Рабочая учебная программа дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ
1 Рабочая учебная программа дисциплины
1.1 Цели освоения дисциплины и место дисциплины в структуре ООП
1.2 Квалификационная характеристика специалиста в части изучаемой дисциплины и требования к обязательному минимуму содержания дисциплины, определенных ГОС ВПО по специальности 031001.65 «Филология»
1.3 Структура курса
1.4 Содержание дисциплины
1.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.5.1 Планы семинарских (практических) занятий и методические указания для студента
1.5.2 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
1.5.3 Перечень основной и дополнительной литературы
1.6 Содержание и порядок текущей и промежуточной аттестации студентов
2 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
3 Методические рекомендации для преподавателя
Теоретико-практический курс методики преподавания литературы входит в качестве составной части в программу методической подготовки преподавателя литературы. Овладение основами курса - это первый этап реализации задач данной программы. Следующий этап - участие в педагогической практике. Названные этапы способствуют формированию профессионально-педагогической компетентности преподавателя литературы.
|
|
Цель теоретико-практического курса: овладение основами методики преподавания литературы как научной дисциплины, имеющей теоретическую и практическую направленность
1.2 Квалификационная характеристика специалиста в части изучаемой дисциплины и требования к обязательному минимуму содержания дисциплины, определенных ГОС ВПО по специальности 031001.65 «Филология»
Студенты должны
знать: теоретические основы курса
- закономерности процесса обучения литературе;
- основные направления и перспективы развития образования и методической науки;
- закономерности литературного развития учащихся;
- специфику профессиональной деятельности учителя-словесника;
- современные концепции литературного образования, содержание УМК по литературе;
- ключевые проблемы методики обучения литературе для решения типовых задач профессиональной деятельности: историю развития науки; взаимосвязь восприятия и анализа литературного произведения; изучение литературе в специфике рода и жанра; специфику речевой деятельности учащихся, вопросы истории и теории литературы в школьном курсе, особенности уроков внеклассного чтения, современные подходы к уроку и другим организационным формам занятий; аудиовизуальные технологии обучения;
- средства обучения и их дидактические возможности;
|
|
уметь: соотносить литературоведческую, психолого-педагогическую, дидактическую, коммуникативную составляющие процесса преподавания литературы с методической составляющей на теоретическом и практическом уровнях
- в области учебно-воспитательной деятельности: осуществление процесса обучения по литературе в соответствии с образовательной программой; планирование и проведение учебных занятий по литературе с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения литературе, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; применение современных средств оценивания результатов обучения; реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению; работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;
- в области социально-педагогической деятельности: проведение профориентационной работы; установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;
- в области культурно-просветительской: формирование общей культуры учащихся;
- в области научно-методической деятельности: выполнение научно-методической деятельности, участие в работе научно-методических объединений; самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации.
Курс выстраивается на интегративной основе (интеграция с курсами общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики, дидактики, истории литературоведения, истории литературы, теории литературы), а также на исторической основе. Учебная и методическая концепции курса оформляются с учетом требований, предъявляемых к выпускнику по специальности "Филолог. Преподаватель". В связи с этим рассматриваются основания не только методики средней школы, но частично и высшей. В основу курса положены принципы диалогической методики, а также в курсе рассматриваются в большей мере диалогические основания преподавания литературы.