Организационно-экономические основы функционирования государственных финансов

ТЕМА №2 Государственные финансы

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. https://freakonomics.ru/ - Хэл Р. Вэриан, Микроэкономика. Промежуточный Уровень: Современный Подход.

2. BibEc: Библиографический каталог статей по экономике (BibEc: Printed Papers in Economics)
https://netec.mcc.ac.uk/BibEc.html
https://netec.wustl.edu/BibEc
https://netec.ier.hit-u.ac.jp/BibEc
BibEc - один из ключевых сервисов RePEc, позволяющий осуществлять в архивах RePEc поиск библиографической информации, т.е. выходных данных статей, иногда снабженных аннотациями. На конец 2002 г. каталог насчитывает более 130 000 статей: более 62 000 препринтов (working papers) и более 72 000 журнальных статей.

3. Economicus.ru - https://economicus.ru/ Проект Института "Экономическая Школа". На портале представлены: ссылки на профессиональные сайты по различным областям экономики и менеджмента, электронные хранилища текстов и каталоги "настоящих" библиотек; сайты электронных изданий и обычных

4. "Вопросы экономики": всероссийский ежемесячный журнал https://www.vopreco.ru

5. https://www.gov.spb.ru - Официальный портал администрации Санкт-Петербурга

6. https://www.ecsocman.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент.

7. A History of Economic Thought - https://www.wesleyan.edu/css/readings/Barber/toc.htm - интернет-ресурс по истории экономической мысли

8. https://www.spb-venchur.ru - Инвестиционные приоритеты Санкт-Петербурга

9. Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135 — ФЗ «О защите конкуренции» https://www/cjnsultant.ru/jline/base/?reg=doc;base=LAW;n=61763

10. https://base.garant.ru/10104442.htm - Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147 — ФЗ от 17 августа 1995 года

11. https://fas.gov.ru - Официальный сайт ФАС России

12. https://gks.ru -Государственный комитет статистики

13. https://www.ippnou.ru -Институт проблем предпринимательства

14. https://www.trkodeks.ru/ - Трудовой кодекс

Для допуска к экзамену необходимо выполнить 2 контрольные работы по микроэкономике и макроэкономике. Контрольные работы сдаются в оговоренные сроки сдачи на кафедру экономической теории и мировой экономики.

В финансовой системе страны ведущее место занимают государственные финансы. Государственные финансы представляют собой экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств.

В составе государственных финансов выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет свои специфические функции. Составными частями государственных финансов являются государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, резервный фонд, фонд национального благосостояния, финансы государственных предприятий и организаций.

При функционировании государственных финансов возникают два взаимосвязанных процесса: мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государства и их использование на государственные нужды. Первый из этих процессов находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй — в государственных расходах. Совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государственных функций представляет собой финансовую политику государства.

Централизация значительной части государственных доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение финансовых ресурсов, решать государственные задачи.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство мобилизует необходимые денежные средства. В условиях рыночной экономикиосновными методами мобилизации государственных доходов являются взимание налогов, привлечение займов и эмиссии.Соотношение между ними в разные исторические периоды неодинаково и определяется уровнем экономического развития, проводимой финансовой политикой, остротой социальных проблем и другими факторами.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги. В условиях рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей. Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных, так и внебюджетных фондов. Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого из них определяются в законодательном порядке и закрепляются за соответствующими органами государственного управления.

Налоги имеют фискальное, экономическое и социальноезначение. Обеспечивая государство необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем, механизм исчисления налогов, их виды, размеры, применяемые налоговые льготы могут влиять на развитие производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, стимулирование тех или иных видов деятельности, т. е. иметь экономическое значение. С помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований социальной политики, освобождаются от налогов определенные лица и виды деятельности, затраты и т.п.

Вторым по фискальному значению доходом являются государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики, когда усиливается финансовая напряженность разных звеньев финансовой системы. В период экономических кризисов займы могут даже превалировать над налогами, поскольку последние в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы. Займы находят применение в разных звеньях государственных финансов: при формировании бюджетов различных уровней, при формировании внебюджетных фондов, в составе привлеченных средств государственных корпораций.

Третьим методом мобилизации государственных доходов является денежно-кредитная эмиссия, которая выступает в двух видах – бумажно-денежной и кредитной. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. Эмиссии, как бумажно-денежные, так и кредитные, если они не связаны с потребностями хозяйственного оборота, являются негативными моментами, поскольку ведут к усилению инфляционных процессов в экономике. Страны с развитым рыночным хозяйством стремятся не прибегать к кредитной эмиссии, заменяя ее выпуском займов.

Содержание и характер государственных расходов определяется функциями государства: экономической, социальной, управленческой, военной и другими. В рыночных условиях экономическая функция государства значительно сужается. Однако государственные расходы на экономику имеют очень важное значение. Они способствуют структурной перестройке производства, модернизации и техническому переоснащению предприятий. Кроме того, есть такие сферы экономики, финансировать которые, кроме государства, никто не в состоянии. Значительную долю в государственных расходах занимают расходы, обусловленные выполнением социальной функции государства.

Функционирование государственных расходов базируется на определенных принципах. К важнейшим принципам государственных расходов относятся:

- целевое направление средств,

- безвозвратность расходования государственных ресурсов,

- соблюдение режима экономии.

Целевое направление средств означает, что госрасходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования. Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование государственных расходов, не нуждаются в обязательном их возмещении. Такой режим расходования существенно отличается от использования кредитных средств. Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления госрасходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предлагает наиболее целесообразное их осуществление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: