Функциональный анализ
Типология по В.И. Ильину
Социальное действие проявляется в разных формах.
Позитивное действие. Это действие, совершенное вовне. Например, акт покупки или возврата товара.
Негативное действие - это действие, которое субъект (индивид или организация) хотел бы совершить, но не совершил. Негативное действие - это тоже действие, хотя его не видно (человек зашел в магазин, посмотрел и ушел; бросившему курить мучительно хочется купить сигареты, но он воздерживается). Оно проявляется в двух основных вариантах:
а) воздержание - это отказ от действия, которое можно совершить, но от которого лучше воздержаться по тем или иным причинам. Например, человек имеет потребность в данном товаре и деньги, чтобы его приобрести, но не покупает, поскольку ищет более качественный товар того же вида или считает, что есть более насущные потребности;
б) терпение - это не совершение действия в силу неспособности его совершить. Например, покупатель нуждается в товаре, но не может купить его в силу отсутствия денег или отсутствия товара в доступном магазине.
|
|
Итак, рассмотрим такую классификацию как рациональное и иррациональное потребительское поведение.
1. Рациональное потребительское поведение:
· покупка строго запланирована;
· максимум объективности при выборе товаров;
· потребитель задумывается о последствиях;
· потребитель трезво оценивает ситуацию (качество продукта, полезность);
· потребитель максимизирует полезность товара при ограниченном доходе;
· большое значение имеет марка производителя.
2. Иррациональное потребительское поведение:
· незапланированная покупка;
· при выборе товара преобладают эмоции;
· потребитель не задумывается о последствиях;
· максимум субъективности в оценках;
· покупка вызвана увиденным изображением продукта;
· одним из главных стимуляторов является реклама;
· влияние моды.
Общие факторы:
· экономический кризис;
· развитость рынка товаров;
· насыщение рынка товарами для разных типов потребителей;
· конкуренция товаропроизводителей и торговых фирм.
Специфические факторы:
· уровень дохода;
· возраст;
· пол;
· образование;
· социальное положение;
· наличие детей;
· семейное положение;
· иерархия жизненных ценностей в выбранных группах;
· стимулирование потребителей каждого типа к повторной покупке;
· мода;
· информированность о товаре, компании.
1) основными критериями при выборе товара потребителем являются цена, производитель, качество;
2) у покупателей-мужчин преобладает рациональный аспект потребительского поведения, а у покупателей-женщин – иррациональный;
|
|
3) чем выше уровень дохода и образования у потребителя, тем больше требований при выборе товара он предъявляет;
4) у покупателей среднего возраста преобладает рациональный аспект потребительского поведения, а у молодежи – иррациональный;
5) у большинства потребителей, состоящих в браке, преобладает рациональный аспект потребительского поведения;
6) у большинства потребителей ключевыми мотивами при выборе определенных услуг являются желание дать или получить образование и быть здоровым;
7) при совершении покупки большинство потребителей советуются с членами семьи и коллегами.