Расскажите об особенностях живописи Рембрандта

Экзаменационный билет № 8

1. Что такое «цветовой тон»?

Тон — одна из трёх основных характеристик цвета наряду с насыщенностью и светлотой. Тон определяется характером распределения излучения в спектре видимого света, причём, главным образом, положением пика излучения, а не его интенсивностью и характером распределения излучения в других областях спектра. Именно тон определяет название цвета, например «красный», «синий», «зелёный». Любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, сходные с одним и тем же цветом спектра (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета. Так, красные, оранжевые и жёлтые оттенки, как соответствующие огню и вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют тёплыми тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда — холодными. В живописи цветовым тоном называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщающий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбираются с расчётом на объединение цветов общим цветовым тоном.

В истории изобразительного искусства прошлых веков гениальный голландский художник Рембрандт, пожалуй, более чем кто – либо другой, сумел глубоко волнующе, правдиво раскрыть неисчерпаемое богатство внутреннего мира человека.

Рембрандт использовал светотень как важнейшее средство художественной выразительности. Свет в его картинах определяет все построение, световые акценты, позволяет зрителю охватить основное, фиксируя его внимание на наиболее существенных моментах данной сцены. Вместе с тем, постепенные переходы от освещенных мест к затененным, создают ощущение окружающей воздушной среды. Фигуры в картинах Рембрандта не кажутся помещенными в безвоздушном пространстве, вокруг них чувствуется атмосфера, которая смягчает резкость очертаний и объединяет все изображенное в едином живописном видении. Совершенствуя на протяжении всего своего творчества средства художественного воздействия, Рембрандт полностью овладевает светотенью.

В связи с углублением его творческих исканий постепенно меняется и понимание художником света, который приобретает как бы символический характер. Он выступает как некий моральный критерий. Противопоставление освещенных и затененных фигур в картинах Рембрандта нередко говорит о борьбе сил добра и зла. Наряду с этим мягкие переходы от света к тьме создают вокруг происходящего созвучную ему атмосферу. Часто возникает ощущение, что люди в его картинах сами излучают свет.

Тесно связаны с пониманием задачи светотени и колористические искания Рембрандта. В соответствии с пронизывающим темное пространство золотистым светом художник строит картину на теплой, желтовато- красной гамме, вводя черный, а иногда и белый цвета. Теплые оттенки человеческого лица и рук, озаренных мягким светом, глубокие красные или черные цвета одежд, еще более глубокий темный фон - основное цветовое построение его картин. Вполне определившийся к 1640- м годам колористический строй произведений Рембрандта основан на полной гармонии цветов в богатой оттенками теплой красной гамме. Художник умеет извлечь необычайные живописные эффекты из сравнительно ограниченной палитры. Красное и желтое, черное и белое приобретают иное звучание в зависимости от своего места в общей композиции, то, вспыхивая на свету теплым сиянием, то постепенно гасимые тьмой, притягивают взор большой поверхностью единого цвета. Используя свойства масляной краски, которую он накладывает густым, непрозрачным слоем и направление мазка, художник достигает исключительного разнообразия цветовых звучаний. В поздних вещах Рембрандта чувствуется такая свобода живописного мастерства, с которой не может сравниться ничто из достижений голландских живописцев его времени.

Рембрандт выступал против официальных академических канонов, против обязательности изучения анатомии, пропорций человеческого тела, перспективы, против незыблемости идеалов классической скульптуры и рисунков Рафаэля. В противовес этим классицистическим нормам Рембрандт обращался к природе, к реальной жизни, к живому человеку.

Считал, что техника для художника - не самоцель, средство выражения. Красота в искусстве не должна искажать правду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: