Раскройте содержание особенностей экономической и политической систем, духовной жизни арабо-мусульманской цивилизации.
Исл.цив. возникла на Аравийском полуострове. В 630 году на этом месте возникает Арабский Халифат (до 1258г)
Исламский мир ближний восток и северная Африка (арабы), Иран (персы), центральная Азия (тюркоязычные народы)
Экономические признаки:
-верховный правитель главный собственник земли и имущества;
-возрастание значения городов;
-развитие частной торговли и предпринимательства, которые ограничиваются запретом на ростовщичество;
-обязанность платить налог а пользу бедных.
Политические признаки:
-власть сосредоточена в одних руках(Халиф)
-политика и религия не конкурируют
Духовные признаки:
-ислам
-арабский алфавит
1)Государственность появилась на основе только что зародившейся религии (религия зародилась в 622 году). Везде религии зарождались после возникновения гос-ва. Религия в арабо-мусульманской цивилизации сразу была приспособлена к нуждам зарождавшегося гос-ва. Эта религия была очень конкретной.
2) Исламизация народов шла быстро. Большинство были солидарны с арабами-мусульманами и видели в них своих освободителей.
3) С точки зрения ислама проводилась разумная экономическая политика (ушр, харадж)
4) они не подвергали гонению ни иудеев, ни христьян, они преследовали язычников.
5) Шла арабизация. Арабы расселялись на захваченных землях и брали в жены представительниц этого населения.
6) Религия и политика не конкурировали.
7) Собственником земли было гос-во (формально земля принадлежала Аллаху, но от его имени Халиф распоряжался землей.
8) Рабы были, но только пленники.
Причины распада:
1)На пиренейском полуострове был создан Кордовский Халифат, который не принял аббасидов.
2) Огромная территория, разный менталитет и традиции.
3) 1055 году был взят Багдад турками. Халиф при турках тярет светскую власть и остается с духовной властью.
4) в 1258 году монголо-татары захватывают Багдад, казнят первосвященника и Арабский Халифат перестаёт существовать.
Халифат как институт духовного руководства арабов просуществовал до 1517 года.
Вывод: закономерный этап исторического развития, в котором государственность возникла на основе только что зародившейся религии.
- деление на варны по основным занятиям и обязанностям – жрецы(брахманы), воины и правители (кшатрии) и скотоводы (вайшьи).
-обязанности каждой варны были записаны в законах Ману. Это сборник, устанавливавший правила поведения.
-основой общества была не гос-ть, а общинно кастовая система. Касты-объединение людей по специальности.
-наиболее богатыми были правители, индусские храмы, монастыри.
-буддизм в Индии особо не прижился, духовную составляющую Индии составляет индуизм
-земля принадлежит гос-ву, правитель дарует чиновнику, но в его собственность земля не входит. В более поздний период средневековья землёй распоряжались хранители гробниц (шейхи), поэты, чиновники и купцы.
- на территории средневековой Индии было несколько десятков крупных и мелких гос-в, которые враждовали между собой
-с 1206-1526 на территории Индии существовал Делийский султанат
-в 1526 году военачальник Бабур положил начало Могольской империи.
Вывод: в средневековой Индии не было единой гос-ти, но самобытность сохранялась.