Гром победы, раздавайся

(Первый российский неофициальный

гимн-марш. 1791 г.)

Музыка О. А. Козловского.

Слова Г. Р. Державина.

Грома победы, раздавайся!

Веселися, храбрый Росс!

Звучной славой украшайся.

Магомета ты потрес!

Воды быстрые Дуная

Уж в руках теперь у нас;

Храбрость Россов почитая,

Тавр под нами и Кавказ.

Уж не могут орды Крыма

Ныне рушить наш покой;

Гордость низится Селима,

И бледнеет он с луной.

Стон Синая раздается

Днесь в подсолнечной везде;

Зависть и вражда мятется

И терзается в себе.

Мы ликуем славы звуки,

Чтоб враги могли узреть,

Что свои готовы руки

В край вселенной мы простреть.

Зри, мудрейшая царица!

Зри, великая жена!

Что Твой взгляд, Твоя десница

Наш закон, душа одна.

Зри на блещущи соборы,

Зри на сей прекрасный строй;

Всех сердца Тобой и взоры

Оживляются одной.

Припев: Славься сим, Екатерина!

Славься, нежная нам мать!

Почти одновременно с «Громом победы…» появился русский духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе».(61,32) Иногда эту песнь считали гимном национальным, но государственным он никогда не был. К этому гимну музыку написал композитор Бортнянский Дмитрий Степанович (1751- 1825). Он заслуженно считался значительным русским композитором второй половины XVIII- начала XIX веков, большим мастером духовной музыки, которая и сегодня часто исполняется в храмах. Гимн привлекал сердца людей в первую очередь в высшей степени искренним обращением к Богу. По сути, он был настоящим духовным гимном страны (58,120). Слова гимна «Коль славен…» написал Херасков Михаил Михайлович (1733- 1807). Он работал директором Московского университета, был действительным тайным советником. Являлся одним из самых известных поэтов своего времени, за что современники его называли «русским Гомером» (61,31).

Современники так характеризовали Хераскова: «Человек острый, ученый и просвещенный». Он писал оды, лирические стихотворения, пьесы, романсы, героические и эпические поэмы, но «Коль славен наш Господь в Сионе» стал вершиной его творчества. (58,120).

Гимн Бортнянского и Хераскова построен на основе церковных и народных напевов и исполнялся в медленном темпе, тем самым оказывал огромное воздействие на слушателей, поэтому он обрел громадную популярность среди населения. Он звучал во время церковных праздников и крестных ходов, исполнялся ежевечерне в армии, при погребении генералов и офицеров, умерших во время прохождения действительной службы, при производстве юнкеров в офицеры и т. д. «Коль славен…» в дореволюционное время являлся всеобщим национальным духовным гимном России, занимая наиболее почетное место. Этому доказательство- его текст:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: