На Римскую архитектуру большое влияние оказала культура этрусков

Этруски больше других использовали сводчатые конструкции. Их храмы строились под греческим влиянием. Три нефа внутри храма переходили в 3 параллельные части – святилища 3 богов. Колонны дорические по пропорциям, однако, гладкие и имеют базу. Свод и ложный свод применялся также при строительстве гробниц.

Римская архитектура берёт начало от греческого и этрусского. У них гражданское строительство преобладало над культовыми. Кроме балочно-стоечных, всё более используются арочные конструкции (часто), причём в одних и тех же сооружениях. Крестовый свод с 4 угловыми опорами-стойками. Строительная техника: насухо, слоями (камень – кирпич), грубые камни и раствор со щебнем (типа бетона), опалубка (литая стена, материал «эмплектон»), искусственный мрамор, штукатурка. Строятся сооружения с большими внутренними пространствами, несколькими крестовыми сводами. Строились прямоугольные, а также квадратные и круглые центрические в плане сооружения (в т. ч. круглые арочные – несколько рядов арок). Арочные мосты. Триумфальные арки.

Базилика (перевод: царский дом, первоначально – рынок, были и общественные здания, суды, архивы и др.) – вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на 3 - 5 продольные части (нефы). Средний неф более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов и заканчивается полукруглым алтарным выступом – апсидой. Поперечный неф – трансепт (обычно с использованием крестовых сводов).

В раннехристианской архитектуре сперва появилась базилика, потом купольный византийский храм, потом крестовые своды и массивные стены романского храма, потом – готический храм с его остроконечными арками и сводами, его массивными столбами и лёгкими стенами из стекла и каменных кружев. На Западе искусство скульптуры получило широкое распространение, а в Византии оно было запрещено.

Готический стиль (XII – XVI вв.) – стиль церковной (в основном) архитектуры. Каркасная система строений, стрельчатые арки опиравшиеся на столбы, боковой распор крестовых сводов. Высокие ажурные башни. Высокие стрельчатые окна с многоцветными витражами. Стрельчатые порталы, статуи и орнамент. Ратуши, жилые дома и рынки. Арки и протяжённость.

Романский стиль (X – XIII вв.) – суровая крепостного характера архитектура (монастыри, церкви, замки), росписи, рельефы. Трансепты. Арочные и балочные конструкции.

Русь восприняла и заимствовала византийскую архитектурную традицию сначала без изменений – цетнтрально-купольный или крестово-купольный храм (квадрат и восточное влияние) + деревянное зодчество. (Киев, Новгород, Суздаль): крестово-купольный храм кубической формы. 4 столба (еванг), 3 нефа – корабля, 3 входа – западный северный и южный. Куполов: 1 (Хр), 3 (Троица), 5. (Хр. и 4 еванг.), 9 (число ангельских чинов), 13. (Хр. и 12 апост.). Храм ориентирован алтарной глухой стеной на восток (алтарь – в полукруглом выступе – апсиде). Трхчастное деление фасадов – с помощью лопаток, завершается полукружием – закомарами. Барабан, купол-маковка. К сожалению памятников деревянного зодчества до нас не дошло. С XII в. началось творчество. В новгородских и псковских приземистых церквях можно угадать русские избы, стиль здесь строже и проще киевского. На русскую архитектуру этого периода – влияние: романского стиля, Византии, Скандинавии. Владимиро-суздальская архитектура – влияние романского стиля Италии (меньшая монументальность, строгость, стройность, стремление ввысь, украшение стен, пояс из арочек и колоннок, романский портал, лепные украшения (В-С Русь), иногда, наоборот, скупость отделки (Новгород)). Это пришло через Византию. В – С. архитектура 12-13 вв. носила более парадный характер.

Московская архитектура – сначала подражала владимиро-суздальской. В XIV в. появился орнамент подобный западному “чудовищному” и восточному стилю. В XV в. появился сложный геометрический орнамент с многократным повторением на стенах одного и того же мотива.

Потом появился шатровый стиль – чисто русский. Появились луковицы - купола и шатёр – из деревянного зодчества (XVI в.).

В шатровом стиле стали строить колокольни. В XVI сплошная и тяжёлая разрисовка разноцветными тонами с позолотой (геометрические и растительные формы). В к. XVI – XVII вв. травный орнамент стал покрываться тенями и контурами.

Начиная с барокко – арх стили стали стилями не только арх-ры, но и планировки и пространства города.

Стиль барокко появился в Европе в 16 в. (Италия). Ему предшествовала переходная архитектура (14-15 вв.) эпохи возрождения (ренессанса) (в осн. в Италия): величие человека, его красота, индивидуальность, обращение к античности (ордерная архитектура), больше рационализма, чётких границ (в отличие от готики с её ломанными переходящими одна в другую линиями), строгие прямоугольные формы, но и большая пышность декора и отделки. Широкое использование штукатурки, т к, глухие своды, купола и стены – место для росписей. Развит центричнский храм (круглый, гранёный, квадратный, крест, звезда). Эта архитектура имела черты готики («ренессансная готика») и будущих стилей: барокко и классицизма. В этой архитектуре: храмы, замки, крепости (напр. в форме звезды, что соответствовало фортификационной науке и практике того времени), общественные здания. Позднее: Франция, Испания, Голландия, Германия и Чехия.

Барокко с 16 в. – в Италии. Это более яркое выражение идей возрождения. Барокко (вычурный, странный) – под влиянием идей ренессанса о многообразии и многоплановости человеческой личности, обладающей огромными возможностями, борющейся, конфликтующей, драматичной. Использование штукатурки возрастает. Даже появился совр. термин «штукатурная архитектура»: т. к. из сочетания камня, кирпича и штукатурки – многие архитек. детали. Огромное значение приобретает свод различных видов. Огромное зн.: декор, живопись, скульптура, симметрия деталей.

В барокко с самого начала появляется два направления: динамическое или радикальное (напряжённость различных линий, ломаных, выпуклых, вогнутых, прямых: идея движения пространства, динамики, вытянутые прямоугольные арх формы и планировка), классический (черты будущего классицизма, + центрическая планировка, меньше и спокойней декор). Оба направления имели целью воздействие на чувства и эмоции человека. В одних странах преобладало одно, в других другое. Динамическое барокко – преобладало до к. 17 в. в Италии (храмы, общ здания), до сер. 18 в. в др. странах. Классическое господствовало во Франции (дворцы: перестройка Версаля и Лувра). В н. 18 в. барокко перестает в рококо (плоские внешние стены без деления на части, богатство интерьера и мелкого, пластичного и игривого декора: полихромность - наиболее популярные яркие цвета: белый, голубой, серый, жемчужный, золотой). Многие здания перестраиваются. Некоторые носят черты готики «барочная готика».

Барокко (Пётр 1) и (московское) нарышкинское барокко: светски-нарядный облик храмов, элегантность декора и строгая симметрия, театральность, иллюзионизм, пышность, эффектность, зрелищьность (XVII – XVIII вв.) + рококо (сер XVIII в.). С Петра – барокко: эмоциональная приподнятость, нарядность, широкое использование контрастов, преувеличений (В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский).

Классицизм проявлялся ещё в классическом барокко. Он возник в н 18 в. Стили Классицизма: Палладио (н. XVIII в.), античный (сер. XVIII в.), эллинистический (XIX в.): античные мотивы (арки, портики, колонны, колонады, орнамент, рельефы, балконы, планировка «П», полукруг, или незавершённый круг), простота и строгость форм, рациональное удобство планировки. Этому способствовали идеи просвещения, исследования по античной истории (особенно в германии), буржуазные идеи, становление класса буржуазии. Сначала классицизм во Франции эпохи ВФР и Наполеона (ампир), потом – Герм, Англ, Потом-Россия. Италия была одним из отдельных центров классицизма. В 19 в. в США.

Русский классицизм: В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов.

С н. 19 в. барокко было окончательно вытеснено классицизмом. П. п. 19 в. – эпоха русского ампира (разновидность классицизма): массивные монументальные формы в сочетании с богатым декором, в котором преобладали военные эмблемы, рельефы и орнаменты, опиравшиеся на художественное наследие Рима, Греции и Египта. Стиль служил воплощением идеи государственной власти (Наполеон – арки, памятники), воинской славы, разума и рационализма, просвещения, даже натурализма жизни и возвращения к природе. Это, в основном, правительственные учреждения, театры, храмы (А. Н. Воронихин, М. Ф. Казаков, О. И. Бове). Классицизм проявился в архитектуре дворянских усадеб и парков (18-19 вв.), многие из которых стали памятниками архитектуры что надо изучать. Напр.: имитация разрушенных храмов, парков, беседок. Разл здания. Как один из стилей классицизма – романтизм (натурализм, простота). В России – кл-м. – создание разл. градостроительных комплексов, появление отдельных элементов древнерусской и византийской культуры и барокко.

Классицизм в 18-19 вв. стали использовать в архитектуре железные конструкции: мосты (подвесные и разводные -), здания стекла и железа: сады, павильоны, вокзалы.

Романтизм – до к. 19 – н. 20 вв. Влияние колониальных владений. Парковая и ландшафтная архитектуры (втч и в России): восточные и, особенно, готические элементы и мотивы: английский парк, композиции японского или китайского сада.

С 1830 гг. – в Европе появилось стремление к поискам своего национального стиля, неоготика (с сер. 19 в.) (и в России). Был даже спец. указ Николая 1. В 1840 гг. появилась тоновская (архитектор К. А. Тон) архитектура – механическое подражание московско-византийской архитектуре (типовые храмы): русско-византийский стиль (Храм Христа Спасителя).

Потом во второй половине XIX в. появился псевдорусский (неорусский, русско-византийский, национальный) стиль (Чичагов, Померанцев, Поздеев) – Спас на Крови. В жилых постройках – прослеживается наследие барокко. В к 19 – н. 20 вв. – начал формироваться стиль фабричной архитектуры (влияние Запада).

Но с к. XIX в. он стал носить чисто декоративный характер и уступил место модерну (ассиметрия, закруглённость линий, свободная планировка, пластичность форм, активное применение новейших методов строительной техники и материалов: сталь, стекло, железобетон), кроме того: широкое распространение фресок, мозаик, витражей, керамики, скульптуры, украшений фасада и интерьера (Валькотт, Шехтель). Возрождение традиций неоклассицизма, продолжал развиваться псевдорусский стиль (Щусев, Васнецов), псевдоготика. Эклектика.

В архитектуре немецких поволжских колоний господствовал псевдоготический стиль.

В архитектуре 1920 гг. – конструктивизм, производственное искусство, рационалисты. Модерн. Эклектика. Советская – сначала без эклектики и украшений 20-30 гг.

В 1930-50 гг. – архитектура эклектична с элементами модерна и псевдоклассицизма.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: