«В ней всё соединено вместе: этот стройный и высоко возносящийся над головою лес сводов, эта легкая паутина резьбы, опутывающая его своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо, окна огромные, узкие, с бесчисленными изменениями и переплётами; величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость — это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура. Вступая в священный мрак этого храма, сквозь который фантастически глядит разноцветный цвет окон, поднявши глаза кверху, где теряются, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим, один над другим и им конца нет, — весьма естественно ощутить в душе невольный ужас присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека», - так характеризовал Гоголь готическое течение.
Термин «готика» возник применительно к архитектуре, и именно в ней проявились наиболее характерные черты этого стиля. На протяжении столетия – примерно с 1150 до 1250 гг. – архитектура оставалась преобладающим видом искусства. Этот период можно назвать великой эпохой соборов. Название стилю дал Джорджо Вазари, итальянский художник и архитектор, автор труда «Жизнеописание», который он закончил в 1550 году. По сути дела являясь автором первого монументального труда по истории искусств, Вазари изучал шедевры Ренессанса и всё, что было сделано до этого, ему казалось дикостью. Поэтому стиль им был назван «Готика», от итальянского слова gotico, что переводится как «варварский».
|
|
Что касается живописи, то местом её расцвета, пришедшегося на первую половину XIV в. Стала Центральная Италия, а примерно с 1400г. Живопись становится ведущим жанром искусства и к северу от Альп. Таким образом, рассматривая всю эпоху готики в целом, мы видим, как постепенно роль основного вида искусства перешла от архитектуры к живописи, то есть архитектурное начало уступило место живописному.