира;

ü усвоение современных представлений о правовой системе, системе и структуре права, включая государственно-правовую действительность России;

ü развитие формально-логическое и юридического мышления и приобретение навыков разрешения юридических казусов.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"):

ü осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

ü способность к добросовестному исполнению профессиональных обязанностей, соблюдению принципов этики юриста (ОК-2);

ü владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

ü способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

ü нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);

ü стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

ü способность к использованию основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

ü способность к участию в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

ü способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

ü способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

ü способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

ü владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

ü способность к уважению честь и достоинство личности, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (ПК-9);

ü готовность к участию в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

ü способность к толкованию различных правовых актов (ПК-15);

ü способность к преподаванию правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

ü способность к управлению самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

ü способность к эффективному осуществлению правового воспитания (ПК-19).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: