Образовательные технологии
Преподавание дисциплины «История социологии» должно включать в себя следующие образовательные технологии:
- проведение аудиторных занятий с использованием мультимедийных технологий;
- обеспечение студентов сопутствующими раздаточными материалами, тематическими планами и конспектами с целью активизации работы студентов по усвоению материалов учебного курса;
- использование интерактивных обучающих технологий: дискуссии, круглые столы диспуты;
- формирование индивидуальных образовательных интересов посредством проведения учебных исследований и подготовки аналитических докладов.
1. Современная социология, и её периодизация.
2. Предметное поле современной социологии, и её структура.
1. Современная социология и её периодизация.
Что означает понятие «современность», чей возраст по сравнению с некоторыми науки относительно невелик. Э. Гидденс полагает, что социология – это наука о современном этапе развития общества, который охватывает последние 200 лет. В социологии есть и другое понимание современности (последние десятилетия или даже пятилетия). В настоящее время многие отечественные социологи относят современность ко всему периоду с конца 80-х – начала 90-х. то есть современность – постсоветский период, крушение тоталитарных и авторитарных режимов, распад системы социалистического содружества. Однако если брать за основной критерий – глубину радикальных преобразований в науки, то принцип определения понятия «современность» будет иным.
|
|
Основная проблема при определении понятия «современность» определить верхние и нижние хронологические рамки. В настоящее время существуют две точки зрения на этот предмет:
1. современность в социологии – период после окончания Второй мировой войны, и соответственно (первый этап 1945-до конца 60-х; второй – с конца 60-х до наших дней, автор Култыгин В. П.). Основания для периодизации послевоенное изменение взглядов на общество, на возможность управлять массовыми социальными процессами. Развитие социологической науки также обозначено теми же рамками, в первую очередь появлением теории среднего уровня (Р. Мертона), которая привела к качественному скачку и развитию ряда новых отраслей в социологии. В институциональном отношении также произошли крупные изменения: социология из университетов вышла на уровень крупных научно-исследовательских центров.
2. Однако существует и другая точка зрения (Добреньков В. И., Кравченко А. И., Капитонов Э. А.). По их мнению, современный этап развития социологии начинается в 1920-х гг. В это время общество вступает в индустриальный период развития, центр мировой социологической мысли перемещается из Европы в Штаты. Современность социологии с 20-х гг, заключается и в том, что методологическая её основа и методическая не потеряли своей актуальности и до нашего времени, а именно это «разработанность методов и техники, измерительных процедур и числовых эквивалентов в эмпирической социологии и сегодня, в принципе, предопределяет исследовательскую практику, уровень профессиональных норм». С данной периодизацией можно согласиться ещё и потому, что 10-20 –е годы – время мощных социальных трансформаций, требовавших их социологического осмысления. Первая Мировая война, буржуазные, социалистические революции, мировой экономический кризис и способы управления социальными процессами также требовали осмысления. Что касается самой науки социологии, то всё более прочными становятся позиции эмпирической социологии, появляется новое отношение к предмету и методу социологического исследования. в качестве предмета стала выступать не вообще социальная реальность (общество в целом), а её конкретные проблемы, социальные факты, имеющие значение для общества. Что касается метода, то речь идёт об использовании в исследованиях ряда специальных методик (опросов устных и письменных, позволяющих выявлять субъективные мнения и оценки).
|
|
К особенностям современной социологии можно отнести:
1. Эмпирическая социология, став самостоятельной, встала не только наравне с теоретической социологией, но и иной раз более значимой, чем вторая.
2. Возникают и реализуются многочисленные попытки свести теоретическую и эмпирическую социологию. Одним из наиболее удачных вариантов была теория среднего уровня Р. Мертона.
3. В наше время осуществляется процесс глубокой структурной и содержательной дифференциации социологической науки. Это появление отдельных отраслей, течений, движений, направлений, что позволяет конкретизировать социологические знания, приблизить их к потребностям общества.
4. Одновременно налицо другая тенденция: тенденция к интеграции, стремление сблизить социологию с историей, философией, экономикой, правом, педагогикой и т.д. Одновременно социология сближается с естественно-научным направлением (математика, информатика, биология и т.д.).
5. Характерно, что социология выступает не просто как наука, но как образ мышления, поскольку касается всех сфер человеческой жизни, видения мира в целом.
6. Возможность практического применения социологических знаний превратило социологию в одну из престижнейших сфер знаний, а профессию социолога (как практика, так и теоретика) уважаемой.
7. В рамках современного этапа социология развивается с одной стороны как абстрактная наука,, где акцент делается на развитие категорий, понятий, теорий, с другой стороны, она тесно сближается с практикой, обслуживая и удовлетворяя потребности человеческого общежития.
8. В ХХ веке происходит окончательная институционализация социологии, превращение её в социальный институт сформировавшейся науки. Соответственно развивается социологическое образование как профессиональное, так и непрофессиональное.
Периодизация современной социологии.
период | содержание | Персоналии |
1920-1930 | Институционализация и развитие эмпирической социологии в США Чикагская социологическая школа Возникновение отраслевых социологий: города, индустриальной, труда, менеджмента, бюджета времени знания политической | США (Томас,Знанецкий) США (Парк, Бёрджесс, Вирт) США (Парк, Бёрджесс, Вирт) Мэйо, Рётлисбергер Диксон СССР (Гастев) США (Дракер, Баркин) СССР (Струмилин) Германия (Шелер,Мангейм) Италия (Моска, Михельс) |
Возникновение парадигм: Символический интеракционизм, феноменологическая социология Социологическая школа Дюркейма Франкфуртская социологическая школа Социальная антропология Развитие теоретической социологии: теории социальной стратификации, социальной мобильности, социокультурной динамики Теории социальной системы, социального действия | США (Дж.Мид) Германия (Шюц) Франция (Мосс, Хальбвак, Леви-Брюль, Юбер). Германия (Хоркхаймер, Адорно, Маркузе) Великобритания (Редклифф-Браун, Малиновский) США (Сорокин) США (Парсонс) | |
1940-1960 | Дальнейшая активизация эмпирических исследований. Развитие отраслевых социологий Появление теорий среднего уровня Развитие социологических школ: Чикагская школа Колумбийская школа Гарвардская школа Франфурктская школа и её кризис Возникновение и развитие социологических парадигм: Структурный функционализм Этнометодология Социология конфликта Парадигма обмена Символический интеракционизм Феноменологическая социология Возрождение отечественной социологии | США (Мертон) США (Огборн, Стауффер, Шилз, Хьюз) США (Лазарсфельд, Мертон, Мак- Айвер, Морено) США (Сорокин, Парсонс) Германия (Хоркхаймер, Адорно,Маркузе, Фромм, Хабермас). США (Парсонс, Мертон) Гарфинкель Козер/ Германия, Англия (Даредорф) (Хоманс, Блау, Эмерсон) Блумер США (Шюц, Бергер), Германия (Лукман) Ядов, Здравомыслов, Грушин, Харчев, Осипов, Кон, Заславская, Коган и т.д. |
1970-первая половина 1980-х | Теория коммуникативного действия Теория постиндустриального общества Теория модернизации Теории структурализма и постмодернизма Теория неофункционализма Структурный функционализм Развитие отечественной социологии | Германия (Хабермас) США (Белл), Франция (Турэн) Израиль (Айзенштадт), США (Леви, Мур) Франция (Леви- Стросс, Деррида, Фуко, Лакан) США (Александер, Коломи) Германия (Луман) Ядов, Заславская, Шубкин, Шляцентох, Грушин, К;оган и т.д.) |
Вторая половина 80-х – 90-е гг | Теория структурации Теория интеграции Теория постмодернизма Теория социального пространства Теория социальных изменений Теория неофункционализма Развитие отечественной социологии | Англия (Гидденс, Арчер) США (Ритцер) Англия (Бауман) Франция (Бурдье) Польша (Штомпка) США (Александер, Коломи), Германия (Луман) Те же и Шкрартан, Лапин. |
2. Предметное поле современной социологии, её структура.
|
|
|
|
В настоящее время предметным полем социологии по прежнему остаётся проблема взаимоотношений между обществом и существующим в нём индивидов, соотношение субъективного и объективного в социальной реальности. Т.о. социолога по-прежнему интересует и общество и личность, однако помимо этих субъектов существуют и другие – социальные общности, социальные группы, социальные институты и организации, которые выступают посредниками в процессе их взаимодействия.
Кроме общества, индивидов и иных перечисленных субъектов существуют ещё целый ряд аспектов также интересовавших социологов на протяжении всего прошлого столетия. Это нормы и ценности, лежащие в основе действий и взаимодействий социальных субъектов, потребности, интересы, ориентации, установки, мотивы и стимулы их деятельности и поведения.
Кроме того, социологию интересуют ещё и особенности социальных процессов, социальных систем и структур, тенденции их изменения и функционирования.
Особенностью современного определения предмета социологии является то, что здесь характерны многие подходы к трактовке предмета социологии. При этом выделяют две парадигмы: макросоциологическую и микросоциологическую. В первом случае (структурно-функциональное понимание системы) общество (объект) понимается с точки зрения выполнения им определённого набора функций, предмет социологии выступал как исследование структур и механизмов, которые бы обеспечивали устойчивость социальной системы.
Что касается микросоциологической парадигмы, то в её границах предмет социологии сводится к изучению межличностных отношений, внутренних аспектов поведения людей и социальных групп, их взаимодействия, а также конкретных и локальных проблем и процессов. В этом случае общество исчезает, распадаясь на множество различных социальных фактов и явлений, в этом случае общество не рассматривается как целостная система. Таким образом, существуют две трактовки предмета социологии, выступающими как макротеория (теория структуры) и микротеория (теория действия). Интересно, что с начала ХХ века развёртывание парадигм шло сначала параллельно, а затем в направлении попыток их объединения. Таким образом, появляется третье направление – интегративное, наиболее характерное для последних десятилетий (со второй половины 80-х).
1. По мнению Зборовского Г. Е (первый подход) предметное поле социологии должно быть достаточно широким и включать в себя «ядро» – сущность предмета социологии и «перифирию» – совокупность наиболее значимых структур, связей и отношений, изучаемых данной наукой. Предметное поле социологии представляет собой постепенный переход от макросферы к микросфере, т. е от периферии к ядру, главное здесь – принцип их согласования, т. к обе сферы – это своеобразный срез общества.
2.Второй подход к определению предмета социологии состоит в характеристике этой науки как дисциплины, изучающей общественные системы в их функционировании и развитии (системное видение общества в динамике). Это связано с необходимостью выявления элементов, выполняющих функции узлов, скрепляющих связи, структуры, взаимоотношения и т.д.
3. Третий подход заключается в фиксации направленности социологического анализа: начинать с общества и восходить к индивиду, хотя другие авторы считают, что направленность должна быть иной – от индивида к обществу (так называемая проблема встречного потока)
|
|
|
|
|