В психологии принято выделять виды воображения (Рис. 2) по следующим основаниям: по степени активности (непроизвольное и произвольное, активное и пассивное), по виду деятельности (научное, художественное, техническое и пр.) и по его результату (воссоздающее и творческое).
Наиболее полную и целостную классификацию воображения предложила И.В. Дубровина (1999):
· Непроизвольное, или пассивное воображение – вид воображения, при котором новые образы возникают под воздействием малоосознаваемых или неосознаваемых потребностей, помимо воли человека. К таким видам воображения относятся сновидения, галлюцинации и грезы.
Образы сновидения, как правило, представляют собой непреднамеренно возникающие фрагменты воспоминаний прошлого опыта, как неожиданные, иногда совершенно бессмысленные, комбинации. По Сеченову, сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его сознание как бы отступает на второй план, но продолжает обрабатывать усвоенную ранее информацию.
Рис. 2. Виды воображения |
Есть предположение, что сновидения выполняют психотерапевтическую функцию. Сон освобождает нас от психического напряжения. Житейская мудрость – ляг поспи и все пройдет – видимо, не лишена основания.
Для сновидений характерны: чувственная достоверность (во время сна мы не сомневаемся, что все события происходят наяву; проснувшись, благодаря рационализации, мы меняем наше отношение к ночным фантазиям); невероятная причудливость (необычность сценария, связей и сочетаний образов); связь с насущными потребностями человека (на этом основан анализ сновидений в теории и практике З. Фрейда, сон снимает цензуру сознания и освобождает дорогу потаенным желаниям и потребностям).
Сны (сновидения) часто стимулируют творчество людей науки, художников и писателей. Можно вспомнить открытие во сне Д.И. Менделеевым периодической системы элементов или навеянные сном картины С. Дали.
Галлюцинации – пассивное и непреднамеренное возникновение образов в состоянии измененной или нездоровой психики. При галлюцинациях образы фантазии обретают черты реальности или замещают реальность. Их иногда называют «снами наяву».
А.С. Пушкин в поэме «Русалка» приводит описание галлюцинаций старого мельника в состоянии умственного помешательства:
Я продал мельницу бесам запечным,
А денежки отдал на сохраненье
Русалке, вещей дочери моей.
Они в песке Днепра-реки зарыты,
Их рыбка-одноглазка стережет.
Галлюцинации бывают зрительными, слуховыми, тактильными и соматическими. При слуховых галлюцинациях больной человек может слышать голоса, характерные звуки или музыку. Такие голоса могут вынуждать его совершать неожиданные поступки. Возможно, мифологические Сирены – всего лишь плод измененного состояния сознания измученных жаждой, голодом и неопределенностью моряков, голос моря.
Зрительные галлюцинации переживаются или как лишенные конкретной формы объекты, или как сложные видения: бесы (в состоянии белой горячки) или зеленые человечки. При тактильных галлюцинациях человек ощущает прикосновение или передвижение под кожей воображаемых насекомых или других существ. При соматических галлюцинациях – они ощущаются внутри человека, передвигаются по его венам или царапают стенки желудка.
Сознание старого мельника (из приведенной выше поэмы) выстраивает психологическую защиту. Он не признает факта самоубийства дочери. Мельник продолжает о ней заботиться. Она живет в образе русалки рядом с бесами и рыбкой-одноглазкой в его зрительных галлюцинациях.
Грезы – это вид пассивного, преднамеренного воображения, нереальные мечты или психическое замещение активной жизнедеятельности человека. Грезы – это бегство от реальных проблем, от себя, от собственной неуверенности и осознания комплекса неполноценности.
· Произвольное, или активное воображение – процесс целенаправленного, преднамеренного построения образов желаемого будущего. По степени оригинальности оно может быть репродуктивным (воссоздающим) и творческим.
При воссоздающем воображении мы создаем новые образы воспринятого ранее на основе словесного описания или условного (неполного) изображения. В отличие от образов долговременной памяти, такие образы содержат определенные привносимые нашим сознанием элементы. Возможно, так у древних греков возник образ кентавра – результат воссоздания образа всадника на основе эмоционально окрашенного рассказа.
Творческое воображение – процесс самостоятельного создания новых, оригинальных образов, или хотя бы нестандартная интерпретация ранее воспринятого. Например, можно предложить следующее прочтение слова «яблоко»: Я – Блок, о!
Результатом (продуктом деятельности) творческого воображения являются материальные объекты (Эйфелева башня) и идеальные образы (эльфы и русалки).
Особыми видами творческого воображения принято считать мечту и фантазию. Мечта – вид воображения, направленного на будущее, на достижение желаемых перспектив в жизни и деятельности человека. Тонкую грань между мечтой и грезами можно обнаружить в «Алых парусах» А. Грина. Алые паруса и капитан Грей были мечтой для Ассоль и образом грез для окружающих ее людей. Мечта – не просто устремленная в будущее фантазия, она результат целеполагания и имеет активный деятельностный характер. Социальным аналогом мечты является идеал – образ, в котором воплощены наиболее значимые для данного человека черты и свойства личности (Дубровина, 1999).
Фантазия – вид воображения, практически полностью оторванного от реальности, но в принципе не исключающий возможного перехода в реальность. В определенном смысле фантазия – это пролонгированная до неопределенного будущего мечта. Фантазия связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека.