Органами Содружества являются:
1) Совет глав государств и Совет глав правительств;
2) Межпарламентская Ассамблея;
3) Совет министров иностранных дел;
4) Исполнительный комитет;
5) Совет министров обороны;
6) Совет командующих Пограничными войсками;
7) Экономический совет;
8) Экономический суд;
9) Комиссия по правам человека.
Высшим органом Содружества является Совет глав государств. Он обсуждает и решает важнейшие стратегические вопросы деятельности государств-членов в сфере их общих интересов. Совет глав правительств Содружества координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. С 1991 по 2003 г. состоялось 36 заседаний Совета глав государств и более 50 заседаний Совета глав правительств. Следует отметить, что на всех без исключения заседаниях Совета глав государств и Совета глав правительств их участники твердо высказывались за дальнейшее сотрудничество государств в рамках СНГ, повышение эффективности деятельности Содружества как региональной международной организации.
|
|
Межпарламентская Ассамблея СНГ призвана осуществлять координацию межпарламентского сотрудничества. Этот орган имеет развитую организационную структуру, собственный бюджет. Одно из основных направлений деятельности Ассамблеи — разработка модельных законодательных актов для государств — участников СНГ, которых разработано и принято свыше сотни.
Совет министров иностранных дел государств — членов СНГ (СМИД) на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их деятельность в международных организациях, и организацию консультаций по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес (ст. 27 Устава).
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств создан в 1999 г. До него действовал Исполнительный секретариат СНГ, а еще раньше — Рабочая группа для организационно-технической подготовки и проведения заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.
Стоящие перед СНГ масштабные задачи выдвигают в повестку дня вопрос о совершенствовании форм, методов и механизмов многостороннего сотрудничества.
Закрепленный в Уставе СНГ принцип консенсуса никак не сочетается с возможностью неучастия отдельных стран в тех или иных решениях. В государствах практически нет конкретно установленных сроков проведения решений через внутригосударственные процедуры. В результате эти сроки нередко затягиваются на годы.
В целях повышения эффективности СНГ, превращения ее в действенную международную организацию следовало бы:
|
|
1) применять принцип консенсуса «одно государство — один голос» только в отношении политических решений;
2) установить нижний предел в девять государств, участвующих в соглашении;
3) крупные экономические решения принимать с учетом потенциала государств, где доля России составляла бы 50%;
4) принять модельный закон, определяющий единообразный порядок внутригосударственных процедур относительно соглашений, заключенных в рамках СНГ;
5) для разгрузки Совета глав государств и Совета глав правительств следовало бы передать часть вопросов, по которым могут быть приняты окончательные, имеющие обязательную силу решения, на уровень Экономического совета СНГ и Совета министров иностранных дел Содружества.