Методические указания. Планы семинарских занятий

План занятия

Й семестр

Планы семинарских занятий

Методические указания

План занятия

1. Государственный строй Японии по Конституции 1889 г.

2. Вторая мировая война. Конституция Японии 1947 г.

1. В первом вопросе следует рассмотреть историю создания Конституции 1889 г., выявить ее основные механизмы и принципы, рассмотреть права и свободы подданных.

2. Во втором вопросе следует проанализировать участие Японии во Второй мировой войне, а также обстановку, сложившуюся после окончания войны. Проанализировать принципы и институты Конституции 1947 г. Провести сравнительно-правовой анализ двух японских конституций.

Рекомендуемая литература

1. Всеобщая история государства и права: в 2 т. Т. 2 / под ред.
В. А. Томсинова. — М.: Зерцало-М, 2002. — 626 с.

2. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: в 2 т. Т. 2 / под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. Б. Жидкова. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005. — С 224—239, 267—325.

3. История Японии: в 2 т. Т. 2. — М.: Наука, 1999. — 380 с.

4. Курицын, В. М. Опыт становления конституционализма в CША, Японии и Советской России: учеб. пособие / В. М. Курицын, Д. Д. Шалягин / Моск. ун-т МВД России. — М.: Трикста: Акад. Проспект, 2004. — 492 с.

5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. Т. 2. Современное государство и право / сост. и отв. ред.
Н. А. Крашенинникова. — М.: Норма, 2006. — С. 360—388.

6. Черниловский, З. М. Всеобщая история государства и права /
З. М. Черниловский. — М.: Юристъ, 1999. — С. 475—479, 520—523.

для очно-заочной и заочной формы обучения

Семинар 1 (по теме 1). Право стран Древнего Востока (2 часа)

Цель занятия: Ознакомление с особенностями возникновения и основными направлениями в развитии права древнейших земных цивилизаций, анализ важнейших памятников права Древнего Востока.

1. Общее и особенное в развитии права древневосточных цивилизаций.

2. Законы Хаммурапи – сборник законов Древнего Вавилона:

а) источники и система законов Хаммурапи;

б) правовое положение основных групп населения;

в) правовое регулирование имущественных и брачно-семейных отношений;

г) преступления и наказания;

д) суд и процесс.

3. Законы Ману – памятник древнеиндусского права:

а) источники права Древней Индии;

б) варновый строй общины и его отражение в законах Ману;

в) правовое регулирование имущественных и брачно-семейных отношений;

г) преступления и наказания;

д) суд и процесс.

4. Рассмотрение казусов по изученным памятникам права.

1. При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на процесс разложения первобытнообщинного строя в определенных географических регионах мира под воздействием появления земледелия, возникновения института частной собственности и развития рабовладения. При изучении данного вопроса полезно привлекать материалы из курса «Теория государства и права» – темы «Происхождение государства» и «Происхождение права». Необходимо сконцентрироваться на проблеме длительного сохранения сельской общины как основы восточного общества, предопределившей и форму организации общества и государства – восточную деспотию. Нужно раскрыть основные особенности деспотического государства и его важнейшие ведомства, показать влияние формы государства на развитие права. Выявить общие и особенные черты в развитии права стран Древнего Востока.

2. Анализируя законы Хаммурапи, следует обратить внимание на деление общества на свободных и рабов, а свободных – на «авилумов» и «мушкенумов». Нужно разобраться в статусе слуг царя («редума» и «баирума»), а также в причинах ограничения долгового рабства. Особое внимание следует обратить на анализ статей, посвященных регулированию имущественных отношений, выяснив: существовало ли в Древнем Вавилоне представление о праве собственности на недвижимость; какие виды договоров были известны законам Хаммурапи; разграничивались ли в сборнике преступления и деликты; в чем проявляется казуальная форма изложения норм права; что такое принцип талиона. Вопрос готовится с привлечением материалов хрестоматии и с обязательными ссылками на конкретные статьи памятника права.

3. Законы Ману представляют собой прекрасный материал для изучения общества и права Древней Индии. Их изучение следует начинать с характеристики правового положения варн: «брахманов», «кшатриев», «вайшиев» и «шудр», а также статуса рабов и «чандалов» (неприкасаемых). Затем необходимо дать общую характеристику норм и институтов отдельных отраслей права: уголовного, гражданского, брачно-семейного. Анализируя содержание памятника, следует найти ответ на вопросы: какова природа норм, зафиксированных в законах Ману; все ли нормы данного памятника права можно назвать правовыми; в чем состоит отличие норм морали, религиозных норм от правовых норм; каковы особенности правового регулирования брачно-семейных отношений в законах Ману; почему вопросам брака и семьи в данном памятнике права уделено значительное внимание; каким образом варновый строй отразился в регулировании имущественных и уголовно-правовых отношений.

Рекомендуемая литература

1. Всеобщая история государства и права: в 2 т. Т. 1 / под ред.
В. А. Томсинова. –– М.: Зерцало-М, 2002. –– С. 47––90.

2. История Востока: в 6 т. Т. 1. Восток в древности. –– М.: Наука, 2000. — С. 88––99.

3. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: в 2 т. Т. 1 / под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. Б. Жидкова. –– 3-е изд., перераб. и доп. –– М.: Норма, 2005. –– С. 123––160.

4. Крашенинникова, Н. А. История права Востока: курс лекций /
Н. А. Крашенинникова. –– М.: изд-во МГУ, 1994. –– 192 с.

5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века / сост. проф. В. А. Томсинов. –– 2-е изд., доп. –– М.: Зерцало-М, 2004. –– С. 8––88.

6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. Т. 1 / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. –– М.: Норма, 2005. –– С. 12––56, 94––127.

7. Черниловский, З. М. Всеобщая история государства и права /
З. М. Черниловский. –– М: Юристъ, 1999. –– С. 23––58.

8. Якобсон, В. А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // Вестник древней истории. –– 1984. –– № 4.

Семинар 2 (по теме 3). Памятники римского права (4 часа. Для заочной формы обучения – 2 часа)

Цель занятия: Ознакомление с историей становления и развития основных институтов римского права, изучение памятников римского права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: