Органы СНГ

Органами Содружества являются:

1) Совет глав государств и Совет глав правительств;

2) Межпарламентская Ассамблея;

3) Совет министров иностранных дел;

4) Исполнительный комитет;

5) Совет министров обороны;

6) Совет командующих Пограничными войсками;

7) Экономический совет;

8) Экономический суд;

9) Комиссия по правам человека.

Высшим органом Содружества является Совет глав государств. Он обсуждает и решает важнейшие стратегические вопросы дея­тельности государств-членов в сфере их общих интересов. Совет глав правительств Содружества координирует сотрудничество ор­ганов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. С 1991 по 2003 г. состоялось 36 заседаний Совета глав государств и более 50 заседаний Совета глав правительств. Следует отметить, что на всех без исключения засе­даниях Совета глав государств и Совета глав правительств их уча­стники твердо высказывались за дальнейшее сотрудничество госу­дарств в рамках СНГ, повышение эффективности деятельности Содружества как региональной международной организации.

Межпарламентская Ассамблея СНГ призвана осуществлять ко­ординацию межпарламентского сотрудничества. Этот орган имеет развитую организационную структуру, собственный бюджет. Одно из основных направлений деятельности Ассамблеи — разработка модельных законодательных актов для государств — участников СНГ, которых разработано и принято свыше сотни.

Совет министров иностранных дел государств — членов СНГ (СМИД) на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их деятельность в меж­дународных организациях, и организацию консультаций по во­просам мировой политики, представляющим взаимный интерес (ст. 27 Устава).

Исполнительный комитет Содружества Независимых Госу­дарств создан в 1999 г. До него действовал Исполнительный сек­ретариат СНГ, а еще раньше — Рабочая группа для организацион­но-технической подготовки и проведения заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.

Стоящие перед СНГ масштабные задачи выдвигают в повестку дня вопрос о совершенствовании форм, методов и механизмов многостороннего сотрудничества.

Закрепленный в Уставе СНГ принцип консенсуса никак не со­четается с возможностью неучастия отдельных стран в тех или иных решениях. В государствах практически нет конкретно уста­новленных сроков проведения решений через внутригосударст­венные процедуры. В результате эти сроки нередко затягиваются на годы.

В целях повышения эффективности СНГ, превращения ее в действенную международную организацию следовало бы:

1) применять принцип консенсуса «одно государство — один голос» только в отношении политических решений;

2) установить нижний предел в девять государств, участвую­щих в соглашении;

3) крупные экономические решения принимать с учетом по­тенциала государств, где доля России составляла бы 50%;

4) принять модельный закон, определяющий единообразный порядок внутригосударственных процедур относительно соглаше­ний, заключенных в рамках СНГ;

5) для разгрузки Совета глав государств и Совета глав прави­тельств следовало бы передать часть вопросов, по которым могут быть приняты окончательные, имеющие обязательную силу реше­ния, на уровень Экономического совета СНГ и Совета министров иностранных дел Содружества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: