Тема 5. Обобщение, рассмотрение и реализация результатов ревизии
1.Порядок и техника оформления ревизионного процесса.
2.Анализ и оценка материалов ревизии.
3.Формы реализации материалов ревизии и контроль за их выполнением.
Письменное оформление результатов ревизии – необходимое условие успешного и эффективного проведения ревизии. Ревизионные документы, подтверждающие выполнение ревизором программы ревизии, являются способом фиксации выявленных фактов.
Особенность доказательств в ревизии заключается в том, что ревизор на основании выявленных нарушений делает выводы, которые в установленном порядке и надлежащим способом зафиксированы в акте ревизии, а вещественные доказательства – изъяты и приложены к акту. Без этого выявленные нарушения являются бездоказательными.
Материалы ревизии по содержанию информации имеют значение первичных и производных источников доказательств. К первичным ревизорским документам относят такие, которые фиксируют установленный факт на момент их выявления, а к производным – за основу которых берутся данные, содержащиеся в других документах.
|
|
К основным ревизорским документам относят:
1. Планы, задание и программа ревизии.
2. Акты:
¨ акты ревизии – документы, являющиеся формой документального отражения установленных ревизором хозяйственных нарушений;
¨ акты инвентаризации;
¨ другие акты – протокол изъятия документов, проверка выполнения указаний предыдущей ревизии и т.п.
3. Пояснения.
4. Обязательные указания ревизора – предложения по устранению причин и условий возникновения хозяйственных нарушений.
5. Выводы – составляется, когда ревизор не согласен с пояснениями должностными лицами.
6. Решения по материалам ревизии – в 20-дневный срок по окончании ревизии КРУ.
7. Дополнительные: описи, списки, справки, накопительные и сравнительные ведомости, расчеты, обязательства (материально ответственное лицо обязуется погасить недостачу), письменное уведомление (письменное приглашение для проведения инвентаризации).
8. Жалобы на решения ревизии.
По результатам документальной ревизии ревизор составляет акт – двусторонний документ, в котором объективно отражаются последствия ревизии, приводится перечень фактов нарушений и недочетов в работе.
Основной акт не комплексной ревизии – документ, в котором отражаются результаты производственно-финансовой деятельности предприятия.
Акт комплексной ревизии – обобщающий документ, характеризующий производственную, экономическую и финансовую деятельность предприятия. Его составляют, если в проверке принимали участие соответствующие специалисты.
|
|
Промежуточный акт – оформляются результаты инвентаризации, его подписывают ревизор, бухгалтер и материально ответственное лицо.
Накопительные ведомости – документы, фиксирующие факты любых нарушений.
Требования к ревизионным документам:
¨ соответствие ревизорского документа тому нормативному акту, которым предусмотрено его составление, как по названию, так и по форме;
¨ логичность и качество ревизорского документа;
¨ четкость текста и однозначность суждений;
¨ грамотность и культура оформления.
При написании акта ревизор должен пользоваться следующей терминологией: недостача, излишек, перерасход, материальный ущерб и т. п.
Основным обобщающим документом в ревизии является акт. Он составляется во всех случаях выявления нарушений, злоупотреблений, недостатков ведения бухгалтерского учета и т.п.
Акт ревизии должен содержать:
¨ общие сведения о хозяйственном субъекте;
¨ выявленные факты нарушений, бесхозяйственности, недостач;
¨ размеры выявленного ущерба, причины его возникновения, должности, Ф.И.О. виновного лица.
Все факты в акте излагаются таким образом, чтобы по каждому из них можно было ответить на следующие вопросы:
¨ что нарушено;
¨ кто нарушил;
¨ время нарушения;
¨ способ нарушения;
¨ причины и условия нарушения;
¨ размер ущерба.
Общая структура акта ревизии:
I. Общая (вступительная) часть.
II. Ревизия проверки выполнения указаний по материалам предыдущих ревизий.
III. Ревизия выполнения основных показателей.
IV. Результаты ревизии хозяйственных операций и ценностей предприятия.
V. Результаты проверки мероприятий по устранению краж и бесхозяйственности.
VI. Результаты проверки состояния учета и отчетности.
VII. Результаты проверки выполнения специальных заданий.
VIII. Опись приложений к акту ревизии.
К основному акту прилагаются промежуточные акты, описи и ведомости. Пояснения прилагаются только к первому экземпляру общего акта.
Акт должен отражать выявленные ревизией недостатки, нарушения и злоупотребления. Положительные стороны и достижения в работе предприятия отражают в докладных записках на имя руководителя КРУ.
Результаты ревизии излагаются в акте на основании проверенных и документально оформленных данных. Факты, базирующиеся на устных данных, в акт не заносят. Материалы в акте должны излагаться простым и доступным языком без отражения личных выводов ревизора, его субъективной оценки действий должностных лиц. Нельзя использовать термины, носящие характер юридической оценки действий должностных лиц – растрата, присвоение, преступление, и т.п.
Акт регистрируется в КРП после его составления. Второй экземпляр акта вручается руководителю проверяемого предприятия под расписку на первом экземпляре.
Подписывают акт ревизор, руководитель и гл. бухгалтер предприятия. Отказаться от подписи они не могут. Если возникают возражения, то должностные лица предприятия, не позже 5 рабочих дней после подписания акта, пересылают свои возражения в письменном виде в КРУ. В течение 15 рабочих дней после получения возражений, КРУ должно дать письменный ответ.
Ревизор в 15-дневный срок после подписания акта готовит проект обязательных указаний по устранению выявленных нарушений.
Материалы ревизии рассматриваются КРУ не позднее 3 рабочих дней после подписания акта. В день подписания акта возвращаются изъятые документы под расписку в соответствии с письменным перечнем.