Этапы развития налогообложения в России

ü В 9 веке наиболее сильные княжества объединились под главенством Киева и возникло единое государство – Киевская Русь. = > появились первые налоги, которые взимались в форме дани. Основные плательщики – смерды. Объекты налога – человек, плуг, дом, дым.

ü В период господства Золотой Орды (середина 13 – начало 15 вв) резко увеличивается налоговое бремя, так как приходится содержать два государства. В этот период (9-15вв) налоги выполняли единственную функцию – фискальную.

ü В конце 14 века осуществляется переход от системы кормления к кормлёному откупу (теперь фиксируется сумма налога, который надо уплатить в бюджет). Основной объект налогообложения – соха (участок земли определённой площади).

Крестьяне: крепостные, казённые, монастырские, свободные. Свободные платили больше.

ü В 1860 году переход с посошного налогообложения к подворному (то есть объект – тяглый двор). Подворная система расширила количество плательщиков за счёт деревенской и городской бедноты.

ü К концу 16 века перешли от натуральной к денежной форме уплаты налога (кроме «соболиной казны», налог на пушнину – ясак).

ü Внешняя торговля к.16-н.17 вв была монополизирована государством. По Новоторговому Уставу 1667 года розничная торговля иностранцев в русских городах запрещалась, беспошлинная оптовая торговля разрешалась в пограничных городах, а внутри страны пошлина составляла 100% стоимости товара. Косвенные налоги (таможенные пошлины, главным образом) в 17 веке обеспечивали больше половины доходов казны.

ü => таким образом, в период становления централизованного государства налоги служили одним из средств объединения русских земель и помимо фискальной функции выполняли воспроизводственную (регулирующую).

ü Во время петровских реформ сформулированы принципы налогообложения, направления расходования средств. Подворный налог заменён подушной податью = > резко увеличилось количество налогоплательщиков и выросли поступления в казну (острая потребность в деньгах из-за войн). Учреждена должность вымышленника, выбыльщика – «чинить государю прибыль» (придумывал налоги). При Петре 1 осуществлялась государственная монополия внешней и внутренней торговли. Внутри страны: на вино, табак, соль. Вне: на мех, лес, пеньку, икру, смолу. Торговая политика носила протекционистский характер и направлялась на ограничение иностранной конкуренции. Ввозная таможенная пошлина устанавливалась тем выше, чем более было развито производство данного товара внутри страны (25-75%). Так, налоги активно выполняли воспроизводственную функцию и увеличивалась доля прямых налогов в доходах государственной казны.

ü К концу 19 века (после 1861 года) в налоговой системе произошли следующие изменения: бывшие помещичьи крестьяне должны были платить выкупные платежи, а также местные и земские сборы, отменены винные откупа, ведён акциз на вино, повышены акцизы на табак и сахар => значение косвенных налогов выросло, а доля прямых (подушной подати) снизилась. С конца 19 века началась постепенная отмена подушной подати. Формально она была заменена подоходным налогом в 1916 году.

ü Советский период (1917-1991гг)

· В 1918 году начала осуществляться коренная перестройка налоговой системы, основные задачи которой: экспроприация собственности у капиталистических элементов и создание условий для улучшения материального положения трудящихся. Сохранены прежние налоги. Введены новые чрезвычайные налоги на буржуазию. Были значительно повышены акцизы на предметы роскоши. Таким образом, налоговая система являлась главным экономическим методом классовой борьбы.

· 1919 год – декрет о продразверстке и наступление эпохи военного «коммунизма». Отсутствие стабильных, полноценных денег в обращении. Отмена платы за коммунальные услуги и транспорт. Изъятие излишков продовольствия у крестьян. В городах продовольствие распределялось по карточкам, нормы потребления дифференцировались в зависимости от социального статуса. Взимание налогов было приостановлено.

· 1922 год, переход от военного «коммунизма» к НЭПу и замена продразверстки продовольственным налогом. В середине 20х годов была разрешена частная предпринимательская деятельность, частная торговля, натуральная заработная плата заменялась денежной. В 1922 году введён подоходно-поимущественный налог, который платили частные предприятия. В 1923 году введён подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами. Крестьяне платили с\х налог, размер которого дифференцировался по социальному признаку.

· Со второй половины 20х годов начинается политика сворачивания частной предпринимательской деятельности. Резко повышается подоходно-поимущественный налог, увеличиваются налоговые льготы государственным предприятиям. Таким образом, многоукладность экономики к 1930 году ликвидирована – осталась только государственная собственность. Следовательно, возникла необходимость в реформировании налоговой системы страны.

· Проведена налоговая реформа 1930-1932 годов: все налоги, уплачиваемые государственными предприятиями, объединены в единый платёж – отчисление от прибыли; был введён налог с оборота (существовал до 1991 года); понижены ставки подоходного налога для рабочих служащих и повышены для других категорий населения; ещё более усилена социальная дифференциация налогообложения в деревне.

· Во время Великой Отечественной Войны основная задача финансовой системы страны – мобилизация средств для финансирования ведения войны. В результате сокращения налоговых поступлений от предприятий были резко увеличены размеры налоговых поступлений от населения за счёт: установление временных надбавок к подоходному и с\х налогам, введён военный налог (характер подушного налога), введён налог на холостяков и малосемейных граждан (как целевой на содержание детей-сирот, но остался до 1991 года).

· В послевоенный период постепенно снижаются ставки подоходного налога с населения, снижается с\х налог, а со второй половины 50х годов проводится подготовка к хозяйственной реформе.

· Хозяйственная реформа 1965 года. Направлена на изменение отношения предприятий с государственным бюджетом (предоставление большей самостоятельности предприятиям). Были введены 3 новых платежа из прибыли: плата за основные производственные фонды и оборотные средства (цель – повышение эффективности использования оборудования), фиксированные (рентные) платежи (с помощью которых в бюджет изымалась та часть прибыли, размер которой не зависел от работы конкретного предприятия ), свободный остаток прибыли (который оставался после покрытия всех плановых затрат и формирования соответствующих фондов – фонд материального поощрения, фонд развития предприятия).

· В середине 70х годов внедрение нормативного метода распределения прибыли с целью обеспечения стабильных поступлений в бюджет и расширение прав предприятий. Министерством устанавливался норматив отчисления от расчётной прибыли после всех платежей и плюс абсолютные суммы платежей (независимо от выполнения плана по прибыли) в государственный бюджет.

· Таким образом, налоговый механизм советского периода по сути представлял собой систему директивного изъятия доходов, так как государственная собственность превалировала над всеми остальными формами собственности и отсутствовала свобода предпринимательской деятельности.

· В 1985 году началась перестройка экономической системы страны и возникла необходимость в формировании новой налоговой системы, соответствующей рыночным преобразованиям. Основы новой налоговой системы сформулированы в законе «Об основах налоговой системы», принятом в декабре 1991. В течение 1992 и 1993 годов принимались законы по отдельным налогам.

ü С середины 1990х годов начинают вестись работы по составлению Налогового кодекса

Объединение норм налогового законодательства в едином акте - Налоговом кодексе - продиктовано необходимостью

  • систематизации налогового законодательства, а это в свою очередь способствует: установлению четкой последовательности уплаты налогов, исключает неоднородность и внутренние противоречия механизма налогообложения, позволяет субъектам налоговых отношений получить информацию о своих правах и обязанностях
  • и стабильности налогового законодательства, которая защищает налогоплательщика от частных изменений в сфере налогообложения.

Существует конституционная “недогрузка” в отношении налогов, поэтому Кодекс призван полно и последовательно раскрыть основные принципы налогового права.

Главный налоговый документ – Налоговый Кодекс – вступил в силу с 1 января 1999 года (первая, общая его часть). Систематизированы общие нормы законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, установлена система налогов, определены основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов (сборов) и порядок их исполнения, а также права и обязанности субъектов налоговых отношений, формы и методы налогового контроля, виды налоговых правонарушений и виды ответственности по ним.

Вторая часть НК РФ действует с 1 января 2001 года и содержит главы, посвященные конкретным налогам (первоначально – 4, потом ежегодно принимались новые налоги; она отражает порядок исчисления и уплаты основных федеральных, региональных и местных налогов).

НК РФ призван решить следующие задачи: обеспечить стабильность налоговой системы (за счет отмены подзаконных актов), упростить налоговую систему (за счет сокращения общего числа налогов), создать справедливую и рациональную налоговую систему, сократить неоправданное количество налоговых льгот.

Основные достоинства НК РФ:

§ должное внимание уделено налоговым процедурам и гарантиям их соблюдения

§ однозначно установлено, что подзаконные акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах

§ отделены налоговые правоотношения от отношений другого рода - гражданских, бюджетных, административных

§ ограничено право налоговых органов давать правовую оценку сделкам, совершаемым налогоплательщиком

Налоговые реформы после Второй Мировой Войны в зарубежных странах:

v Стимулирование частного предпринимательства в 50 - 70-е гг. осуществлялось посредством предоставления налоговых льгот инвесторам; предприятиям добывающих отраслей, транспорта, авиастроения; при экспорте продукции и услуг; на проведение НИОКР.

v Начало 80-х гг. было отмечено либерализацией систем подоходного налога. Основной путь - снижение налоговых ставок с одновременным расширением налогооблагаемой базы и сокращением льгот

v Реформирование систем косвенного налогообложения осуществлялось через уменьшение таможенных пошлин, снижение уровня акцизов, придание универсального значения и усиления роли НДС.

v В 80-е -начало 90-х гг. ХХ в. ведущие страны мира провели реформирование, направленное на ускорение накопления капитала и стимулирование деловой активности.

v В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования:

· одна группа стран (США, Австралия, Япония и др.) сделала акцент на преобразования прямого обложения

· страны-члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения

v Развиваются два направления: гармонизации налоговых систем и гармонизации налоговой политики.

v В 1993 году разработан документ, выполняющий роль мирового налогового Кодекса.

В нем насчитывается более 590 статей рекомендательного характера, дано понимание налоговой системы, приведены рекомендации для разработки национального законодательства, рассмотрены вопросы создания эффективного налогового аппарата

Основы построения системы налогообложения

Налоги – важнейшая форма аккумуляции денежных средств бюджетом.

Основную часть доходов бюджета составляют налоги: во Франции они формируют 95% доходов государственного бюджета, в США – более 90%, в Германии - 80%, в Японии - 75%, в России - более 85%

Налоговые отношения возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Без налогов нет бюджета.

Сущность налоговых изъятий государством:

· Государство изымает определенную часть валового продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов.

· Налоги и займы – два определяющих источника существования любой страны. От их соотношения в значительной степени зависит ее платежеспособность и общее положение в мире.

· При недостаточности налоговых доходов прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения страны (внутренние заимствования) и выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и\или муниципальных образований.

  Право хозяйственного ведения Право оперативного ведения
Объект Предприятие как имущественный комплекс Предприятие как имущественный комплекс и иное имущество
Прекращение права По основаниям прекращения права собственности При правомерном изъятии имущества по решению собственника По основаниям прекращения права собственности При правомерном изъятии имущества по решению собственника
Правомочия собственника имущества Создание предприятия Определение предмета и цели его деятельности Назначение руководителя предприятия Реорганизация и ликвидация предприятия Контроль за сохранностью и использованием переданного имущества Получение части прибыли от использования имущества Изъятие излишнего неиспользуемого или используемого не по назначению имущества Распределение доходов предприятия Осуществление иных правомочий собственника
Субъект Государственные и муниципальные предприятия Казенные предприятия и учреждения
Правомочия Владеют, пользуются, распоряжаются имуществом в установленных ГК РФ пределах Не могут распоряжаться переданным им недвижимым имуществом без согласия собственника Остальным имуществом могут распоряжаться по закону или иным правовым актам Владеют, пользуются, распоряжаются имуществом · в установленных ГК РФ пределах · в соответствии с заданием собственника и целями своей деятельности · с учётом назначения имущества · с согласия собственника Не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом и приобретенным за счет средств, выделенных по смете

Отличительные признаки налога:

  • Принудительный характер (каждое лицо-налогоплательщик) должно уплачивать законно установленные налоги сборы)
  • Индивидуальная безвозмездность (лицо, уплатившее налог, взамен от государства ничего не получает)
  • Регулярность выплат (налог уплачивается с определенной периодичностью)
  • Финансовое обеспечение деятельности государства (налоги, иные сборы и платежи являются источниками доходов соответствующих бюджетов)
  • Условия установления налогов и сборов (налог считается установленным лишь в том случае, когда определены его элементы)

Любой налог внутренне противоречив – в нем сталкиваются интересы двух сторон, а именно государства и налогоплательщика. Главный интерес государства – взять как можно больше налогов, а налогоплательщика – заплатить как можно меньше налогов.

Данное противоречие может быть разрешено посредством четкого разграничения прав и обязанностей сторон.

Права государства: устанавливать налоги, взимать налоги, привлекать к ответственности за налоговые правонарушения.

Обязанности государства: принять справедливую и эффективную налоговую систему, правильно использовать налоги в соответствии с интересами налогоплательщиков, отчитываться об использовании налогов.

Обязанности налогоплательщика: платить законно установленные налоги и сборы.

Права налогоплательщика: требовать от государства выполнения своих обязанностей.

Система налогов и сборов – совокупность налогов и сборов, взимание которых предусмотрено налоговым законодательством РФ. Это составная часть налоговой системы.

Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

Элементы налоговой системы:

1) Налоговые отношения – это совокупность властных отношений

v по установлению налогов и сборов (предусматривается сама возможность взимания налогов и сборов, устанавливаться налоги и сборы могут только НК РФ),

v по введению налогов и сборов (введение налогов и сборов – это принятие соответствующего федерального, регионального или местного закона, подробно регламентирующего процедуру взимания),

v по взиманию (взимание – это отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства),

v по контролю (отношения, возникающие при проведении налоговых проверок),

v по привлечению к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

2) Субъекты налоговых отношений:

· Налогоплательщики

· Налоговые агенты

· Налоговые органы (ФНС и подразделения)

· Таможенные органы (ФТС и ее подразделения)

· Финансовые органы (Минфин и его подразделения)

· Органы государственных внебюджетных фондов

· Органы налоговых расследований

· Органы, осуществляющие регистрацию организаций и физических лиц

· Лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, понятые, свидетели)

· Кредитные организации

3) Объекты налоговых отношений: денежные средства и правопорядок в налоговой сфере


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: