Нетяглые люди в социальной структуре 17 века.
Люди нетяглые отличались от других классов тем, что не несли ни государевой службы, ни податного тягла. Они разделялись на два класса — на людей вольных и на холопов.
Вольные или гулящие люди составляли класс чрезвычайно пестрый по своему экономическому составу. Одни из них жили за чужим тяглом. То были люди, не имевшие своих хозяйств и вступавшие в товарищества с тяглыми людьми. Они обыкновенно помогали последним в их работах, но не принимали на себя податного тягла. Другие вольные люди не имели определенных занятий и постоянного местожительства, промышляли подвижными перехожими занятиями, «кормились, походя» по старинному выражению. Наконец, третьи совсем не работали, а жили Христовым именем, просили милостыню. Вольные люди жили в городах и селах, но не приписывались ни к городским, ни к сельским обществам.
Холопство в 17 в. делилось на следующие разряды:
1) Холопство полное. Холопство полное было, во-первых, безусловным и бессрочным; во-вторых, потомственным и наследственным. Как неволя переходила от холопа на его потомство, так и право на невольника передавалось господином его наследнику.
|
|
2) Холопство докладное. Источник, из которого оно возникало— продажа лица в рабство. Но эта продажа устанавливала зависимость условную и временную. Временный характер невольности выражался в том, что «докладной» холоп холопил господину только до смерти последнего, после которой по закону выходил на волю, не платя долга.
3) Холопство кабальное. В XVII веке источником кабального холопства был простой уговор холопа служить во дворе господина без всякого займа и без выговоренного ясно вознаграждения за эту службу. Холопство кабальное было временным: оно продолжалось только до смерти господина, после которой кабальный холоп по закону выходил на волю.
4)Холопство жилое. Холопство жилое отличалось от кабального разнообразием источников и условий неволи. Оно возникало из займа, соединенного с обязательной работой за рост, из найма, соединенного с условной платой по окончании работы, и, наконец, из прокорма, т.е. из обязательства со стороны хозяина одевать и кормить работника. Холопство жилое было не только временным, но и срочным. Смотря по соглашению, оно продолжалось определенное в крепости число лет («урочные лета») или до смерти господина, или до смерти его детей; обыкновенно это значило — до смерти холопа.
1: В 1592-1593 годах был издан царский указ об отмене крестьянского выхода даже в Юрьев день. Эта мера распространялась не только на владельческих крестьян, но и на государственных, а также на посадское население.
|
|
2: В 1597 году появились еще два указа, согласно первому любой вольный человек, проработавший полгода на помещика, превращался в кабального холопа и не имел права выкупиться на свободу.
3: Дефицит казны в связи с большими тратами на расширяющийся аппарат управления и на затяжные войны.
4: Уложения 1649 года закрепило рост феод. землевладения и оформление крепостничества в условиях развития товарно-ден. отношений и формирования всеросс. рынка.
5: Дворянам выдавались «послушные грамоты», согласно которым крестьяне должны были платить оброки не как раньше, по сложившимся правилам и размерам, а так, как захочет хозяин.
6: усиление налогового гнета, ведение почти непрерывных войн. Правительство царя Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в 1646 г. цену в 4 раза;
7: усиление приказной волокиты и бюрократизма;
8: попытки ограничения казачьей вольности (вмешательство во внутренние дела казачьего Круга и деятельности атамана);
9: церковный раскол (1654 г.) и жестокое подавление инакомыслия;
10: Усиление налогового гнета «черных» слобод, ликвидация «белых» слобод;
11: Усиление влияния близлежащих стран, в частности: 17 век – «золотой век» Османской империи, уния Польши и Литвы - образование Речи Посполитой, расцвет эк. и пол. могущества Швеции как главенствующей страны северной Европы;
12: Неоднозначность позиции Русского государства накануне Тридцатилетней войны в Западной Европе.