Приложение 23
Анализ результатов
Уровень продуктивности воображения определяют при помощи шкалы, помещенной в нижерасположенной таблице.
"П" | Уровень продуктивности воображения |
0-2 3-9 10-12 13 и более | низкий средний высокий очень высокий |
Продуктивность воображения характеризует активность ассоциативного процесса представления, являющего собой связь внешнего стимульного материала и психологических образов памяти, измененных воображением при поиске ответа на вопросы: "На что это похоже? Что это могло бы быть?"
В ходе анализа результатов следует принять во внимание то, в какой мере испытуемый был заинтересован исследованием. Иногда, вследствие слабого желания тестироваться или из-за того, что картинки испытуемому "не понравились", уровень продуктивности воображения снижается.
Кроме показателей продуктивности воображения при необходимости используют такие формальные характеристики, как преобладание деталей изображенного или описание картинки-фото в целом. Эти особенности связаны с развитием мышления и состоянием личностной сферы испытуемого. "Видение" человеческих фигур или, напротив, предметов отражает направленность восприятия субъекта. Фантастические представления типа ведьм, подземного царства, кентавров и т.п. можно рассматривать как склонность к мифологическому, пралогическому мышлению и воображению.
|
|
У лиц с очень высоким уровнем продуктивности воображения и оригинальностью толкований картинок-фотографий возможны способности или склонности к живописи и художественному творчеству. Особое внимание психолог-преподаватель должен обратить в период сдачи отчетов по исследованию на ответы испытуемых, которые почти во всех картинках-фотографиях видели образы, соответствующие белым пространствам, слишком часто называли ассоциации с дымом, облаком и т.п., а также тех, кто оказался несинтетичным и везде реагировал на мелкие детали, изображения. В этих случаях студентам-испытуемым нужно организовать специальную психодиагностику и, возможно, оказать психологическую помощь.
Стимульный материал – таблицы Роршаха
Таблица 1 | Таблица 2 |
Таблица 3 | Таблица 4 |
Таблица 5 | Таблица 6 |
Таблица 7 | Таблица 8 |
Таблица 9 | Таблица 10 |
Текст взят с психологического сайта https://www.myword.ru