Геродот 39 страница

172. Так-то после свержения Априя воцарился Амасис родом из Саисского округа, из города по имени Сиуф. Сперва египтяне мало уважали и ни во что не ставили царя, так как прежде он был простым гражданином и даже незнатного рода. Потом, однако, Амасису удалось завоевать их расположение хитростью, но деликатным способом. Среди несметных сокровищ был у него умывальный таз, из которого сам царь и все его гости всегда умывали ноги. Этот-то таз Амасис велел расплавить, отлить из него статую бога и воздвигнуть в самом оживленном месте города. Египтяне же, проходя мимо статуи, благоговейно молились ей. Когда же Амасис услышал об этом, то повелел призвать к себе египтян и объявил им, что статуя [бога] сделана из того таза для омовения ног, куда они раньше плевали, мочились и где умывали ноги, а теперь ее благоговейно почитают. Вот и с ним, прибавил царь, произошло примерно то же самое, что с этим тазом. Пусть когда-то прежде Амасис был только простым гражданином, а теперь - он их царь. Поэтому они должны почитать и уважать его. Так-то Амасис расположил к себе египтян, так что они добровольно согласились служить ему.

173. Порядок [ежедневных] занятий Амасис установил такой: ранним утром еще до времени, когда народ собирается на рынок, царь усердно разбирал дела, которые ему докладывали. Затем он пировал и легкомысленно и весело шутил со своими застольными друзьями. Друзей же царя удручало его поведение, и они упрекали его такими словами: "Царь! Ты умаляешь свое царское достоинство, предаваясь таким легкомысленным и пустяковым занятиям. Тебе следовало бы, восседая на пышном троне, целый день заниматься делами. Тогда египтяне поняли бы, что над ними властвует действительно великий муж, и о тебе пошла бы лучшая слава. А теперь ты ведешь жизнь вовсе не такую, как подобает царю". А царь возразил им: "Стрелок натягивает свой лук, только когда он нужен, и спускает тетиву, когда нет нужды. Ведь если бы лук был постоянно натянут, он бы лопнул, и его нельзя уже было бы пустить в дело в случае надобности. Такова же и человеческая природа: если бы человек вздумал всегда предаваться серьезным делам, не позволяя себе никаких развлечений и шуток, то либо неприметно впал бы в безумие, либо сразу был бы разбит параличом. Поэтому-то я всему уделяю свое время". Так он отвечал своим друзьям.

174. Как говорят, Амасис, будучи еще простым гражданином, очень любил выпить и пошутить и вовсе не имел склонности к серьезным занятиям. А когда он пропил и прогулял свое добро, то начал будто бы воровать у соседей. А те обвиняли его в кражах, и когда он запирался, то водили в прорицалище и вопрошали, где украденные вещи. Иногда оракул его уличал, но часто и оправдывал. Когда же Амасис стал царем, то сделал вот что. О храмах тех богов, которые его оправдывали [в кражах], он вовсе не заботился и не жаловал денег на их украшение. Он и не посещал их и не приносил жертв: по его словам, ведь эти боги не заслуживают жертвоприношений и их прорицания лживы. Напротив, богов, уличавших его в воровстве, он глубоко чтил, как истинных богов, дающих правдивые прорицания.

175. Прежде всего, он воздвиг в Саисе удивительные преддверия Афине, которые далеко превосходят высотой и обширностью, а также величиной и красотой камней, из которых они сложены, все другие. Затем он повелел поставить колоссальные статуи и огромные сфинксы с головами мужчины, а также доставить огромные глыбы камней для других работ. Некоторые глыбы были перевезены из каменоломен у Мемфиса, а другие, самые огромные, из города Элефантины, который отстоит от Саиса не менее чем на двадцать дней плавания вверх по реке. Но вот что меня в этом больше всего удивляет. Царь повелел доставить из Элефантины целое здание, высеченное из цельного камня. Перевозили же его три года, и для этого было назначено 2000 человек, которые все были кормчими. Длина этого храмового здания снаружи 21 локоть, ширина 14, высота 8 локтей. Это - наружные размеры этого монолитного здания. Изнутри же оно 18 локтей и 20 пяденей длины, 12 локтей ширины и 5 локтей высоты. Здание стоит при входе в священный участок. Внутрь [священного участка], говорят, его не втащили вот почему. Зодчий, как рассказывают, при перетаскивании этого здания глубоко вздохнул, так как ему наскучила бесконечная работа. Амасис же принял это за недобрый знак и не позволил тащить здание дальше. Другие, впрочем, говорят, что один из рабочих, двигавших здание рычагами, был раздавлен и поэтому-то здание и не втащили в святилище.

176. И во все другие знаменитые святилища Амасис также посвятил архитектурные сооружения, удивительные своей величиной. Так, между прочим, в Мемфисе перед святилищем лежит на земле колосс длиной 75 футов. На том же цоколе стоят еще два других колосса из эфиопского камня в 20 футов высоты каждый, по обеим сторонам того большого колосса. Есть также и в Саисе такой же величины колосс, лежащий на земле, как и в Мемфисе. И Исиде в Мемфисе воздвиг Амасис большой и достойный удивления храм.

177. При царе Амасисе, как рассказывают, Египет достиг величайшего процветания. Река дарила [блага] земле, а земля - людям, и населенных городов в Египте было тогда, говорят, 20.000. Амасис также издал вот какое постановление египтянам: каждый египтянин должен был ежегодно объявлять правителю округа свой доход. А кто этого не сделает и не сможет указать никаких законных доходов, тому грозила смертная казнь. Афинянин Солон перенял из Египта этот закон и ввел его в Афинах. Еще и поныне он там сохранился как самый превосходный закон.

178. Амасис был другом эллинов. Он не только выказывал благосклонность некоторым из них, но даже предоставил эллинским переселенцам город Навкратис178 для жительства. А тем, кто не желал селиться там, а приезжал только временно [для торговли], он отвел места, где они могли бы воздвигнуть алтарь и храмы богов. Самое большое, знаменитое и наиболее часто посещаемое из этих святилищ называется Эллений. Его основали сообща следующие города: из ионийских - Хиос, Теос, Фокея и Клазомены; из дорийских - Родос, Книд, Галикарнасс и Фаселида; из эолийских - одна Митилена. Эти-то города сообща владеют святилищем, они же назначают начальников для надзора за торговлей в порту. Прочие города, которые посещают святилище, там только гости. Город Эгина воздвиг особое святилище Зевса, самосцы - Геры, а милетяне - Аполлона.

179. Первоначально Навкратис был единственным торговым портом [для чужеземцев] в Египте; другого не было. Если корабль заходил в какое-нибудь другое устье Нила, то нужно было принести клятву, что это случилось неумышленно. А после этого корабль должен был плыть назад в Канобское устье Нила. Или если нельзя было подниматься вверх против ветра, то приходилось везти товары на нильских барках вокруг Дельты до Навкратиса. Такие права и преимущества были у Навкратиса.

180. Когда амфиктионы за 300 талантов отдали подряд на строительство нового дельфийского храма (прежний храм случайно погиб в огне пожарища), то четвертую часть денег за подряд пришлось уплатить дельфийцам. Тогда дельфийцы стали ходить по городам и собирать пожертвования, причем возвратились из Египта далеко не с пустыми руками. Так, Амасис пожертвовал им 1000 талантов квасцов179, а эллины, жившие в Египте, - 20 мин серебра.

181. С киренцами же Амасис заключил оборонительный и наступательный союз и не задумался даже взять себе супругу оттуда потому ли, что желал иметь супругой эллинку, или, быть может, только ради союза с киренцами. Так вот, он взял себе в супруги девушку по имени Ладику, которая, как одни говорят, была дочерью Батта, по другим же, - Аркесилая или даже знатного гражданина Критобула. Однако, разделяя с супругой ложе, Амасис не мог сойтись с нею, хотя еще сходился с другими женщинами. И так как это повторялось не раз, то Амасис сказал Ладике: "Женщина! Ты меня совершенно околдовала! Ничто уже не спасет тебя от самой лютой казни, которую когда-либо испытала женщина!". Хотя Ладика отрицала свою вину, Амасис не сменил свой гнев на милость. Тогда Ладика принесла обет Афродите посвятить в Кирену статую богине, если Амасис сойдется с ней в эту ночь (ведь в этом одном было ее спасение). И действительно, после этого обета Амасис тотчас же сошелся с ней и с тех пор, всякий раз как приходил, имел сношение с ней, и потом очень полюбил ее. Ладика же исполнила свой обет богине. Она велела изваять статую и отослала ее в Кирену. Когда я был там, статуя была еще цела и стояла [в храме] за городом Киреной. Эту Ладику Камбис после завоевания Египта, узнав от нее самой, кто она, отослал в Кирену, не причинив обиды.

182. Амасис же послал посвятительные дары также и в Элладу. В Кирену он пожертвовал позолоченную статую Афины и свое собственное изображение в красках; затем Афине в Линде - две каменные статуи и замечательный льняной панцирь; наконец, в храм Геры на Самосе - две свои портретные деревянные статуи, которые еще в мое время стояли в большом храме за порталом. Эти приношения на Самос царь сделал ради своей дружбы и гостеприимства с Поликратом, сыном Эака. Что же до даров Амасиса в Линд, то он принес их вовсе не ради дружбы с кем-нибудь или гостеприимства, а потому что святилище Афины в Линде, по сказанию, воздвигли дочери Даная, остановившись там во время бегства от сыновей Египта. Эти посвятительные дары принес Амасис. Он завоевал также впервые остров Кипр и заставил остров платить ему дань.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Во II книге Геродот без грубых ошибок излагает связную историю Египта, начиная с середины VII в. (с начала царствования Псамметиха I). Для Саисской эпохи (VII - VI вв. до н.э.) рассказы Геродота имеют неоценимое значение (см.: С. Я. Лурье. Геродот, с. 122).

2. Это действительно фригийское слово, встречающееся во фригийских надписях.

3. Т.е. Пта (бог - покровитель кузнецов), который отождествлялся с Гефестом.

4. Египетский гражданский год начинался 19 июля с восходом Сириуса (егип. Содпет, Сотис), когда начинался разлив Нила, и продолжался до следующего разлива. Год делился на три времени года (разлив, посев, жатва).

5. Греческий год делился на 12 лунных месяцев (6 месяцев по 30 дней и 6 по 29 дней). Через каждые три, пять и восемь лет восьмилетнего цикла прибавлялся "вставной" месяц (Посейдеон второй).

6. Плинфинский залив и озеро Сербонида являются восточной и западной границами Египта.

7. Ширина Нильской долины от Каира до Сиены (Асуан) меняется от 20 до 1 км.

8. Это - страна Пунт, т. е. сомалийское побережье.

9. Гомеровское выражение (ср.: Одиссея 14,136).

10. См. выше, II.6.

11. Как показывает упоминание Геродотом египетской меры схен ("хеннуб"), автор пользовался здесь египетскими источниками. Тем не менее цифры для расстояний неверны.

12. Т.е. долина р. Скамандра.

13. Местное египетское название Египта Кемет (черный).

14. Речь идет о Голубом Ниле, который приносит ил с Абиссинских гор.

15. Геродот пользуется записями жрецов, которые относятся к разливу Нила при царе Аменофисе IV (137-1358 гг. до н.э.). Этот царь смешан здесь с Меридом (Аменемхет III, ок. 1840-1792 гг. до н.э.).

16. В области нильской Дельты землю не вспахивали плугом.

17. Подобные заведения были также у Каноба (в устье западного рукава Нила).

18. Греческое название Египта восходит к египетскому Хикупта (Ка - дом Пта). Хикупта - имя главного святилища в Мемфисе. По этому храму был назван город Мемфис, а впоследствии и вся долина Нила.

19. Здесь имеется в виду первый катаракт у Сиены.

20. Эту гипотезу высказал Фалес Милетский (ок. 600 г. до н.э.).

21. Это толкование принадлежит Евфимену из Массалии (конец VI в. до н.э.). Евфимен, плавая вдоль западного побережья Африки, достиг совр. Сенегала и думал, что истоки Нила находятся в Океане.

22. Геродот опровергает мнение философа Анаксагора (ок. 500-428 гг. до н.э.).

23. Здесь Геродот, по-видимому, имеет в виду Гекатея Милетского.

24. Писец храма богини Нейт (Афины), один из высших должностных лиц при храме, вероятно, главный осведомитель Геродота о Египте и его истории.

25. Этот миф известен из египетских текстов пирамид.

26. Здесь Геродот дает описание первого катаракта Нила ниже Сиены.

27. Запруженный и разлившийся в этом месте Нил Геродот принимает за озеро.

28. Прежняя столица эфиопов была Напата на р. Джебель Баркал, но после похода Камбиса перенесена дальше на юг в Мерое. Эфиопское царство со столицей в Мерое существовало до 355 г. н.э.

29. Зевс у эфиопов - Амон-Ра.

30. Дионис - Осирис.

31. Лемех (егип. "схм" - по левую руку) означает, вероятно, восточные племена, которые впоследствии переселились на юг.

32. Т.е. Средиземное море.

33. Насамоны пересекли Сахару в юго-западном направлении от берегов Большого Сирта, вероятно, до Тимбукту на Нигере. "Маленькие люди", быть может, одно из племен пигмеев.

34. Это, конечно, неверно.

35. Это сообщение неправильно: в Египте было много женщин-жриц.

36. Здесь Геродот неточен. В его время у египтян было распространено древнейшее иероглифическое письмо (для надписей), иероглифическое упрощенное письмо, иератический курсив (для деловых бумаг и писем) и, наконец, демотическое письмо (для широкого употребления). Демотическим письмом писали главным образом справа налево.

37. Во многих храмах Египта жреческие должности были наследственными. Все египетские правители несли огромные расходы на содержание храмов и жрецов. Даже персидские завоеватели при Дарии I должны были признать древние привилегии храмового жречества и оказывать жрецам денежную помощь.

38. Быков в Египте с древнейших времен приносили в жертву богу Солнца.

39. Имеется в виду праздник Исиды, справлявшийся в Бусирисе.

40. Культ Исиды был распространен среди ливийцев в области Дельты.

41. Афродитой Геродот называет богиню Гатор, имя которой сохранилось в названии города Атарбехис.

42. Баран считался у египтян воплощением Хнума.

43. Имеется в виду праздник солнечного бога Амона и принесение в жертву священного барана.

44. Алкей - отец Амфитриона и Электрион - отец Алкмены, по мифу, происходили из Египта.

45. Датировка по предпоследнему египетскому царю Амасису II указывает на то, что Геродот цитирует здесь Гекатея, который посетил Египет при этом царе.

46. Египтяне знали только цикл девяти богов (эннеада).

47. Описание Геродота подтверждается надписью на стеле, найденной в Тире.

48. Фасос, по-видимому, имя финикийского божества, храм которого Геродот посетил в Тире.

49. Богом города Мендеса был Хнум. Баран у египтян был символом производительной силы. Геродот отождествляет бога Мендеса с греческим Паном потому, что тот изображался с козлиными рогами.

50. Мендес, быть может, егип. Бен-иб-дд (баран).

51. Геродот имеет в виду, вероятно, праздник Памилий.

52. Мелампод исцелил от дионисического безумия дочерей тиринфского царя Прета и потребовал в награду за это себе и брату в жены его дочерей и часть царства.

53. Некоторые формы культа Диониса греки, вероятно, заимствовали у фракийцев.

54. См. выше, II 43.

55. Геродот передает мнение жителей нильской Дельты.

56. В Додоне почитали не определенных богов, а священный дуб. В этом историческое ядро рассказа Геродота.

57. Геродот, следовательно, относит возникновение гомеровских поэм приблизительно к 850 г. до н.э.

58. Имеются в виду Орфей, Мусей, Лин и Олимп.

59. Здесь игра слов: голуби, по-гречески pelei[dew, а на эпирском диалекте u]leiow - старый, почтенный.

60. Прорицалище в Фивах было, по-видимому, основано греческими наемниками.

61. Геродот имеет в виду Панафинейские празднества с торжественной процессией, введенной при Писистрате.

62. Отождествление египетских богов с греческими восходит к греческим колонистам в области Дельты. Сведениями, полученными от них, пользовался уже Гекатей, посетивший Египет при царе Амасисе.

63. См. выше, II 40.

64. Они оплакивали Осириса.

65. Так Геродот описывает здесь праздник Осириса в Саисе.

66. Речь идет о ритуальной борьбе в воспоминание эпизода из мифа об Осирисе.

67. Арес - здесь египетский бог Гор.

68. Этот обычай соблюдался не во всем Египте, а лишь в некоторых областях.

69. Пиявки сидят на деснах зубов крокодила.

70. В городе Арсиное (егип. Шелет, совр. Мединет-эль-Файюм), который греки называли Крокодилополем, крокодилы были посвящены богу Сухос.

71. Так Геродот передает егип. "схм" (крокодил).

72. Гиппопотам считался священным животным Осириса.

73. Здесь имеются в виду не выдры, а особый род ихневмонов ("фараонова мышь" - Herpetes ichneumon).

74. Лепидот - чешуйчатая рыба, вымерший вид рыб.

75. По Лидделу-Скотту, s. v. Chenalopex acgyptiaca; no В.X. Дворецкому, Anas tadorna - утка-пеганка, живущая в норах.

76. Феникс (егип. "бану") - воплощение бога Амон-Ра. В христианскую эпоху феникс стал символом смерти и воскресения Христа.

77. Рогатая гадюка (Vipera cerastes) - весьма опасная ядовитая змея. "Пагубные" - гомеризм (см.: Одиссея XVIII, 85).

78. Т.е. Амон-Ра. Мумии этих священных змей найдены в Египте.

79. По-видимому, род саранчи.

80. Какие кости видел Геродот, неясно (у саранчи нет костей).

81. Белый ибис (птица из семейства бекасовых) был посвящен богу мудрости Тоту, который поэтому часто изображался с головой ибиса.

82. Черный ибис - это чапрак, вальдрап.

83. В подлиннике стоит глагол syrmaqzoysi от егип. "срмит" - средство от глистов.

84. Егип. "клшт", греч. xlysthr.

85. Геродот, следовательно, не посетил виноградную область Египта в западной части Дельты на оз. Мариут.

86. Имеется в виду саркофаг, на котором изображался покойник.

87. Скорбная песнь о безвременной кончине Лина, которую пели на празднике в честь Лина в Греции, а в Финикии - на празднике Адониса, оплакивая его смерть.

88. Здесь, по-видимому, идет речь об Осирисе, смерть которого под именем Манероса, оплакивали на празднике.

89. Орфизм - религиозное движение в Греции, возникшее в VIII в. до н.э. Некоторые воззрения последователей орфизма (орфиков), например вера в переселение душ, напоминают египетские представления. Пифагорейцы - сторонники религиозно-философской секты Пифагора, как и орфики, были участниками вакхических мистерий (таинств), связанных с культом Диониса.

90. Астрология в позднем Египте была очень распространена.

91. В Египте было много врачей по разным специальностям. Сохранились гинекологические и хирургические папирусы и сборники рецептов.

92. Имеются в виду деревянные доски с изображением процесса бальзамирования.

93. Вероятно, Осириса.

94. Внутренности покойника погребали в особых сосудах, но не в гробах.

95. Смирна (мирра) - ароматическая камедь (смола) аравийского мирта.

96. Касия (Сinпатотит iners) - ароматическое и целебное растение (дикая корица).

97. Камедь (егип. "коми") - смола растения Acacia arabica L

98. Кедровое масло при бальзамировании предохраняло внутренности от гниения до введения щелочи.

99. Редьковое масло заменяет кедровое масло.

100. Нильский лотос (Nymphaea lotos) - род лилии (Nymphaeaceae).

101. Этот вид лилий теперь в Египте не встречается.

102. Именно, жители области Дельты.

103. Силликиприй (егип. "кики") - разновидность клещевины.

104. Не из-за комаров, а из-за скорпионов и змей еще и теперь египтяне спят на крышах.

105. Acacia Nilotica.

106. Егип. "бар-ит" (корабль).

107. Или: "из Фтиотиды", откуда ахейцы переселились в Пелопоннес.

108. Сведения Геродота о египетских фараонах до эпохи эфиопских царей (715-663 гг. до н.э.) восходят к двум различным преданиям. Из первого предания взяты рассказы о Нитокрис (VI династия), о царях XII династии Сесострисе III и Мерисе (Аменемхет III). Второе предание является источником народных сказок о Рампсините (Рамсес III) и царях IV династии Хеопсе, Хефрене и Микерине. Геродотова хронология египетских царей не соответствует царской хронологии во фрагментах царских списков Манефона.

109. Храм бога Пта в Мемфисе.

110. Красное море - здесь Индийский океан, которого достиг египетский царь в походе в страну благовоний Пунт (сомалийское побережье).

111. Надписи принадлежат не Сесострису III, а Рамсесу II.

112. Геродот путает царя Сесостриса с царем Псамметихом I, который воевал со скифами и фракийцами в Палестине, но никогда не вторгался в Скифию.

113. На р. Фермодонте греки, по преданию, разбили амазонок и затем привезли их в скифские степи (совр. Дон).

114. Имеется в виду наскальный рельеф в Сипиле и Кара-Бель в области Смирны (сов. Измир) с изображением бога в виде воина. Он принадлежит, однако, не египтянам, а хеттам.

115. Хеттский рельеф в Сипиле изображал царя с супругой и сыновьями, попирающими распростертого на земле врага. Осведомитель Геродота сочинил, быть может, на этом основании рассказ, переданный Геродотом.

116. Это неверно: лошади и боевые колесницы впервые ввели вожди семитских племен гиксосы, которые властвовали над частью Египта в 1670-1570 гг. до н.э.

117. Каналы служили в Египте для орошения полей, а не для снабжения питьевой водой.

118. Во времена Геродота в Египте существовал земельный кадастр. Налоги собирались с каждого участка соответственно его урожайности натурой, так как денег не было в обращении. После завоевания Египта персидские сатрапы (особенно Арианд) стали чеканить огромное количество серебряной монеты и, пользуясь высоким курсом серебра, скупали все продукты, добываемые в стране.

119. Гномон (солнечные часы) - вертикальный штифт, отбрасывающий тень на вогнутую поверхность (polow - модель небесного свода). Гномон и полос, по преданию, были вывезены в Грецию из Вавилона Анаксимандром Милетским (около 547 г. до н.э.). Двенадцать делений дня - часы дневные.

120. Имеются в виду две 13-метровые статуи, лежащие у Мит-Рахине. Одна из них в 1954 г. перевезена в Каир.

121. Финикияне имели в Мемфисе свое поселение с храмом богини Иштар.

122. Храмовые рабы носили особые знаки и считались неприкосновенными.

123. Илиада VI. 289 (перев. Н.И. Гнедича).

124. Одиссея IV. 228 (перев. В.А. Жуковского).

125. Одиссея IV, 351 (перев. В.А. Жуковского).

126. В "Киприях" рассказывалось о предыстории Троянской войны (эти поэмы до нас не дошли).

127. Здесь Геродот объясняет исторические события карой, ниспосланной богами, или в пределах человеческих отношений цепью обид Tdiwrai и возмездии trseir. В конечном счете руководят событиями боги, которые пользуются людьми как орудиями, но могут обойтись и без них (ср.: А.И. Доватур. Стиль, с. 111).

128. Имеются в виду сооружения Рамсеса II в храме Пта в Мемфисе. Там находились две колоссальные статуи царя, которые во времена Геродота еще стояли.

129. В Египте обычно трупы казненных выставляли на столбах на стене.

130. Очевидно, сторожа были чужеземцы-наемники; египтяне брили себе головы и бороды.

131. Египетская сказка о нисхождении в царство мертвых.

132. Деметра (в Дельте - Исида) - здесь, вероятно, Гатор, почитавшаяся в Фивах как владычица мертвых. Царство мертвых по-египетски называлось "аментет" (западная страна), так как египтяне погребали покойников к западу от Нила.

133. По верованию египтян, умерший царь соединялся с Осирисом, смерти и воскресению которого был посвящен особый праздник в Египте.

134. Очевидно, бог мертвых Анубис (егип. Ануп), изображавшийся с песьей головой, который провожал покойника в царство мертвых.

135. Исида и Осирис.

136. Геродот путает хронологию Египта: Рампсинит (Рамсес II) - царь XIX династии (1345-1200 гг. до н.э.), а Хеопс - IV династии (2600-2480 гг. до н.э.).

137. По-видимому, этот царь сократил доходы жрецов, и поэтому жреческое предание считало его тираном-нечестивцем.

138. Геродот, вероятно, неправильно понял своего осведомителя. Имеется, видимо, в виду канал, по которому доставлялись стройматериалы к месту сооружения пирамиды. Три месяца работ, указанные Геродотом, - время разлива Нила, когда сельскохозяйственные рабочие привлекались на строительство государственных сооружений (каналов и пирамид).

139. Это, конечно, очень заниженная цифра расходов, которая даже отдаленно не соответствует стоимости этого грандиозного сооружения.

140. Хеопс (Хуфу) царствовал только 24 года. Ему наследовал брат Дедефра, после которого вступил на престол сын Хеопса Хефрен.

141. Имеется в виду статуя богини неба Гатор, которую изображали в виде коровы. Геродот путает ее со статуей Исиды (в саисском храме).

142. Не обнаженные, а в тесно прилегающих одеждах.

143. На празднике Осириса.

144. Позднейшая легенда анахронистически связывает Микерина с оракулом в Буто.

145. Размеры, приводимые Геродотом, не соответствуют действительности. Эфиопский камень - гранит.

146. Эсоп был обвинен в краже из храма в Дельфах и низвергнут со скалы. За его убиение дельфийцы должны были заплатить денежную пеню.

147. В такой форме отливались тогда металлические бруски (до введения чеканной монеты, заимствованной из Лидии, ими пользовались как деньгами).

148. Храма Аполлона.

149. Асихис (егип. Шепсес-каф, ок. 2480 г. до н.э.) оставил гробницу в виде кирпичной мастабы (четырехугольной формы гробница).

150. Геродот делает здесь скачок от конца IV династии (ок. 2480 г. до н.э.) к началу эфиопского владычества в Египте (ок. 715 г. до н.э.).

151. Эфиопские цари официально правили в Египте с 715 по 655 г. до н.э. После мирного соглашения они передали должность верховной жрицы Амуна в Фивах, последнюю опору их власти в Верхнем Египте, дочери Псамметиха, властителя области Дельты, и удалились из Египта.

152. Геродот рассказывает здесь сказку, отражающую исторические события: войны эфиопских царей Египта с ассирийцами (671-653 гг. до н.э.).

153. Имеются в виду ливийские наемники.

154. Это были свободные от налогов земельные участки, которые египетские (эфиопские) цари отдали ливийским наемникам в награду за службу.

155. Именно, в храм бога Пта.

156. Мышь была у семитов символом чумы.

157. Геродот неправильно относит здесь к этому царю статую бога Гора с его священным животным - мышью.

158. Гекатей Милетский посетил Египет в царствование Амасиса II (569-526 гг. до н.э.).

159. Егип. "пи-роми" - человек, т. е. доблестный человек (греч. xal\w x[gau\w). Египтяне считали только себя пи-роми, другие народы, по их мнению, не заслуживали этого названия.

160. У египтян существовал цикл не из 8, а из 9 богов.

161. См. выше, II.43.

162. См. выше, II.43 - 49

163. Имеются в виду местные царьки области Дельты. Число 12 - неверно.

164. Геродот принимает маленькие пристройки времен саисских царей (663-525 гг. до н.э.) за главное здание - заупокойный храм царя Аменемхета III (1840-792 гг. до н.э.).

165. Храмы Артемиды в Эфесе и Геры на Самосе.

166. Кирпичная пирамида в Хаваре с заупокойным храмом, который Геродот называет лабиринтом.

167. Крытый проход, ведущий из храма в пирамиду.

168. Статуя Аменемхета III.

169. Т.е. он устранил областных царьков.

170. Это драма Эсхила не сохранилась.

171. Эта цифра неверна.

172. Псамметих II.

173. Области в западной части Дельты.

174. Области в восточной части Дельты.

175. Гробница Осириса в храме богини Нейт.

176. Священное озеро, на берегу которого стояла священная пальма.

177. Сюжетом мистериальных представлений в честь Осириса было убийство Осириса Сетом и воскресение бога.

178. Навкратис был основан, вероятно, при Неко или Псамметихе. При Амасисе город достиг уже расцвета.

179. Египет был главным экспортером квасцов, которыми пропитывались деревянные доски при постройке храмов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: