Голос актера

Пережить это время –

смеяться над смертью

и тленьем надменным,

Пренебречь расстояньем

и будущего достичь,

И продлить свою жизнь

как классический стих,

как паренье,

И себя, свое мнение

в завтрашний день принести...

Звучит музыка.

Журналист. Этим стихотворением Ара Геворкян открывает свою книжку «Звездная пыль» и тем самым заявляет свое поэтическое кредо. До этой книжки имя мне было неизвестно, как и вам, наверное. Но вот прочитала – и порадовалась: полку поэтов, живущих на Дону, прибыло. Порадовалась еще и потому, что неголословно сказано в краткой аннотации, предваряющий сборник: «Это исповедь души глубоко страдающего человека, видевшего своими глазами землятресение в Армении, смерть родных и близких и продолжающего жить и творить в наше трудное неповторимое время.

Снова безденежье вечной драмой

Леденяще забивает мозг,

И душа – нежнейшая мембрана

Тает, как горящий в церкви воск...

Остывает жизнь и пошлой прозой

Бьет с плеча, наотмашь, сгоряча,

И стихами поздними пророчит

Бескорыстная моя печаль.

Музыка.

Журналист. Стихи Ары Геворкяна непосредственны и вместе с тем философичны. Они эмоциональны и мудры, потому что напоминают о вечной связи земли и неба, души и тела, о том, что есть вещи, которые пребудут вечно на земле.

Мне говорят, что дорожает все:

Ковер турецкий, скатерти, тетради...

Но ты, поэт, скажи мне, Бога ради,

Подорожал ли утренний рассвет?

И разве солнце мерится ценою

Торговых предприятий, кабаков –

Инфляции своекорыстный норов –

Оставьте хоть пространство для стихов.

Музыка.

Журналист. Я прочитала сборник стихов Ары Геворкяна до конца и знаете, о чем подумала? О том, что пока жив хоть один поэт на земле, будет жива и земля.

Звучат стихи о Пушкине под музыку.

Композиция рецензии определяется движением авторской мысли, необходимостью преподнести разные грани материала: стихи, фрагмент аннотации, собственное мнение и рассуждения, навеянные чтением стихов. Небольшое вступление вводит в тему. Заглавные стихи сборника дают представление о поэте. Знакомясь с образцами поэзии А. Геворкяна, слушатели могут убедиться или усомниться в правоте слов рецензента. Голос актера, читающего стихи, и лирическая музыка с нотками тревоги усиливают эмоциональность звучания, а значит, и восприятия.

Рецензия может быть рассчитана на широкую аудиторию, тогда ее задача несколько изменяется и сводится к тому, чтобы познакомить слушателей с новым, интересным произведением, только вышедшей книгой известного автора, театральным спектаклем с оригинальным режиссерским решением, с великолепной игрой актеров, концертом популярного эстрадного певца. Такая рецензия носит и рекламный оттенок – обратить внимание публики на яркое явление в сфере искусства. Но рецензия может быть адресована и более узкому кругу слушателей: специалистам, людям серьезно интересующимся искусством, знатокам литературы, театра, кино. Направленность рецензии влияет на работу автора: в первом случае это будет простое, популярное изложение своего мнения. Во втором – более обстоятельный, углубленный анализ с привлечением целой системы аргументов, подтверждающих оценки рецензента.

Радиорецензия позволяет журналисту чувствовать себя в творческом отношении более свободно. Это относится к тому, как он распоряжается материалом, и к степени его непосредственного личного присутствия. Мастерство рецензента – это и умение построить сюжет, предложить интересную, интригующую слушателя завязку. Он что-то вспоминает, связывает со своими личными переживаниями, его повествование может отступать от основной линии, но и это отступление не должно быть «публицистическим завитком», как говорил А. Аграновский. Все должно играть на главную идею, подчиняться раскрытию основной темы. Автор передачи использует интересные сведения об авторе рецензируемого произведения, о его творчестве, его жизни. Эти портретные штрихи также будут работать на раскрытие основной идеи, если они органичны в рецензии. Уровень осмысления зависит от масштаба личности журналиста, автора рецензии, его творческого, жизненного опыта.

Контрольные вопросы к разделу главы

1. 1. Каково назначение радиорецензии?

2. 2. В чем заключается специфика использования в тексте различного иллюстративного материала (литературных, музыкальных произведений, радиоспектаклей, кинофильмов, телепередач, театральных постановок)?

3. 3. В чем состоят особенности работы над этим жанром?

4. 4. Запишите радиорецензию с эфира. Рассмотрите, как сочетаются в тексте рецензии анализ автора и приведенные иллюстрации, факты.

5. 5. Запишите образцы рецензий на музыкальные произведения, спектакли, кинофильмы. Рассмотрите особенности использования звуковых иллюстраций и их роль в анализе автора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: