Сказками данного типа являются “ Золотое веретено ”, “ Крошечка Хаврошечка ”, “ Замарашка ”, “ Падчерица ”, “ Конская голова ”, “ Косоручка ” и др.
Героями сказок о невинно гонимых чаще всего бывают младший брат, или младшая сестра, или падчерица. Образы главных героев, как правило, идеализируются и противопоставляются соответственно образам старших братьев, сестер, родной дочери. В результате центральным оказывается мотив соперничества между братьями (сестрами), в котором побеждают младшие, обездоленные, гонимые.
Независимо от того, кто является героем, сказки о невинно гонимых развиваются по определенной сюжетной схеме (здесь используются “карты Проппа”):
Изгнание (начальная беда) | → | Отправка | → | Испытание | → | Награждение или наказание) | → | Возвращение |
Наиболее популярной и любимой героиней в русских народных сказках этого типа оказалась падчерица. Она страдает от жестокости и жадности мачехи, которая заставляет ее работать с утра до вечера, а своих родных дочерей жалеет и лелеет. Обычно падчерице помогает тотемное животное, покойная мать или “куколка”, оставленная матерью.
|
|
При анализе сказок данного типа нужно помнить, что в них переплетаются фантастические и реальные картины, а главным композиционным приемом оказывается прием контраста.
Вопросы и задания
- Опишите мир, в котором живет главный герой (героиня) сказки. Похож ли он на мир сказок о детях и ведьмах? В чем его основное отличие?
- Почему в сказках о невинно гонимых есть “парные” герои? По каким признакам они противопоставлены друг другу?
- Дайте сравнительную характеристику “настоящего” и “ложного” героев.
- Охарактеризуйте мачеху (вредителя) и ее родных дочерей. Каков характер конфликта между ними и падчерицей (героем)?
- На каких уровнях структуры используется в сказке прием контраста?
- Найдите противопоставления в системе персонажей, системе событий, композиции сказочного пространства. Поддержаны ли эти противопоставления антитетичностью языковых формул и речевых характеристик?
- Каким образом герой (героиня) попадает в “иной” мир?
- Каков этот “иной” мир? Кто его хозяин? Составьте его словесный портрет.
- Одинаково ли ведут себя “настоящий” и “ложный” герой в гостях у хозяина “иного” мира? Почему?
- Обязательно ли герой (героиня) попадает в “иное” царство? Назовите сказки, в которых этого не происходит.
- Нарисуйте оба варианта “сказочного мира” сказок о невинно гонимых и сравните их. В чем их различие?