Древнерусская литература
История русской литературы до XX века
Русское устное народное творчество
Фольклор как предмет филологического изучения. Фольклор – предмет изучения разных наук. Филологическая фольклористика и ее цели. Литература и фольклор (устное народное творчество) – два вида словесного искусства. Устная форма создания, распространения и бытования народных произведений. Отражение общественной и бытовой жизни народа, его идеологии и эстетики. Воплощение в фольклоре национальной психологии (ментальности). Национальное и общечеловеческое. Взаимодействие русского фольклора с фольклором других народов.
Художественно-эстетическая специфика фольклора. Фольклор – коллективное творчество. Исполнительство и авторство в устном фольклорном процессе. Появление нового только на традиционной основе. Анонимность произведений. Синкретизм ранних форм фольклора. Их связь с утилитарными потребностями, с обрядами. Синтез в фольклоре как позднее явление. Вариативная природа фольклора.
|
|
Жанровая система русского фольклора. Проблема классификации жанров русского фольклора (жанры эпические, лирические и драматургические; обрядовый и внеобрядовый фольклор; малые жанры). Взаимосвязь и взаимодействие фольклорных жанров. Историческое развитие фольклора как изменение и совершенствование традиции, постепенная замена устаревшей системы жанров новой. Преемственность жанров.
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Художественные особенности пословиц и поговорок. Загадки. Художественные особенности загадок. Сказки как вид народной прозы. Основные жанры сказок: о животных, волшебные, бытовые (анекдотические и новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Русские сказочники.
Несказочная проза. Общие признаки произведений несказочной прозы: достоверность повествования с точки зрения слушателей и рассказчика, невыделенность из потока обыденной речи, отсутствие специальных жанровых и стилевых канонов, временная, локальная, персональная приуроченность. Наиболее крупные циклы: о «справедливом царе» (Иване Грозном, Петре I); о народных предводителях (Ермаке, Степане Разине, Емельяне Пугачеве); о "благородных разбойниках".
Былины. Особенности отображения истории в былинах. Исторические прототипы. Появление новых произведений в результате переработки более древних – тематически близких. Многослойность былинных сюжетов.
Основные предпосылки возникновения древнерусской литературы. Древнерусская литература – начальный и исторически закономерный этап развития отечественной литературы. Характеристика эпохи (сведения о письменности, принятие христианства, создание древнерусского государства, связь Руси с Болгарией и Византией и др.) Процесс «трансплантации» литературы (появление памятников переводной литературы).
|
|
Своеобразие литературы Древней Руси. Отличие древнерусской литературы от литературы нового и новейшего времени в характере бытования и художественного осмысления мира. Атрибуция текста, автора, места и времени написания памятника. Средневековый символизм и художественное абстрагирование. Литературный этикет. Система жанров (летописание «Повесть временных лет»; агиография «Сказание о Борисе и Глебе», Киево- Печерский патерик; красноречие – «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона). Христианский характер литературы; её демократизм, связь с устным народным творчеством.
«Слово о полку Игореве» – героический пролог русской литературы. «Повесть временных лет» и «Слово» о походе Игоря. Художественная природа «Слова». Гуманизм автора-патриота. Героический пафос «Слова». Образ Русской земли. Лиризм. Тесная связь с народной поэзией. Литературная судьба «Слова о полку Игореве». «Слово» и «Слово о погибели Русской земли». «Слово» и памятники Куликовского цикла («Задонщина»).
Литература периода монголо-татарского нашествия и объединения северо-восточной Руси (вторая треть XIII в. – 80-е гг. XV века). Жанр воинской повести в эпоху начала монголо-татарского ига. «Повесть о битве на реке Калке». Особенности трактовки исторических событий. Возникновение новой разновидности княжеских житий в «Житии Александра Невского». Своеобразие княжеского идеала в произведении. Соединение элементов жития и воинской повести.
Проблема жанровой принадлежности «Слова о погибели Русской земли». Русская земля и русская история в трактовке автора «Слова». Историческое и нравственное значение Куликовской битвы. Подъем национального самосознания, расцвет литературы и искусства. Идейный пафос эпохи Куликовской битвы и его художественное воплощение в «Задонщине». Проблема жанра и авторства «Задонщины».
«Сказание о Мамаевом побоище» как новый этап развития жанра воинской повести. Композиция, приемы характеристики персонажей, своеобразие и функции пейзажа, стилистические особенности произведения.
«Житие Сергия Радонежского». Развитие типа преподобнического жития. История текста. Отражение исторической жизни Руси в «Житии». Суждение Епифания о литературном стиле и своеобразие использования стиля «плетения словес» в произведении.
Развитие жанра хождений в XV веке, возникновение купеческого хождения. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина: история создания, историческое, легендарное, взгляды и размышления путешественника, изображение Индии, своеобразие стиля.
Литература Московского централизованного государства (конец XV–XVI вв.). Историческая основа расцвета публицистики в конце XV–XVI вв. Светская публицистика XVI века. Проблемы царской власти, роли различных сословий в обществе в публицистике Максима Грека, Ивана Пересветова, Ермолая-Еразма. Развитие традиции беллетристической повести в XV в. «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма, её связь с публицистическим творчеством автора. Своеобразие композиции, системы образов, стиля повести. Фольклорное начало в произведении. Житийные мотивы в повести.
Художественные приобретения литературы XVII века по сравнению с Русским Средневековьем. Историческое своеобразие эпохи. Рост демократических элементов в литературе. Начало процесса обмирщения культуры. Творчество протопопа Аввакума. Своеобразие композиции, принципов изображения главного героя, стиля «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного». Жанр «Жития».
|
|
Проблематика бытовых повестей XVII века. Жизненный выбор молодого человека и его судьба в «Повести о Горе-Злочастии». Фольклорное начало в поэтике повести. Образ главного героя и символическое значение образа Горя-Злочастия. Своеобразие стилистики и стиха произведения. Соединение различных жанровых традиций, новы е элементы в сюжете, традиционное и новое в системе персонажей, своеобразие жанра «Повести о Савве Грудцыне». Новое решение проблемы судьбы молодого человека в «Повести о Фроле Скобееве». Новеллистический характер сюжета повести. Своеобразие выражения авторской позиции. Стилистика и жанр произведения.
Литература переходного периода (конец XVII - первая четверть XVIII вв.). Секуляризация литературы и литературного творчества. Новый тип героя в анонимных повестях петровского времени (в сопоставлении с произведениями XVII века о «блудном сыне»). Смена писательского типа. Ликвидация монополии на литературное творчество ученых монахов. Писатель и государство.
Литература русского классицизма. 1830-1850-е гг. – период окончательного оформления национальной государственности, утверждения русского классицизма с его патриотическим гражданским пафосом. Проблема национального своеобразия русского классицизма. В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков как теоретики русского классицизма: литературно-теоретические трактаты и переводы Тредиаковского; Ломоносовское учение о «штилях»; «эпистолы» Сумарокова о поэтическом искусстве. Реформа русского стихосложения. Торжественные («похвальные») оды – основной жанр поэзии М.В. Ломоносова. Оды Ломоносова – выражение широкой программы государственных преобразований. Поэтический стиль од Ломоносова.
Традиции и новаторство Д.И. Фонвизина-драматурга. Социальный конфликт и обличительно-сатирическая направленность комедии «Недоросль». Смысл названия. Композиция и сюжет пьесы; роль «внесюжетных» сцен и «внесценических» персонажей в раскрытии идейного замысла автора. Особенности образной системы. Социальная и психологическая мотивированность, индивидуализация языка персонажей. Прием «говорящего имени». Народность комедии. Фонвизин в русской критике.
|
|
Литературные направления в последней четверти XVIII века. Н.М. Карамзин как представитель русского сентиментализма. Процесс демократизации русской литературы, затронувший все сферы художественного творчества: мир героев, писательский состав, читательскую среду. Сложность литературной борьбы эпохи: кризис классицизма, становление и расцвет сентиментализма, зарождение предромантизма, рост реалистических тенденций (Н.И. Новикόв, А.Н. Радищев, И.А. Крылов).
Н.М. Карамзин – писатель, историк и общественный деятель. «Бедная Лиза» как программное произведение русского сентиментализма. Романтическое начало в повести «Остров Борнгольм». «Историческая» повесть «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода»: решение вопросов о формах государственного правления. «Новый слог» Карамзина и развитие русского литературного языка.
А.Н. Радищев. Философско-эстетические и социально-политические взгляды Радищева. Ода «Вольность» и русская революционная поэзия. Особенности решения Радищевым проблемы характера, среды и обстоятельств «Житии Федора Васильевича Ушакова». Национально-историческая тема в творчестве Радищева («Письмо к другу, жительствующему в Тобольске», «Слово о Ломоносове» и др.). «Путешествие из Петербурга в Москву». История создания и публикации книги. Изображение самодержавия и крепостничества; несостоятельность предлагавшихся путей улучшения жизни народа, отказ от идеи «просвещенного абсолютизма» и обоснование права народа на революционное выступление. Особенности решения автором проблем «естественного закона» и всеобщего беззакония, личности и государства, воспитания и образования, трагического разрыва между «дворянской» и «крестьянской» Россией. Образ Путешественника, его «сочувственников» и единомышленников. Жанрово-композиционное своеобразие. Сочетание трагического и комического, патетики и иронии. Язык и стиль книги.