Своеобразие образования государств у афинского, германского, римского и славянского народов

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шёл разными путями.

Энгельс в совей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделяет 3 основных пути образования государства: В Афинах, в Риме, у Франков и у Славян. По его мнению для Афинского государства характерен чистый, классический путь образования государства, то есть это государство, котрое появилось естественным путём, без существенного влияния внешних факторов. с этой точкой зрения не соглашается Венгеров, он считает, что путь образования каждого государства специфичен. То есть каждое государство, образуясь, имеет свои особенности. Отсутствие внешнего фактора в Афинах – это всего лишь особенность, а не классический образец. Афины - древнегреческий тип государства. В целом древнегреческие государства, развиваясь, имеют определённые особенности:

1.Благоприятный климат способствует раннему возникновению частной собственности. Рост производительности труда, появление прибавочной стоимости привели к тому, что появилась возможность обмена и накопления богатства, что в свою очередь привело к возможности использовать труд одних в интересах других, что послужило причиной появления рабства. Рабство в Афинах – основа производства

В этих условиях первобытно - общинная структура общества утратила свою важность, она не могла справиться с нахлынувшими проблемами неравенства и т.п. Это приводит к изменению брачно – семейных отношений: матриархат сменяет патриархат, а его, в конченом итоге, моногамия.

2.Велика политическая роль городов. Они уже на ранних этапах развития выступают центрами политической жизни в Греции. Это характеризует высокое развитие рабовладельческого способа производства.

3.Др.Греческие государства небольшие по территории. Это вызвано рядом причин: географических, социальных (государства образуются на основе родовых общин). Не было условий для увеличения территорий и развития внутреннего рынка.

Таким образом формирование государственных институтов в Афинах происходит закономерно и естественно. В основе этого процесса – разложение первобытно - общинного строя.

Процесс образования государства в Риме во многом аналогичен процессу в Афинах. Но в отличие от Афинского, Римское государство превратилось в могущественную масштабную единицу. Процесс образования государства достаточно закономерен, начинается с объединения римских племён. Территория Рима весьма благоприятна и для земледелия и для скотоводства. Рано создаются условия для развития частнособственнических отношений. Быстрым темпом осуществляется процесс имущественной дифференциации. На возникновение Римского государства повлияла борьба плебеев с патрициями. Благоприятное положение Рима способствовало тому, что на его территорию постоянно прибывают иноземцы. Изначально они включаются в состав римских граждан, но вскоре это запрещается. Плебеи лично свободны, некоторые из них были богаты и состоятельны, однако не обладали политическими правами. Конфликт плебеев и патрициев приводит к проведению некоторых реформ, направленных на уравнение в правах. В результате римские граждане поделены по имущественному цензу. проведена избирательная реформа. В результате вся власть сосредоточена в руках богатой части населения, происходит отделение публичной власти от населения: мы рассматриваем это как признак государства. Процесс образования государства в Риме реализуется естественным и законным путём, но процесс этот ускорен борьбой плебеев и патрициев за уравнение в правах. В основе процесса – разложение первобытно – общинного строя.

На рубеже 9 – 10 веков возникли другие государства, которые носили характер раннефеодальных. Рабский труд не мог быть основой хозяйства, однако существовала полуфеодальная зависимость. У Франков происхождение государства основано не только на внутренних процессах разложения первобытно- общинного строя, но и на внешних завоеваниях северных провинций римской империи.

Вопрос образования государства у славян является достаточно спорным. Существует 2 основные концепции – норманская (Байер, Миллер, Шлёцер). В 20 веке Титов, Тихомиров предложили аргументы, ставящие эту теорию под сомнение:

-у теории ненаучное основание (Нестор – не летописец)

-по свидетельствам археологов развитие славян выше варягов и т.п.

Образование государства – это объективные процесс, предполагающий достижение обществом определённого уровня развития, экономического, социального, политического. Соответственно призвание отдельных лидеров будет не достаточно для образования государства. Анализ различных теорий позволяет сделать вывод о том, что процесс образования государства связан с естественным и закономерным путём в результате сложного и длительного развития общества, трансформации родоплеменных органов в государственные, не прослеживается существенного влияние внешнего фактора на процесс образования государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: