Финансовая деятельность государства и муниципальных образований и ее правовые формы

Понятие и роль финансов. Финансовая система Российской Федерации

Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований и ее правовые формы

Понятие и роль финансов. Финансовая система Российской Федерации

Лекция 2. Финансы и финансовая деятельность государства

Название одной из основных и активно развивающихся отраслей российского права – финансового права – не случайно произошло от его ключевого понятия. Термин «финансы» неразрывно связан с денежными отношениями, в финансах проявляется одна из важнейших сторон экономических отношений общества. Их существование обусловлено товарно-денежными отношениями и деятельностью государства. Государство использует финансовые механизмы для реализации внешней и внутренней политики, выполнения социально-экономических функций, обеспечения обороноспособности и внутренней безопасности страны и многих других направлений деятельности. Выполнение государством его функций невозможно без финансового обеспечения. Оно необходимо и для развития местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения органами власти муниципальных образований.

Чтобы иметь четкое представление о финансовом праве, его предмете и методах правового регулирования, необходимо хорошо понимать, что же такое финансы. Их можно определить в экономическом и правовом аспектах. В экономическом аспекте финансы – это экономические (имеющие количественные характеристики) денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств государства, его территориальных образований, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых им для обеспечения расширенного (простого) воспроизводства и решения социальных задач. Финансы – это не сами денежные средства, а отношения, которые складываются в обществе по поводу их образования, распределения, перераспределения и использования, а также осуществления контроля на всех стадиях движения денежных средств.

В правовом аспекте финансы – это урегулированные правовыми нормами общественные отношения, складывающиеся по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов и доходов государства, его территориальных подразделений, предприятий, учреждений и организаций, которые используют их для целей воспроизводства и удовлетворения социальных потребностей.

Сущность финансов и их социально-экономическая роль в жизни общества и государства выражается в реализации их функций, главными из которых являются распределительная и контрольная. Распределительная функция финансов состоит в том, что они являются важнейшим рычагом распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода между сферами и отраслями экономики, регионами, организациями различных форм собственности, социальными группами населения. Выполняя эту функцию, финансы способствуют организации эффективного и сбалансированного производства в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей. Контрольная функция финансов заключается в том, что посредством проведения финансовых проверок государство осуществляет контроль за производством, распределением, перераспределением и потреблением материальных и социальных благ в государстве, обеспечивает целенаправленное движение финансовых ресурсов. Помимо распределительной и контрольной, финансам свойственны регулирующая и стабилизационная функции.

Финансы – это целостная категория, обладающая общими свойствами, но имеющая внутреннюю структуру. Ее образуют определенные взаимосвязанные звенья, называемые еще институтами. Каждый из институтов характеризуется своими особенностями, но сохраняет общие качества, присущие финансам. По мнению большинства исследователей, к настоящему времени в финансовую систему России входят следующие взаимосвязанные звенья:

1) бюджетная система, в состав которой входят федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации (государственные бюджеты) и бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты);

2) внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;

3) финансы предприятий, учреждений и организаций;

4) финансы имущественного и личного страхования;

5) государственный, муниципальный и банковский кредит.

Все фонды денежных средств в государстве подразделяются на централизованные и децентрализованные. К централизованным фондам денежных средств (централизованным финансам) относятся денежные средства, поступающие в распоряжение государства или властвующего субъекта для удовлетворения потребностей соответствующей территории (например, федеральный, республиканский, краевой, областной бюджеты и др.). Децентрализованные фонды – это денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, образуемые как за счет собственных средств, так и за счет бюджетных ассигнований, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

Безусловно, центральное место в финансовой системе России занимает бюджетная система, в которую входят в качестве элементов денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований. Бюджеты необходимы для финансирования выполняемых государством функций, в том числе реализации общегосударственных или терри­ториальных социально-экономических программ. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов федерации и развития местного самоуправления.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фон­ды — новое звено финансовой системы Российской Федерации, появившееся в нашей стране в 90-е годы прошлого века на основе использования опыта зарубежных стран. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного соци­ального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов. Такие фонды создаются представительными или ис­полнительными органами государственной власти и местного самоуправления, их средства направляются на опреде­ленные цели соответственно своему предназначению.

Финансы предприятий, организаций, учреждений — это обособлен­ные денежные фонды, находящиеся в распоряжении указанных субъектов. Они используются ими для выполнения своих функций и задач. Финансы предприятий — основа всей фи­нансовой системы, ее исходное звено. Именно они непосредственно связаны с ма­териальным производством, в процессе которого создается на­циональный доход, затем распределяемый и перераспределяе­мый посредством финансовой системы. Помимо финансов предприятий, действующих в сфере материального производ­ства, функционируют также финансы других коммерческих организаций, которые занимаются предпринимательской дея­тельностью в иных сферах.

Имущественное и личное страхование обеспечивает формиро­вание страховых денежных фондов, направляемых на возмеще­ние материального ущерба, причиненного физическим и юриди­ческим лицам определенными неблагоприятными событиями (стихийными бедствиями, несчастными случаями и др.) Средства таких фондов образуются как за счет взносов юридических и физичес­ких лиц, вступивших в отношения по страхованию, так и за счет средств государственного бюджета (страхование военнослужащих, государственных служащих, работников правоохранительных и налоговых органов и т. д.).

Важное звено финансовой системы - государственный, муниципальный и банковский кредитПод государственным кредитом понимаются прежде всего отношения, посредством которых образуется государственный долг. Это отношения по временному использова­нию денежных средств юридических и физических лиц государ­ством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления на­меченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, явля­ются кредиторами. Государственный долг образу­ется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ. Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам в целях финансовой поддержки, развития экономи­ческих взаимоотношений и т. д. Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Од­нако государство в этих случаях выступает уже в качестве кре­дитора. В рассмотренных формах осуществляется и муниципаль­ный кредит. Существенно отличается от государственного и муниципального б анковский кредит. Это – отношения по предоставлению бан­ками денежных средств физическим и юридическим лицам для удовлетворения их производственных, социальных и иных нужд на основе догово­ра. Банковский кредит предоставляется во временное использование на условиях возмездности (плат­ности), срочности и материальной обеспеченности долга. В качестве кредитных ресурсов банки, глав­ным образом, используют временно свободные средства юридических и физических лиц, хранящиеся на открытых у них счетах. В опреде­ленных случаях используются бюджетные и иные ресурсы.

Управление при помощи денег является наиболее эффективным регулятором общественных отношений. Направляя потоки денеж­ных средств для образования денежных фондов, которые затем ис­пользуются на нужды общества, государство таким образом стиму­лирует или, наоборот, ограничивает деятельность в определенных сферах. Финансы, помимо этого, являются и лучшим информаци­онным источником.

Финансовая система государства формируется, прежде всего, для того, чтобы государство и органы местного самоуправления могли осуществлять финансовую деятельность. Под финансовой деятельностью государства и органов местного самоуправления понимается организационная деятельность упол­номоченных органов по образованию, распределению, перераспределению и использо­ванию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государст­ва и муниципальных образований на каждом из этапов обществен­ного развития.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения национального дохода, удовле­творения не только личных, индивидуальных потребностей граждан, но и общества в целом. Распределение и пе­рераспределение совокупного общественного продукта и националь­ного дохода происходят в денежной форме, что можно определить как первое объектив­ное условие существования финансовой деятельности. Второе объективное ус­ловие существования финансовой деятельности связано с тем, что в процессе предпринимательской деятельности у организаций и предприятий, а также у физических лиц образуются денежные средства, определенная часть которых в процессе финансовой деятельности привлекается в государственные и муниципальные фонды для удовлетво­рения совместных потребностей.

Можно следующим образом определить основные цели финансовой деятельности государства:

1) обеспечение устойчивого, прогрессивного и оптимального социально-экономического развития;

2) обеспечение защиты государства от внешней угрозы (поддержание обороноспособности) и внутренних угроз (правоохранительная деятельность);

3) поддержание социально незащищенных слоев населения.

Содержание финансовой деятельности формируется следующими составляющими:

1) выявление источников поступления денежных средств в государственные и муниципальные фонды;

2) нормативное закрепление способов осуществления платежей по выявленным источникам;

3) распределение, перераспределение и использование средств, аккумулированных в централизованные и децентрализованные фонды;

4) осуществление финансового контроля.

Финансовую деятельность государства осуществляют органы государства всех ветвей власти, поскольку она включает в себя и законодательную деятель­ность представительных органов власти в области финансов, и управ­ленческую деятельность исполнительных органов власти, направлен­ную на практическую реализацию нормативных актов в сфере финан­совых отношений, а также деятельность судебных органов.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, среди которых выделим следующие наиболее важные:

1. Принцип федерализма, согласно которому в финансовой
деятельности должны сочетаться федеральные интересы с интересами субъектов федерации и муниципальных образований, обеспечиваться необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций на каждом уровне государственного устройства.

2. Принцип социальной направленности финансовой деятельности вытекает из положения Конституции РФ, характеризующего Российскую Федерацию как социальное государ­ство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Это положение Конституции РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов, в финансово-правовых нормах, регулирующих эти процессы, в финансовой политике государства.

3.. Принцип разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей, на котором основано распределение функций в области финансовой деятельности. Исходя из этого принципа, Конституция РФ определяет полномочия законода­тельных (представительных) и исполнительных органов влас­ти. Так, Государственная Дума РФ принимает федеральные за­коны (ч. 1 ст. 105), в частности - законы по вопросам федерального бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии и др. К полномочиям Правительства РФ относятся разработка и представление в Государственную Думу проекта федерального бюд­жета и обеспечение его исполнения, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114) и т.д.

4. Принцип законности означает необходимость строгого
соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и физических лиц.

5. Принцип гласности. В соответствии с Конституцией РФ, требуется официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Это требование непосредственно относится и к нормативным актам, регули­рующим финансовую деятельность, которые не могут применяться, если они не опубликованы офи­циально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

Финансовая деятельность осуществляется в правовых и не­правовых формах. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Конкретные правовые формы финансовой деятельности за­висят оттого, какие органы ее осуществляют: представительные или исполнительные, какого они уровня и организационно-правового статуса. Осуществляя финансовую деятельность, го­сударственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регу­лируют общественные отношения в области формирования, рас­пределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством или му­ниципальными образованиями. Эти акты и являются юриди­ческими (или правовыми) формами финансовой деятельности государства (его органов) и муниципальных образований (органов местного самоуправления), или финансово-правовыми актами.

Финансово-правовые акты можно определить как принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия ре­шения государственных органов и органов местного самоуправле­ния по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компе­тенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансо­во-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Неправовые формы такого оформления не имеют. К ним относятся различные практические действия, юридичес­кого значения не имеющие, но способствующие принятию та­ких актов или применению правовых норм. Это инструктирова­ние финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, проведение заседа­ний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представи­тельных органов власти, разъяснение финансового законода­тельства населению и другая организаторская работа; финансо­во-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финан­сово-экономический анализ; подготовка материалов для финан­сового планирования, прогнозирования и отчетности и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: