Своеобразие решения темы судьбы России и рус. чел-ка в повести И.Бунина «Деревня»

«Деревня» вышла в 1910 г. Повесть имела большое кол-во отзывов. Оно взбудоражило всю Россию. В высказываниях не было единства. Многие упрекали его в жестоком реализме. Он рассказал о деревне 10ую часть того, что знает о ней. Он ничего не преувеличил. Горький определил это произ-е как произ-е о России.

Тематическое разнообразие произ-я: 1) тема судьбы рус. деревни и России в целом; 2) тема судьбы рус. людей, тема рус. нац-ного хар-ра; 3) философская тема разрушения красоты, тема поруганной красоты.

М. назвать это произведение историч-ой повестью, но есть элементы и соц.- бытовой повести. Есть новаторские черты в этой повести – повесть мозаичного типа. Своеобразная мозаика историч-их событий, судеб разных людей. Множество сюжетов составляет единое целое. Для произ-я хар-рен новеллистический тип повествования.

В произ-ии 3 части. Каждая часть относительно самостоятельна.

1ая часть посвящается Тихону Красову. 2ая ч. посвящена его брату Кузьме. 3ая ч. – доводится до завершения судьбы др. героев. Временной последовательности чередования нет.

Историч-ой повесть называется не случайно. Действительно Б. назыв. ряд историч-их событий из прошлого начиная с Киевской Руси. Отдельно м. назвать тему рус. революции и последовавших за ней событий, упоминается и о рус.-япон. войне. Однако подробных хар-тик мы не встретим. О историч-их событиях говорят сами герои, харак-зуя их кратко и высказывая к ним своё отн-е. Без сомнения в нек-ых репликах заметна позиция автора.

Тема рус. судьбы. Главными выразителями черт рус. людей явл. 2 центральных героя – 2 брата. В Тихоне подчёркиваются черты хозяина, чел-а зажиточного. В нём подчёркивается сметливость. После 50 лет он задумывается о будущем. В браке у него нет детей (жена рожала девочек, но они быстро умирали). Кузьма Красов в отличие от своего ст. брата не хозяин. В нём нет этой жестокости, стремления стать богатым. Он тянется к образованию, к куль-ре. Он самоучка. У него пытливый ум и чуткое сердце.

Молодая женщина Авдотья связана и с Кузьмой и с Тихоном. Кузьма относится к ней как к дочери. Она выходит замуж за молодого Дениску Серого. Выходя за него, она окончательно себя губит. Он циник, хам.

Кузьма становится посожженным отцом на свадьбе.

Тема поруганной красоты раскрывается, прежде всего, в образе Молодой.

В произ-ии большое кол-во эпизодич-их героев. «Деревня» с момента её опубликования и до последнего времени вызывала немало споров среди критиков и литературоведов. Для Горького появление «Деревни» было знаменательным событием. Огромное значение Горький видит в том, что в ней выдвинуты на 1ый план самые жгучие проблемы старой рус. жизни.

Батюшков похвалил Б. за показ «недоразвитости» участников крестьянских бунтов, т.к., по мнению критика, это были только случайные, не организованные вспышки недовольства.

Сам Б. говорил, что его упрекали в незнании деревни. Б. прекрасно знал рус. деревню тех мест, где протекали его детство и юность. Трагичность судьбы крестьянства была для него постоянным источником мучительных раздумий.

5. Нравственно – философ-ое содержание рассказов И. Бунина «Братья», «Г-н из Сан-Франциско», «Сны Чанга». Роль символич. деталей в раскрытии замысла автора.

В середине 10х годов во время первой мировой войны Б. отходит от рус. темы и становится более философски обобщённой. Б. размышляет о судьбах чел-ва, об общности людей независимо от цивилизации.

События первой мировой войны потрясают Б. Однако, рас-зов на эту тему не много: «Последняя осень», «Последняя весна». Б. задумывается о том, как беззащитен и хрупок мир. Но главная мысль Б. всё-таки наполнена философским смыслом.

К числу лучших насыщенных философ. смыслом относятся след. рассказы: «Братья», «Сны Чанга», «Г-н из Сан-Франциско».

В 10е г. побывал на острове Цейлон и написал рас-з «Братья». Размышляет о смысле чел-кого существования и о гибельности страстей.

Содержит увлечение буддизмом. Один из глав. героев – юноша Рикша, кот-ый после смерти отца продолжает его дело. Б. коснулся природного чел-ка. Они живут, как жили их предки. Отец умирает на закате солнца.

Юноша по-своему красив и молод. Др. сторона жизни юноши связана с любовью. Он влюблён в соседскую девушку. В один из дней она куда-то пропадает. Юноша возит англичанина по Коломбо. Рас-з удивляет, радует чит-ля огромным кол-вом сопутствующих деталей (описание природы, климата), но эта щедрая изобразит-ость не затмевает глав. – страсти. Для юноши гибельной оказыв-ся любовь. В этот день в окне одного из известных домов он увидел свою возлюбленную. Отец продал её в публичное рабство.

Б. не даёт герою способности произносить длинные монологи, автор сам комментирует поведение героя. Герой совершает действие, а автор их объясняет.

Юноша погибает, когда любовь у него отняли.

2ая история – история англичанина, кот-ый прибыл на остров по делам, но болезнь печени, жара заставляет его раньше времени покинуть остров. Не желая дождаться пассажирского судна, напрашивается на рос-кое торговое судно. Он исповедуется капитану корабля. Происходит самораскрытие, он даёт себе суровую харак-ку. Из слов англичанина можно понять, что он гибнет. В нём гибнет чел-к, личность и гибнет из-за страстей (пресыщенность, деньги, власть, насилие над др. людьми). Это страсти ведущие к саморазрушению чел-а.

Рас-з называется «Братья» не случайно. Герои не явл. братьями по крови. Здесь переносный смысл. Они сближены тем, что страсти диктуют для них судьбу. Юноша гибнет в прямом смысле, а англичанин продолжает жить. Он умер в психологическом смысле.

«Г-н из С-Ф» (1915 г) – рас-з-притча.

Глав. герой – 58-летний миллионер из США. У него даже нет имени. Он путешествует с женой и дочерью на пароходе «Атлантида» из США в Италию. У Б. «Атлантида» – своего рода символич-ая модель совр. буржуазного мира и цивилизации. Здесь собраны представители разных классов и слоёв.

С-Ф было названо в честь святого Франциска. Г-н – полная противоположность этому святому.

Б. подчёркивает, что в мире таких людей как г-н из С-Ф цариц скука, пресыщенность, к-ые ведут к утомлённости.

Б. повторяет одни и те же детали. Приём повтора харак-ет мир богатых, где нет ярких чувств, подлинной радости. Постепенно начинает звучать тема надвигающейся смерти. #, внешность г-на – подчёркивается желтоватый цвет лица, голый череп. Тема смерти усиливается, когда мы видим как он собирается к обеду уже в гостинице. Смерть представлена с физиологическими подробностями. Б. как бы касается категории безобразного. В г-не из С-Ф нет ничего духовного. Он, отправляясь в путешествие, не стремится познать мировые ценности. Он хочет насладиться молодыми итальяночками. Заурядность, пошлость распространяется и вокруг г-на из С-Ф. Даже этот чел-к заслуживает почтения после смерти. Умирая он уже не вызывает к себе ни почтения, ни преклонения перед собственным богатством, даже унижения после смерти. Ни хозяин гостиницы, ни капитан корабля не хотят, чтобы окружающие знали о смерти г-на из С-Ф. Его тело отправляется обратно в трюме в ящике из-под содовой.

Миру г-на противопоставляется мир простых людей (старик Лоренцо живёт в ладу с природой; абруццкие горцы спускаются с горы, радуются солнцу, останавливаются перед изображением Мадонны, к-ая вставлена в виде статуи в Гроте (они и католики, и язычники)).

Произ-е интересно рядом символич. деталей. Океан – грозит бедой, совр. окружающий мир. Символичен образ дьявола в Гибралтарском проливе, к-ый наблюдает за пароходом. Символична фигура молодой пары, к-ые изображают влюблённых (спец. наняты для этого).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: