Организация диагностирования на СТОА

Техническое диагностирование (далее диагнос­тирование) является составной частью технологических процессов приемки, ТО и ремонта автомобилей и представляет собой процесс определения технического состояния объекта диагностирования {автомобиля, его агрегатов, узлов и систем) с определенной точностью и без его разборки (а иногда и демонтажа) [13].

Основными задачами диагностирования на СТОА являются следующие: общая оценка технического состояния автомобиля и его отдельных систем, агрегатов, узлов; определение места, ха­рактера и причин возникновения дефекта (в первую очередь это относится к дефектам, влияющим на безопасность дорож­ного движения и чистоту окружающей среды); проверка и уточне­ние неисправностей и отказов в работе систем и агрегатов автомо­биля, указанных в заказе-наряде его владельцем или выявленных в процессе приемки, ТО и ремонта; выдача информации о техничес­ком состоянии автомобиля, его систем и агрегатов (в том чис­ле прогнозирование остаточного ресурса) для управления ТО и ремонтом, т. е. подготовки производства и рациональной техно­логической маршрутизации движения автомобиля по производст­венным участкам СТОА; определение готовности автомобиля к государственному периодическому техническому осмотру; конт­роль качества выполнения работ ТО и ремонта автомобиля, его систем и агрегатов; создание предпосылок для экономного ис­пользования трудовых и материальных ресурсов как со стороны СТОА, так и со стороны владельца автомобиля; опосредованное влияние на снижение числа дорожно-транспортных происшествий и других негативных последствий массовой автомобилизации.

Ответственность за решение перечисленных задач на СТОА возлагается на технического руководителя станции.

Специфика организации процесса использования диагности­ческого оборудования на СТОА в значительной мере обусловлива­ется тем обстоятельством, что деятельность СТОА в отличие от АТП направлена в основном на удовлетворение потребностей владельцев индивидуальных автомобилей в технических воздейст­виях, которые они считают необходимыми в настоящий момент. Особенно характерно это проявляется в послегарантийный период эксплуатации автомобилей.

При определении действительной потребности в тех или иных видах работ на СТОА исходят, как правило, из следующих факторов: имеет ли автомобиль неисправности в настоящий мо­мент, какие агрегаты и узлы находятся на стадии отказа и каков их остаточный ресурс (последнее определить наиболее сложно).

Все неисправности и отказы, возникающие в процессе эксплуатации автомобилей, сопровождаются шумами, вибрация­ми, стуками, пульсациями давления, изменениями функциональ­ных показателей (снижением мощности, тягового усилия, давле­ния, производительности и т. д.). Эти сопутствующие неисправ­ностям и отказам признаки могут служить диагностичес­кими параметрами. Диагностический параметр косвенно характеризует работоспособность элемента (системы, агрегата) машины.

Одним из основных требований, которым должна отвечать организация работ на СТОА, является обеспечение гибкости технологических процессов в зонах ТО и ремонта, возможность различных сочетаний производственных операций. Роль связую­щего элемента управления выполняет диагностирование (рис. 4.1).

На практике применяются следующие формы диагностирова­ния:

комплексное, т. е. проверка всех параметров автомобиля в пределах технических возможностей оборудования. Частным случаем комплексного диагностирования является экспресс-диагностирование, при котором объем работ ограничен в первую очередь узлами, влияющими на безопасность движения;

выборочное, при котором осуществляются проверки, заявлен­ные владельцем автомобиля. В этом случае все операции диагностирования разбивают на проверки отдельных систем авто­мобиля. За владельцем оставляется право самостоятельного выбора той или другой работы. Такая форма позволяет варь­ировать объемы диагностирования в зависимости от технического состояния автомобиля, и поэтому она более гибкая, чем комплексное диагностирование.

Рассмотренные формы диагностирования больше пригодны для профилактической проверки технического состояния автомобиля, т. е. для тех случаев, когда необходимо получить заключение о неисправности того или иного агрегата, узла. Однако если в процессе профилактической проверки будет обнаружена неис­правность и возникает необходимость уточнения ее причины, то для решений этой задачи могут потребоваться специальные мето­ды и средства диагностирования.

В процессе производства на СТОА выполняются следующие виды диагностирования: заявочное диагностирование Д3; диагнос­тирование при приемке автомобиля на СТОА Дп; технологи­ческое диагностирование при ТО и ремонте автомобиля, свя­занное с регулировками, Др; контрольное диагностирование Дк.

Заявочное диагностирование Д3, получившее на СТОА наибольшее распространение, проводится по заявке владельца автомобиля в соответствии с заполненными в зоне приемки до­кументами. Этот вид диагностических работ целесообразно проводить в присутствии владельца автомобиля для получения подробной и объективной информации о состоянии техничес­кого средства. Д3 осуществляется на участках диагностиро­вания или на отдельных специализированных постах (напри­мер, проверка углов установки или балансировки колес). В отдельных случаях здесь же производится устранение неисправ­ностей (замена свечи зажигания, регулировка карбюратора и т. п.). Конечным результатом этого вида услуг является контрольно-диагностическая карта, в которую занесены результаты диагностирования и даны рекомендации по устранению обнаруженных неисправностей.

Диагностирование при приемке автомобиля на СТОА Дп предназначено для уточнения технического состояния автомобиля и необходимого объема работ, которые в основном определя­ются на основе заявки его владельца и субъективных данных визуального и органолептического контроля на участке приемки. Однако для 15—20% автомобилей требуется более глубокая проверка. В этом случае автомобиль направляют на участок диагностирования или на пост ТР, если характер дефекта не может быть определен без разборки сборочных единиц и агре­гатов. При Дп корректируется маршрут автомобиля по произ­водственным участкам СТОА и осуществляется диагностирование его систем и агрегатов, влияющих на безопасность движения.

Диагностирование автомобилей при ТО и ремонте Др в основном используется для проведения контрольно-регулировочных работ, уточнения дополнительных объемов работ, преду­смотренных талонами сервисных книжек (по ТО) и заявкой владельца (по ТР). По результатам Др может возникнуть необходимость выполнения дополнительных объемов работ, кор­ректировки маршрута перемещения автомобиля к рабочим пос­там производственных участков СТОА. В случае отсутствия соответствующих средств диагностирования на производственных участках ТО и ремонта работы Др могут выполняться на специализированных постах для Д3.

Применение диагностических средств при ТО и ТР автомо­билей позволяет существенно снизить трудоемкость проведения многих контрольно-регулировочных работ, повысить их качество за счет исключения разборочно-сборочных работ, связанных с необходимостью непосредственного измерения структурных параметров автомобиля (зазора между контактами преры­вателя, рычагами и толкателями клапанов и т. п.). Экономия времени может быть получена и за счет сокращения подгото­вительно-заключительных операций, например, при проверке тяговых качеств автомобиля или трансмиссии.

Контрольное диагностирование Дк проводится для оценки качества выполненных на СТОА работ по ТО и ремонту автомобиля, его систем и агрегатов. Качество выполненных работ может быть проверено на диагностическом оборудовании, имею­щемся на СТОА. Например, проверка тяговых качеств авто­мобилей при испытаниях на стенде с беговыми барабанами позволяет не только полностью заменить сложную в современных условиях проверку автомобилей на дороге, но и быстро, точно установить, соответствуют эти показатели техническим условиям или нет. То же самое можно сказать относительно проверки ходовой части, двигателя, электрооборудования, тормозов автомо­биля.

Современная диагностическая аппаратура позволяет контро­лировать большое число параметров легковых автомобилей. Однако использование ее при контроле качества работ по ТО и ТР в полном объеме в большинстве случаев нецелесообраз­но, так как приводит к значительному его усложнению. Поэтому число проверяемых параметров должно быть по возмож­ности ограничено.

При выборе параметров, подлежащих измерению на участках технического контроля, необходимо принимать во внимание сле­дующие факты. Измеряемые диагностические параметры должны давать представление о том, годен или негоден агрегат или система автомобиля к эксплуатации после ТО и ТР.

Анализ оснащенности СТОА диагностическим оборудованием, его размещения по технологическим зонам, а также изучение технических возможностей оборудования и типовых работ по ТО 104

и ТР на станциях показывают, что при контроле качества целе­сообразно использовать комплексы диагностических операций в различных сочетаниях в зависимости от содержания выполняемых работ. Это позволяет получить достаточно полное представление о техническом состоянии автомобиля, прошедшего ТО или ремонт. Например, при контроле системы зажигания необходимо про­верить не менее четырех параметров: осциллограмму рабочих процессов первичной и вторичной цепей, пробивное напряжение на свечах зажигания, угол замкнутого состояния контактов преры­вателя и угол опережения зажигания. Проверка меньшего числа диагностических параметров не дает, как правило, доста­точного представления о качестве обслуживания системы за­жигания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: