Государственный и общественный строй Древнерусского государства

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КИЕВСКОЙ РУСИ (IX – НАЧАЛО XII вв.)

Возникновение государства на Руси. Древнерусское государство, называемое также историками Киевской Русью, было образовано восточными славянами в IX в. и являлось одним из крупнейших государств Европы того времени.

В самостоятельную этническую общность восточные славяне обособляются в середине I тыс. н.э. К VI в. они занимали обширную территорию от Карпатских гор на западе до Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Суровые климатические условия, обилие лесов, болот и неплодородных земель, а также открытость территории для вторжения кочевых орд из Азии не могли не сказаться на процессе генезиса государственности у восточных славян. Только сильная власть вождя или правителя могла обеспечить внутренний порядок, нормальную хозяйственную деятельность, отразить вражеское нападение. Именно в этом кроются глубинные истоки единодержавия и деспотизма власти, в той или иной форме постоянно проявляющиеся на протяжении многовековой истории российской государственности.

После выделения восточных славян из единой славянской общности у них происходит распад родоплеменных отношений и формирование соседской общины, территориальных связей. Тогда же, по мнению историков, складываются первые предгосударственные объединения – союзы племен.

В древних летописях содержится предание, что на рубеже V – VI вв. в Среднем Поднестровье княжил некто Кий, основавший вместе со своими братьями Хоривом и Щеком и сестрой Лыбедью г. Киев. В верховьях Буга и в бассейне Припяти образовался мощный дулебский союз племен («Держава волынян»), разгромленный в VII в. аварами. Несколько позднее племенные княжения возникают и в других восточнославянских землях. Автор «Повести временных лет», рассказывая о расселении славянских племен, называет четырнадцать таких объединений – поляне, северяне, древляне, дреговичи, полочане, волыняне, бужане, уличи, тиверцы, вятичи, кривичи, радимичи, белые хорваты и ильменские словене.

Все эти объединения являлись достаточно крупными племенными союзами, включавшими в себя несколько десятков отдельных племен. Каждое племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию. Союзы племен возглавлялись военными вождями – князьямии родовой знатью – «нарочитыми людьми» и «лучшими мужами». Высшим органом управления было народное собрание – вече, на котором решались все важнейшие вопросы. Основу военной организации составляло народное ополчение, однако уже возникла и новая военная структура – княжеская дружина, состоявшая из людей, преданных только князю. Подобный общественный строй, возникающий на заключительной стадии разложения первобытно-общинных отношений и непосредственно предшествующий образованию государства, принято называть военной демократией.

Согласно восточным источникам – сведениям арабских, персидских и среднеазиатских географов (ал-Истахри, Ибн-Хаукаль, ал-Идриси и др.) – в первой половине IX в. у восточных славян уже сформировались три крупных политических центра: Куявия или Куяба (в районе Киева), Славия (в районе Новгорода) и Артания (о ее местонахождении историки продолжают спорить, чаще других в качестве мест локализации называют Рязань, Чернигов, Тмутаракань). В середине IX в. между ними развернулось соперничество за гегемонию в восточнославянском мире.

По сообщению «Повести временных лет», в 859 г. в Новгороде разразилась очередная междоусобица. Для ее прекращения было решено пригласить на княжение варяжского конунга Рюрика, ставшего основателем древнерусской княжеской династии (династия Рюриковичей). Произошло это в 862 г. Преемник Рюрика, Олег, в 882 г. совершил поход на юг, вдоль пути «из варяг в греки», занял Киев и сделал его своей столицей. Объединение двух главных политических центров восточного славянства под эгидой одного правителя завершило процесс образования Древнерусского государства.

Летописный рассказ о призвании варягов послужил основой для появления так называемой норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Она была разработана в XVIII в. в сочинениях немецких ученых, работавших

в России – Г.-З. Байера, Г.-Ф. Миллера и А.-Л. Шлёцера, полагавших, что создателями русской государственности являлись иноземцы – выходцы из Скандинавии. Научная несостоятельность такого подхода очевидна. В указанном выше фрагменте «Повести временных лет» речь идет не об образовании государства, а о происхождении правящей династии, что, как известно, не одно и тоже. Государство возникает только там и тогда, где и когда вызревают соответствующие внутренние предпосылки. Внешний фактор может ускорить или, наоборот, замедлить этот процесс, но не в состоянии его заменить.

Политический строй Киевской Руси. Государственный строй Киевской Руси стал предметом научного исследования еще в XVIII в. В дореволюционной историографии Киевская Русь преимущественно рассматривалась как самобытное общество и государство, развивающееся иным, нежели Европа или Азия, путем. Н.П. Павлов-Сильванский первым из отечественных историков попытался доказать наличие в русской истории феодального периода, однотипного с западно-европейским феодализмом. С 30-х гг. ХХ в. в советской историографии утверждается представление о Древнерусском государстве как о раннефеодальной монархии. Несмотря на критическое отношение к этой концепции ряда ученых советского и постсоветского времени (С.В. Бахрушин, С.В. Юшков, И.Я Фроянов), она все еще доминирует в исторических трудах.

Раннефеодальная монархия вырастает из родообщинных отношений и характеризуется слабостью центральной власти, раздробленностью территории и сохранением значительных остатков родового самоуправления. Эта форма правления существовала в некоторых европейских странах – во Франкском государстве, Англосаксонском королевстве, Германской империи. В политическом строе Киевской Руси также можно обнаружить признаки, характерные для данного типа государственности.

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь киевский, которому принадлежала высшая хозяйственная, административная, судебная и военная власть. Он, однако, не являлся единоличным правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного характера. Существовали различные способы замещения великокняжеского престола: наследование, насильственный захват, наконец, избрание вечем. Последний способ, впрочем, имел вспомогательный характер: избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло наследование или узурпацию им власти.

Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительстве крепостей и др. Из нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сборов. Средством сплочения дружинников и поддержания в их среде авторитета князя были княжеские пиры. На них обсуждались государственные дела, разрешались споры и конфликты между дружинниками, распределялись должности. В недрах дружинной организации, еще до образования Древнерусского государства, сложилась так называемая десятичная, или численная, система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: население делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими.

Ближайшие родственники князя – братья, сыновья, племянники – образовывали особую аристократическую прослойку, стоявшую выше других дружинников. Некоторые из них имели свои собственные дружины. Занимая киевский стол, новый князь обычно соединял собственную дружину с дружиной своего предшественника.

Для сбора дани с подвластного населения киевские князья предпринимали специальные походы – полюдье. Первоначально дань собирали мехами, с XI в. преобладала денежная дань. Долгое время дань была ненормированной, и ее размер обуславливался или аппетитом князя и его дружинников или возможностью использования дани в качестве средства давления на непокорных подданных. Установление даннических отношений означало вхождение той или иной территории в состав Древнерусского государства, а само полюдье являлось способом управления страной при отсутствии развитого государственного аппарата, так как князья на месте улаживали конфликты, творили суд, разрешали пограничные споры и др.

Постепенно из дружинников и лично зависимых от князя людей формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам (наместникам) – в городах и волостелям – в сельской местности. Жалованье за службу они не получали и содержались за счет сборов с населения – так называемого корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица – кормленщиками.

Княжеским хозяйством управлял дворский. Ему помогали тиуны, назначавшиеся из дворовых слуг князя. Они присутствовали также на суде князя или посадника и даже нередко замещали их в суде. Учет собираемой дани осуществляли данщики, торговую пошлину – «мыть» – взимали мытники, денежный штраф за убийство – «виру» – вирники, пошлину за продажу лошадей – «пятно» – пятенщики.

Несмотря на некоторый рост княжеской администрации, государственный аппарат Древнерусского государства оставался примитивным. Государственные и дворцовые функции еще не обособились друг от друга и выполнялись одними и теми же лицами.

Развитие феодальных отношений способствовало усилению позиций местных феодалов – князей и бояр. В их статусе – крупных вотчинников – соединились право на землю и право на власть. Будучи вассалами великого князя, они обязаны были ему служить. В то же время они являлись полными господами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т.е. осуществляли в своих владениях некоторые государственные функции, могли иметь собственных вассалов.

Таким образом, окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная система управления, при которой выделяются два центра управления – княжеский дворец и боярская вотчина, власть разделяется между крупными земельными собственниками – князем и боярами, а выполнение важнейших государственных функций поручается их представителям, являвшимся одновременно и должностными лицами и управляющими вотчинным хозяйством. Государственный аппарат фактически совпадал с аппаратом управления княжеской и боярской вотчиной.

Судебных органов как особых учреждений в Древнерусском государстве не было. Правосудие осуществлялось князем или его представителями на основе обычного права и норм Русской Правды. По мере становления вотчинного землевладения и оформления боярского иммунитета росло значение боярского суда над зависимыми крестьянами. Превращение христианства в государственную религию привело к появлению церковной юрисдикции, распространявшейся на духовенство.

Образование Древнерусского государства не повлекло за собой немедленной ликвидации племенных княжений. Местные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, сводившейся к уплате дани и участию в военных предприятиях Киева.

Фактически Древнерусское государство представляло собой федерацию земель под сюзеренитетом киевского князя. По мере разрастания великокняжеской семьи киевские князья практиковали выделение отдельных земель – уделов – в княжение своим сыновьям. Они постепенно заменяли князей из местных династий. На некоторое время это упрочило великокняжескую власть (рис. 1).

В 70-х годах XI в. появляется новая форма государственного управления – съезды князей («снема»). На этих феодальных форумах, собиравшихся по инициативе киевских князей, решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета, улаживались межкняжеские противоречия и конфликты.

Вечевой строй. Важную роль в Древнерусском государстве продолжало играть вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни городской общины. Особенно значительна была роль вече в организации обороны города: оно формировало народное ополчение и выбирало его предводителей – тысяцкого, сотских, десятских. Иногда вече избирало князей, заключало с ними договор (ряд). Из 50 князей, занимавших киевский стол в Х – начале ХIII вв., 14 были приглашены вечем. Атрибутами вече являлись вечевой колокол и специальная трибуна, возвышавшаяся над площадью – степень. Существовал определенный порядок ведения вече, и, возможно, иногда практиковалась запись выступлений. Решения на вече принималось большинством голосов. В большом городе могло быть несколько вечевых собраний. Первое упоминание в летописях о городском вече датировано 997 г. (Белгород под Киевом).

Многие историки рассматривали вече как орган народовластия. В то же время они по-разному оценивали место вече в системе управления Древнерусским государством. И.Я.Фроянов полагал, что вече являлось верховным учреждением в городах-государствах Древней Руси; М.Б.Свердлов, наоборот, доказывал эпизодичность созыва вече, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах войны или восстания и главным образом в городах Северо-Западной Руси. По мнению же академика В.Л. Янина вече на деле представляло собой лишь собрание городских верхов – бояр, житьих людей, купечства.

           
   
 
   
 
 


Великий князь киевский

  Старшая дружина -------------------------------------------------- Младшая дружина

           
   
   
 
 

  Вече   Местные (удельные) князья -------------------------------------------------- Посадники, волостели   Съезд князей

Местная дружина

Рис. 1. Государственное управление в Древнерусском государстве

Общинное самоуправление. Основную массу населения в Древнерусском государстве составляли крестьяне-общинники. Крестьянская община представляла собой конгломерат мелких поселений. На севере она именовалась миром, на юге – вервью. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла соседская, или территориальная, община. Общинников объединяло теперь не столько родство, сколько общность территории и хозяйственной жизни. Все владения общины делились на личные и общественные. Дом, приусадебная земля, скот, хозяйственный инвентарь составляли личную собственность каждой семьи. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы и т.д. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между общинниками, проводившемуся раз в несколько лет. Община занималась перераспределением земельных наделов, раскладывала подати между дворами, разрешала споры между общинниками, разыскивала преступников. В рамках общины действовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой. Государство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче осуществлять сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти.

Развитие феодальных отношений и рост крупного землевладения имели своим результатом постепенное подчинение общин государству или отдельным феодалам-вотчинникам. Наряду с выборными старостами появляются назначаемые князьями и боярами приказчики и иные должностные лица. Со временем и старосты также стали назначаться феодалами-вотчинниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: