Еще в начале XX в. Пэрки (Perky, 1910) провела эксперимент, вызывая у испытуе-
мых образы произнесением определенных слов. Оказалось, что одни образы вещей были
легко распознаваемыми, определенными, фигурирующими в определенном пространствен-
ном контексте, в определенных обстоятельствах и связаны с конкретным лицом. Другие воз-
никавшие у испытуемых образы вещей были не распознаваемы как какой-то конкретный
предмет. Первые образы автор отнесла к «воображению памяти», а вторые к «воображе-
нию воображения». С тех пор и до наших дней в одном случае за воображение принима-
ется актуализация представлений (образов памяти, т. е. представлений), в другом – созда-
ние из них нового. В «Словаре…» С. И. Ожегова (1985) воображение трактуется и так и
этак – и как способность мысленно представлять что-либо, и как домысел, плод фантазии.
Однако в научных определениях акцент смещается в иную плоскость; еще Л. С. Выготский
(1950) писал, что воображение «строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впе-
чатлений. Иначе говоря, привнесение нового в самое течение наших впечатлений и измене-
ние этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый,
ранее не существовавший образ, составляет. самую основу той деятельности, которую мы
называем воображением» (с. 328). Такое же понимание воображения дается и в современ-
ных словарях: «Воображение (фантазия) – психический процесс, заключающийся в созда-
нии новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и предста-
влений, полученных в предшествующем опыте» (Психологический словарь, 1983, с. 54);
«Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впеча-
тлений» (Философский словарь, 1980, с. 57); «Воображение – психический познавательный
процесс, заключающийся в преобразовании представлений, отражающих реальную действи-
тельность, и создании на этой основе новых представлений («Человек.», 2007, с. 97) и т. п.
Однако двойственное понимание воображения существует и до сих пор. Поэтому
чтобы подчеркнуть, что речь идет об «истинном» воображении, многие психологи выделяют
творческое воображение в отличие от репродуктивного.
Нет фантазии – нет и искусства. Фантазия из потока действительных
переживаний, наблюдений, фактов вьет творческий узор вымысла.
В. Шишков, писатель
Исходная точка всякого творчества – легкость образования
неожиданных ассоциаций; именно в этом, кстати, и проявляется творческая
фантазия.
Матейко А., 1970, с. 9.
Пиаже (Piaget, 1945) считал, что воображение ребенка – это интериоризи-рованная
имитация действий другого, а Е. Джекобсон (Jacobson, 1932) и Халл (Hull, 1933), что вообра-
жение – это «отставленная имитация» (идеомоторный акт). Джекобсон писал, что когда мы
воображаем какое-либо движение, в мышцах, которые были «заняты» в этом движении, воз-
никают функциональные токи, подобные реальному движению.
Миллер (Miller, 1960) и Берлайн (Berlyne, 1965) под воображением понимают внутрен-
ние процессы, содержание и структура которых напоминают содержание и структуру сен-
сорных конфигураций. Они используют термин «воображение» для определения каждой
системы внутренних процессов, которая представляет то, что данное лицо знает или судит
о данном фрагменте внешней реальности, воспринимаемой, припоминаемой или конструи-
руемой. При таком подходе специфика воображения вообще исчезает.
Э. В. Ильенков (1984) пишет, что сущность воображения заключается в умении «схва-
тывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намека, тенденции стро-
ить целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный
«отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится
новый образ, а не просто конструируются и перестраиваются имеющиеся представления,
что характерно для функционирования внутреннего плана действий (Рубинштейн С. Л.,
1946).
Воображение в совсем специфическом смысле слова может быть только у человека,
полагал С. Л. Рубинштейн.
Изобретателями являются только те, которые дают полный простор
своему воображению и отыскивают связь с самыми отдаленными
понятиями. Даже тогда, когда эти сопоставления грубы и химеричны, они
могут доставить счастливый случай для великих и важных открытий. До
таких открытий никогда не додумался бы рассудительный, медлительный и
трусливый ум.
Дж. Пристли, английский ученый
Функции воображения. З. Фрейд (1912) писал, что эффект творческого поведения
– это изживание гнетущих эмоций, возникающих в конфликте, до тех пор пока не будет
достигнут терпимый уровень. Неофрейдисты тоже полагают, что основная функция вообра-
жения – защита личности, защита Я, компенсация негативных переживаний, которые,
однако, порождаются не бессознательными процессами, а предсознательными, фиксирую-
щими социальные конфликты личности (Карин Хорни [Horny, 1966]).
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
Эта концепция подверглась критике за преувеличение роли биологических тенденций
в развитии психики человека. В то же время не отвергается, что аффективное воображение
может выступать в качестве защитного механизма личности. При этом возможны два пути
осуществления этого: выражение своих переживаний в творческих произведениях и через
построение образа идеального Я, идеальной ситуации, компенсирующей реальный неуспех.
С общепсихологических позиций считается, что с помощью воображения а) строится
образ средств и конечного результата деятельности; это создает возможность представить
результат труда до его начала; б) создается программа поведения в неопределенной про-
блемной ситуации; в) продуцируются образы, которые заменяют деятельность; г) создаются
образы, соответствующие описанию объекта (например, в литературном произведении); д)
видоизменяется предназначение ряда предметов, что характерно для маленьких детей: соче-
тание стола и поставленного на него стула – это танк, коробка – это домик для куклы и т. д.
Создание новых образов реальности – лишь одна из функций
воображения, кстати, не столь очевидная и однозначная, как может
показаться на первый взгляд. Во всяком случае, «порождение химер» –
далеко не единственный и даже не самый показательный пример работы
воображения. Другая важнейшая функция воображения, по словам Э. В.
Ильенкова, проявляется прежде всего в способности смотреть на мир
(включая самого себя, и в первую очередь самого себя) «глазами другого
человека», шире – всего человеческого рода, что нам дает возможность
видеть мир по-настоящему интегрально. Это и имел в виду французский
просветитель Д. Дидро, который когда-то назвал воображение «внутренним
глазом» (вспоминается Ф. М. Достоевский и его «око души»). Кант, Фихте
и Гегель в своих трудах, по сути, дали содержательное обоснование этой
простой и точной метафоры.
Именно благодаря воображению личность каждого из нас в детстве
первый раз испытывает своеобразное непатологическое «раздвоение».
Собственно, это и ведет к рождению личности в строгом смысле
слова. Внутри нас формируется «внутренняя позиция» (Кравцова), в
нас «вселяется» образ Другого. Принципиально, что этот образ носит
обобщенный характер, не совпадая с образами конкретных людей,
вовлеченных в круг непосредственного общения с нами. Он не сводится
к «виртуальной» совокупности эмпирических точек зрения разных людей,
и поэтому, решая какую-либо задачу, совершая какое-либо действие,
нам не приходится условно подставлять себя на место каждого из них
(Э. В. Ильенков). Да и вообще, вопрос: «Что скажет княгиня Марья
Алексеевна?» задан не от имени личности. Решая задачу в одиночку,
благодаря воображению мы не чувствуем себя одинокими, а, приходя к
решению, испытываем уверенность в его правильности еще до проверки
(анализа) того, что получилось. Ибо здесь мы получаем «подсказку» из рук
«обобщенного Другого» (термин Дж. Г. Мида), воплощающего не только
опыт, но и творческий потенциал человеческого рода в целом. Субъективно
момент получения такой «подсказки» переживается как интуитивное
прозрение, «озарение свыше».
Этот «обобщенный Другой» сразу или со временем начинает
дифференцированно выполнять функции внутреннего Партнера
(содействие), Хозяина и Контролера – «царя в голове» (произвольность),
Вдохновителя (эмоциональная поддержка), Собеседника (внутренняя речь),
Единомышленника (рефлексия), Высшего Судьи (совесть), Соавтора
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
(творчество) и иные важные функции. Но самое главное: он позволяет
нам заново открывать «необыденные миры» не только в повседневной
реальности, но и в нас самих. Силой воображения при содействии
«обобщенного Другого» мы превращаем нашу обыденную психическую
жизнь, казалось бы, уже обжитую территорию собственного Я в «terra
incognita» – неосвоенную землю, которую только предстоит освоить, в нечто
необыденное и даже чудесное, становясь на путь самопреобразования. В
«создании новых форм поведения», их освоении и развитии Л. С. Выготский
видел психологическую сущность творчества. Тем самым, «обобщенный
Другой» становится соучастником (посредником) нашего личностного
роста.
Онтогенетический прецедент подобного «раздвоения Я» мы
наблюдаем в сюжетной игре. Обратимся к хрестоматийному примеру.
Ребенок скачет на палочке, как на лошадке. Комментируя этот
случай, авторы учебников утверждают: ребенок в символическом плане
перенес свойства лошадки на палочку – это и есть работа воображения.
Однако, на мой взгляд, эта «работа» не исчерпывается операцией знаково-
символического замещения. Творческая задача для ребенка не в том, чтобы
«увидеть» в реальной палочке несуществующую лошадку. Палочка – лишь
удобный инструмент решения иной, более широкой, требующей усилий
творческого воображения задачи. Оседлывая ее, ребенок должен не просто
изобразить езду, а вжиться в образ другого человека – наездника. И
именно в этом качестве палочка действительно становится «волшебной».
Ее «мановением» рождается новая, необыденная (вовсе не только условная)
реальность.
Игровая ситуация никогда не сводится к взаимодействию субъекта
с объектом. В ней сливаются друг с другом два действующих лица,
два субъекта, хотя один из них виртуален. Не просто изображающий и
изображаемый. Точнее сказать: играющий и его герой как произведение
и альтерэго играющего. «Герой» игры обладает не фиктивной, а вполне
реальной силой. При его участии (посредничестве) происходит грандиозная
трансформация детской картины мира, прежде всего – на основе
радикального изменения образа самого себя и своих возможностей. По
мере этого и воображение выступает как способность сконцентрировать
виртуальную силу другого (других) в одном-единственном действии,
при решении одной-единственной задачи. Поэтому ребенок с развитой
фантазией легко преодолеет эгоцентризм, диффузную нерасчлененность
мировосприятия, сумеет включиться в учебную ситуацию, видя «со
стороны», что и как надлежит делать, он никогда не погрязнет в собственных
страхах при освоении новых действий и т. п. Ведь его соавтором и
советчиком будет все человечество, пусть он об этом и не догадывается (что
упрочит столь необходимое ребенку чувство «базисного доверия к миру», по
терминологии Э. Эриксона).
Кудрявцев В. Т., 2007, с. 155–156.
Александр Фадеев о роли воображения в творчестве писателя: «Факт
в большинстве случаев – лишь точка приложения силы, которую мы
зовем фантазией». «Вы, – обращался он к начинающему писателю, –
переоцениваете значение жизненных (фактических) познаний писателя по
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
сравнению с его работой сочинителя. Вы умаляете вымысел. Сейчас, после
окончания огромной дилогии, в общей сложности в 60 листов, я оцениваю
соотношение вымысла и факта, как 98 и 2. Конечно, я многое знал и знаю
жизненных фактов из русской действительности 1910–1912 годов. Но только
оттолкнувшись от них в простор воображения, я мог сочинить людей, в
жизни мною никогда не виданных, не встречаемых, но как бы безусловно
живших».
Сапарина Е. В., 1967, с. 44.