N SUM x^2 - SUM x SUM x

Раздел 1. Теоретические положения анализа хозяйственной деятельности.

Тема 1. Анализ хозяйственной деятельности: содержание, предмет, задачи

1. Понятие экономического анализа, как подсистемы управленческой деятельности предприятия.

2. Предмет АХД.

3. Содержание и задачи анализа на современном этапе.

1.

Становление эк анализа, как науки обусловлено общими объективными требованиями и условиями свойственными любой области знаний. С развитием общества и разделением труда производство принимает массовый характер и возникает потребность в руководстве. Таким образом управление обособляется в общественно необходимую функцию и приобретает самостоятельное значение.

Составной и важной частью этой функции является экономический анализ. Не зная тенденций, закономерностей развития экономики, нельзя принимать правильные управленческие решения.

Анализ представляет собой расчленение явления или предмета на составные части (элементы) для изучения их как частей целого. Это позволяет понять внутреннюю сущность данного явления или предмета и определить роль и значение каждого элемента.

Однако анализ не может дать полного представления об изучаемом явлении (предмете) без установления причинно-следственных связей и взаимозависимостей остальных составных частей., т.е. без синтеза. Только в единстве анализ и синтез позволяют создать о явлении и предмете целостное представление.

Анализ относится к абстрактно-логическому методу исследования.

Таким образом, экономический анализ - метод исследования экономических явлений в единстве и взаимосвязи, путем мысленного расчленения объектов с помощью логической абстракции.

Экономический анализ как наука - система специальных знаний для раскрытия экономической сущности явлений и процессов.

Анализ изучает две неоднородные группы проблем:

1) экономические явления и процессы на макроуровне - социально-экономический анализ;

2) микроуровень - АХД.

Хозяйственная деятельность - сложная совокупность производственных отношений во взаимосвязи с производственными силами.

Процессы ХД:

Технические (материальные) - создание потребительной стоимости.

Экономические - формирование стоимости продукции, прибыли.

Социальные - жизнедеятельность труд коллектива

Природоохранные.

Хозяйственная деятельность изучается как в целом так и по отдельным процессам, которые могут выступать как отдельные объекты анализа.

Для эффективного управления хозяйственной деятельностью необходимо знать ее содержание и закономерности функционирования как целого так и отдельных частей, необходимо знать предмет действия каждой функции управления:

Планирование - намечается программа для достижения поставленных целей.

Учет - фактическое состояние объекта, его показатели на те или иные моменты.

Анализ - на основе плановой и фактической информации дается количественная и качественная оценка изменений, происходящих в управляемом объекте.

Регулирование - принятие и исполнение управленческих решений на основе комплексного подхода.

Объект анализа - хозяйственная деятельность предприятия.

Субъект - органы, управляющие объектом.

Это управляемая и управляющая подсистемы управления.

Управляемая - объект, обеспечивающий выполнение задач ХД предприятия.

Управляющая - разрабатывает цель и программы функционирования управляемой подсистемы.

2.

В экономической литературе встречаются различные определения предмета:

сама хозяйственная деятельность (Федосеев, Дембицкий);

хозяйственные процессы и явления (Савичев);

экономика предприятий и хозяйственных объединений (Шеремет);

информационные потоки (Чумаченко);

причины образования и изменения результатов ХД (Стражев);

причинно-следственные связи экономических явлений и процессов (Савицкий).

Большинство экономистов придерживается мнения, что предмет - хозяйственная деятельность. Однако следует отметить, что это объект, т.е. то на что направлен анализ. Предмет - то, с помощью чего изучается объект.

Анализ ХД происходит на основе изучения факторов, влияющих на нее, и соответственно на основе показателей плана, отчетности и др. источников информации.

Таким образом, предметом АХД, является не просто хозяйственная деятельность предприятий, а ХД, как результат воздействия объективных и субъективных факторов, отражающийся в плановых, отчетных и др. источниках информации.

ХД изучается в анализе с точки зрения соответствия поставленным задачам и с целью выявления резервов.

Отраслевые особенности.

Комплексный и тематический анализ.

Существенный признак - изучение взаимодействия всех сторон хозяйственных связей.

3.

Все хоз явления и процессы находятся во взаимосвязи друг с другом. Каждая хозяйственная операция - следствие одного, а вместе с тем и причина другого явления. Изучение причинно-следственных связей позволяет раскрыть сущность экономических явлений, объективно оценить результаты, обосновать новые управленческие решения.

Содержание АХД зависит от поставленных перед ним целей и задач, от условий и места проведения.

1. Изучение характера действия экономических законов на сложившийся уровень технико-экономических показателей, опираясь на знание законов, выявить резервы.

2. Повышение научной обоснованности текущих и перспективных планов и нормативов.

3. Всесторонний анализ выполнения планов и нормативов.

4. Контроль за экономным использованием всех видов ресурсов.

5. Выявление и количественное измерение влияния отдельных факторов на показатели ХД пп.

6. Поиск неиспользуемых возможностей и внутренних резервов повышения эффективности хозяйствования.

7. Разработка мероприятий по использованию выявленных ресурсов.

8. Обоснование управленческих решений и содействие их реализации.

Составные элементы анализа:

А) уяснение целей, задач и сроков проведения, сбор и подготовка информации;

Б) изучение и обработка информации для оценки;

В) выявление факторов, установление причинно-следственных связей;

Г) раскрытие тенденций, пропорций, поиск вариантов;

Д) обобщение передового опыта, подготовка оптимальных вариантов управленческих решений.

Тема 2. Метод и методика АХД.

1. Метод АХД. Характерные черты, особенности.

2. Система аналитических показателей, их классификация.

3. Методика АХД, ее особенности.

1.

Метод - знание о том, каким способом необходимо решать поставленные задачи, способ достижения целей.

Научной основой метода экономического анализа, соответственно АХД является философия. ХД любого предприятия анализируется в соответствии с законами диалектики, т.е. все явления и процессы изучаются во взаимосвязи и взаимозависимости, и в движении.

Каждый хозяйственный процесс - совокупность многих образующих его элементов. В процессе анализа выявляются и исследуется процесс перехода количества в качество, старого качества в новое. Анализ исследует хозяйственные процессы с помощью единства анализа и синтеза.

Метод АХД - системное, комплексное изучение деятельности предприятий с целью объективной оценки результатов их работы, выявления и мобилизации резервов повышения эффективности хозяйствования и обеспечения необходимой информации для принятия оптимальных управленческих решений.

Вывод: черты - единство анализа и синтеза; изучение с учетом взаимосвязей и взаимозависимостей > комплексный подход к изучению; изучение явлений в развитии, изучение противоречий хозяйственной жизни и их преодоление.

Особенности метода:

1) для изучения используется определенная система экономических показателей;

2) ХД - динамические процессы, в ходе которых показатели постоянно изменяются, а так, как все явления обусловлены причинной зависимостью, в ходе анализа выявляется - под влиянием каких факторов происходит изменение (количественно измеряется);

3) Для повышения эффективности хозяйственной деятельности входе изучения факторов анализ направлен на выявление резервов, т.е. тех возможностей увеличения объемов производства и продажи продукции, снижения издержек и рост прибыли, которые по тем или иным причинам в настоящий период не используются.

2.

Экономические показатели - количественные и качественные характеристики явления, процесса и результата.

Каждое экономическое явление (процесс) выражается не одним, а комплексом взаимосвязанных показателей, которые и используются как для оценки результатов деятельности, так и для регулирования процесса производства, распределения и потребления.

Показатели классифицируются по следующим признакам:

1. по свойствам отражаемых явлений:

- количественные - отражают размер анализируемых объектов и происходящих в них изменениях;

- качественные - отражают особенности и свойства отдельных объектов;

2. по степени применения:

- общие - во всех отраслях народного хозяйства;

- специфические в отдельных отраслях;

3. по способу образования:

- первичные - формируются по данным учета и плановой информации;

- производные - на базе первичных;

4. по измерителям:

- натуральные,

- стоимостные;

5. по способу расчета:

- абсолютные - измеряются в денежных, натуральных и стоимостных измерителях;

- относительные (проценты, коэффициенты, индексы);

6. по степени контроля:

- утверждаемые - вводятся вышестоящей организацией на определенный период;

- расчетные - рассчитываются экономической службой предприятия.

Система экономических показателей - упорядоченное их множество, в котором каждый показатель дает количественную и качественную оценку определенной стороны хозяйственной деятельности, не дублируя их и обладает свойствами делимости и сводимости.

Кроме того, все показатели в зависимости от объекта анализа группируют по блокам:

1. показатели исходных условий деятельности предприятия:

- наличие материальных и финансовых ресурсов для выполнения намеченного плана;

- организационно-технический уровень предприятия (показатели концентрации и специализации производства, уровень технического и энергетического вооружения);

- уровень маркетинговой деятельности - изучение спроса на продукцию, ее конкурентоспособность и рентабельность.

2. показатели использования средств труда:

- стоимость ОПФ и их амортизация;

- фондоотдача (объем прод/ среднегод стоимость)

- фондоемкость,

- фондорентабельность;

3. показатели использования предметов труда:

- стоимость израсходованных материалов,

- материалоотдача,

- материалоемкость;

4. показатели использования трудовых ресурсов:

- численность работников,

- использование фонда рабочего времени,

- фонд оплаты труда;

- производительность,

- средняя з/п;

5. показатели производства и сбыта продукции:

- объем валовой продукции;

- товарная продукция (Vt = vb +/- z);

- объем реализованной продукции (Vr = Vt + Vscl + Vo)

- ритмичность производства;

- качество продукции;

6. показатель себестоимости продукции;

7. показатель прибыли и рентабельности:

- прибыль от реализации;

- балансовая прибыль,

- прибыль в распоряжении предприятия;

- рентабельность;

8. показатели финансового состояния:

- использование прибыли;

- платежеспособность и кредитоспособность;

- зона безубыточности;

- риск убытка;

- финансовая устойчивость предприятия.

3.

В отличие от метода АХД, который является общим подходом, методика - совокупность конкретных приемов, правил и требований, гарантирующих эффективность примененного метода.

Т. е. Для практической реализации АХД используется ряд правил, с помощью которых исследуется хозяйственная деятельность, измеряются и изучаются различные факторы, выявляются резервы. Определив объект анализа следует установить на основании чего он будет исследоваться, какими способами, кто отвечает за определенную работу и в какие сроки она должна быть выполнена. Все это и определяет методика.

Любая методика - советы по проведению анализа. Можно выделить 2 основных элемента методики проведения анализа:

1. последовательность выполнения аналитической работы

- определение целевой установки, задач;

- общее ознакомление с объектами и составление предварительного плана работы;

- разработка системы аналитических показателей;

- установление взаимосвязей показателей и построение факторных моделей;

- периодичность и сроки проведения анализа;

- объем и источники информации для анализа;

- последовательность выполнения отдельных работ, конкретные способы обработки информации, службы и т.д.

- выявление резервов повышения эффективности.

2. способы исследования изучаемых объектов АХД,

Тема 3. Систематизация факторов в экономическом анализе и факторные модели

1. Понятие фактора, факторной модели. Классификация факторов.

2. Типы факторного анализа. Его задачи.

3. Типы факторных систем.

4. Построение факторных систем.

5. Расчет факторов в детерминированном анализе.

1.

Фактор - причина или движущая сила явления, или процесса, определяющая его характер или одну из характерных черт. В экономическом исследовании под фактором понимаются условия необходимые для совершения хозяйственных процессов и причины, вызывающие изменения, оказывающие влияние на результаты этих процессов.

Важным методологическим вопросом в АХД является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых показателей, что позволяет сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы, обосновать эффективные управленческие решения.

Экономический показатель, выступающий в задаче факторного анализа, как объект исследования - результатный.

Показатели, участвующие в задаче факторного анализа, как характеристика результатного показателя, т.е. определяют его поведение - факторные.

Факторный анализ - методика комплексного системного изучения полного набора количественно измеримых факторов и определение степени их воздействия на изменение результатного показателя.

Факторы классифицируются по различным признакам:

- природные;

- соц - эконом;

- производственные;

1) по значимости: основные и второстепенные;

2) по времени действия: постоянные и временные;

3) по степени действия: общие и специфические;

4) по степени зависимости от трудового вклада коллектива: независящие, зависящие, нарушение хоз дисц.;

5) по характеру действия: экстенсивные и интенсивные;

6) по свойствам отражаемых явлений: качественные и количественные;

7) по степени детализации: простые и сложные.

2.

Типы факторного анализа:

1. прямой и обратный

Прямой предусматривает исследование от общего к частному.

Обратный осуществляет изучение причинно-следственных связей способом индукции от отдельных частных факторов к общим.

2. детерминированный и стохастический

Детерминированный - представляет собой методику изучения факторов, связь которых с результатным показателем носит функциональный характер.

Стохастический - // - является вероятностной, т.е. изменение фактора может дать несколько изменений результатного показателя в зависимости от сочетания других факторов.

3. одноступеньчатый и цепной

Одноступеньчатый для изучения факторов только одного уровня подчинения. При цепном проводится детализация факторов на составляющие элементы.

4. статический и динамический

Для изучение влияния факторов на определенную дату либо в динамике.

5. ретроспективный и перспективный

- изучает причины изменения показателей за прошлый период;

-исследует поведение факторов и результатного показателя в будущем.

Задачи факторного анализа:

- отбор факторов (характеризуют объект);

- определение формы зависимости между фактором и результатным показателем;

- моделирование взаимосвязи;

- расчет влияния факторов и оценка каждого из них;

- практическое использование.

3.

В детерминированном моделировании выделяют:

1) аддитивные модели. Форма связи - результатный показатель - сумма факторных показателей, это возможно, если размерность показателей совпадает с размерностью функции

Y = X1+ X2+….+Xn

2) мультипликативные - результатный показатель можно разложить на несколько факторов сомножителей, причем размерность сомножителей может быть различна, но так чтобы на выходе возникла размерность функции

Y=X1*X2*….Xn

(стоимость мат затрат зависит от нормы расхода материалом на 1 изделия, от цены единицы материала и от количества изготовленных изделий)

3) кратные модели - результат представлен как частное от деления 1 фактора на другой

Y=X1/X2

(фондовооруженность = стоимость ОФ / число рабочих)

4) комбинированные (рентабельность). Моделирование осуществляется путем расчленения результатного показателя на факторы в виде их суммы, произведения или деления)

4.

Одной из задач факторного анализа является моделирование взаимосвязи между результатными показателями и факторами. При детерминированном моделировании необходимо выполнить ряд требований:

- факторы, включенные в модель должны реально существовать;

- они должны находится в причинно-следственной связи с результатным показателем;

- все показатели модели должны быть количественно измеримы;

- модель должна обеспечивать возможность изучения влияния отдельных факторов, а сумма этого влияния должна быть равна общему приросту результатного показателя.

Факторную систему можно изобразить схематически (структурно-логическая модель) и математически.

Пример:

Объем продукции результат влияния двух факторов: число рабочих * среднюю выработку одного рабочего (факторы первого порядка);

Сложные факторы первого порядка можно детализировать: среднечасовая выработка и количество часов отработанных одним рабочим (факторы второго порядка)

Модель с факторами первого порядка - исходная, вторая -развитая

Рассматривая построение факторных систем рассматриваются возможности их преобразования и создания на их основе новых факторных систем.

Методы:

- метод удлинения факторной системы замена 1 показателя на сумму однородных:

уд вес затрат в себестоимости: затраты/ выпуск (затраты - сумма)

- метод расширения умножаем числитель и знаменатель на авс (на выходе X1/a*a/b*b/c*c/X2)

- метод сокращения (путем деления на выходе У=X1/a / X2/a)

Моделирование важнейший инструментарий экономического анализа. От того насколько правильно составлена модель зависит правильность аналитических расчетов, выводов, выявление резервов и принятие управленческих решений.

5.

Элиминирование - прием последовательного изолирования факторов. Суть заключается в том. Что каждый фактор, влияющий на результат, мы последовательно рассматриваем как переменный, полагая, что все остальные постоянны.

Несколько методов:

1) Цепные подстановки - основные черты: - используется во всех типах детерминированных моделей;

- определение влияния факторов путем последовательной замены базисной величины каждого фактора на его фактическое значение,

- в результате такой замены получаем условное значение результатного показателя. Эта условная величина присутствует в расчетах до полной замены базисных значений показателей на факт. Условность значений должна быть на единицу меньше, чем факторов.

- выполненных расчетов на определение результатного показателя должно быть на 1 больше, чем факторов. В первом расчете указываются все базисные значения факторов, в последнем все фактические.

- Соблюдение строгой последовательности подстановки факторов - сначала количественные, потом качественные.

- Влияние каждого фактора определяется путем вычитания из последующего значения результатного показателя предыдущего. При совершении расчетов выполняется проверка - сумма всех отклонений результатного показателя за счет каждого из факторов = отклонению фактического значения результатного показателя от базисного.

2) Абсолютные и относительные разницы.

Для расчета влияния нужного фактора берется разница между его фактическим и плановым значением и умножаем на абсолютные значения взаимосвязанных факторов. Правила: В первую очередь рассчитывается влияние количественных факторов; при умножении разницы производится постепенная замена базисных значений факторов на фактические.

Исходная модель Рп =а*в*с

& Ра = (Аф-Ап)*Вп*Сп

&Рв= Аф*(Вф-Вп)*Сп

&Рс= Аф*Вф*(Сф-Сп)

Относительные - применяется для мульт. и кратных моделей, при выражении показателей в % или коэффициентах:

Исходная модель Рп =а*в*с

&а%=(а1-а0)/а0 *100% (& в и с аналогично)

&Ра= Р0*&а%/100

&Рв=(Р0+&Ра)*&в%/100 (&Рс по аналогии);

3) Способ пропорционального деления (для аддитивных моделей и моделей смешанного типа):

&Ра = &Рп /(&а+&в+&с)*&а (&Рв и с по аналогии только умножаем на &в и &с);

4) Метод долевого участия.

&Ра= &а/(&а+&в+&с)* &Рп (&Рв и с по аналогии только делим &в и &с);

5) Интегральный метод - используется в мультипликативных, кратных и комбинированных моделях). Достоинства - более точный расчет, т.к. результаты не зависят от местоположения факторов в модели:

Исходная модель: Рп= а*в

Ра= 1/2 &а*(Вп+Вф) (и по аналогии);

Исходная модель Рп =а*в*с

Ра= 1/2 &а*(ВпСф+ВфСп)+ 1/3 &а&в&с (и по аналогии меняются только первые две части Рв = 1/2 &в (АфСп+АпСф) + 1/3 &а&в&с);

Исходная модель: Рп= а/в

Ра= &а/&в * ln / Вф/Вп /

Рв = &Рп- Ра

Тема 5. Традиционные способы обработки экономической информации

1. Применение в АХД приема сравнения.

2. Использование в анализе относительных и средних величин.

3. Роль и виды группировки в АХД.

4. Использование балансового способа.

5. Роль графического способа в АХД.

6. Аналитические таблицы - важный элемент методики анализа.

1.

Сравнение - научный метод познания, который обеспечивает возможности для всестороннего изучения хозяйственных процессов, их характеристик, познание причин и следствий и установление тенденций и закономерностей развития.

Типичные ситуации использования приема сравнения:

1. сравнение фактических показателей с плановыми;

2. -//- плановых показателей с предшествующим периодом (качество планирования и степень напряженности плана);

3. сравнение отчетных показателей с показателями предшествующего периода;

4. сравнение факта с утвержденными нормами;

5. сравнение достигнутого уровня с показателями перспективного плана;

6. сравнение с лучшими результатами работы, передовым опытом;

7. сравнение на межхозяйственном уровне;

8. сравнение со среднеотраслевыми данными или со средними данными по министерству, объединению и т.д.

9. сравнение показателей работы за каждый день;

10. сравнение различных вариантов решения экономических задач.

Виды сравнения:

Горизонтальное - для определения абсолютных или относительных отклонений фактических показателей от их базовых значений.

Вертикальное - для изучения структуры сложного показателя определяются доли отдельных частей в общем целом или соотношение частей целого.

Трендовое (при исчислении динамических рядов) - для изучения показателей в динамике. Базовый год принимается за 100 % и рассчитывается относительное отклонение за ряд лет.

Одномерное - сопоставление нескольких объектов по одному показателю или сравнение одного объекта по нескольким показателям.

Многомерное - для комплексной оценки результатов хозяйственной деятельности предприятий.

Обеспечение сопоставимости показателей:

1) единство оценки;

2) тождество методологии исчисления показателей;

3) однородность структуры сложных показателей;

4) идентичность календарных периодов;

5) нейтрализация влияния изменений условий работы; качественных признаков; изменения структуры предприятий.

2.

Экономические явления которые изучаются в АХД имеют численную определенность, которая выражается в абсолютных и относительных величинах.

Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, продолжительности, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений.

Относительные - отражают соотношение величины изучаемых явлений с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого же явления, но взятого за другой промежуток времени или по другому объекту.

В АХД используют разные виды относительных величин:

1. относительная величина планового задания(плановый показатель текущего года к этому же в прошлом);

2. Относительная величина выполнения плана (ф/п);

3. Относительная величина динамики (тек/пред);

4. -//- координации (соотношение частей целого);

5. -//- интенсивности (степень развития явления - % рабочих высокой квалификации);

6. -//- эффективности (эф/затраты, ресурсы);

7. -//- структуры (доля частей целого в общем).

Средние величины используются для обобщения количественной характеристики однородных явлений по какому либо признаку (средняя з/п рабочих)

С помощью средних величин можно сравнивать различные совокупности объектов. Например: предприятия по уровню оплаты труда.

Недостаток - дают обобщенную характеристику явлений, основываясь на массовых данных, тем самым скрывая индивидуальные показатели.

3.

Группировка - выделение среди изучаемых явлений характерных групп и подгрупп по тем или иным признакам.

Группировка предполагает определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов их обусловивших.

В анализе применяются следующие виды группировок:

1) типологические - группировки однотипных предприятий по роду деятельности;

2) структурные - позволяют изучить внутреннее строение показателей (структура реализуемой и выпускаемой продукции);

3) аналитические - используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями.

При построении группировки необходимо правильно делить совокупность явлений на группы и обоснованно подходить к выбору количества групп и интервалов между ними.

4.

Балансовый способ используется для отражения соотношений пропорций 2 групп, взаимосвязывания и уравновешивания показателей, итоги которых должны быть тождественны:

Зн + П = Реал + В + Зк

Измерить влияние факторов на показатели можно на основе способа цепных подстановок.

5.

Применение в АХД графического способа обеспечивает наглядность и позволяет установить в отдельных случаях форму связи между показателями.

Основные виды графиков по форме: - координатные;

- столбиковые;

- круговые;

- полосовые.

По содержанию: - сравнения (разные площади);

- структурные (секторные);

- динамические (изменение явлений).

Определить связь между несколькими показателями можно с помощью метода графов - древовидный график в корне которого указывается результатный показатель, а в кроне расположены факторы).

6.

Таблицы, применяемые при проведении анализа, позволяют расположить цифровой материал об изучаемом явлении в определенном порядке. Таблица состоит из подлежащего (которое показывает о каких показателях идет речь) и сказуемого (признаки, характеризующие подлежащее)

Графы подлежащего обозначают буквами, сказуемого цифрами. При отражении в таблице абсолютных и относительных показателей следует в начале приводить абсолютные.

Таблица должна иметь название. Для обобщения результатов анализа составляют сводные таблицы, где систематизируются данные различных сторон хозяйственной деятельности

При отражении динамики данные следует расположить в хронологическом порядке, на их основании рассчитать темпы роста в %.

Тема 6. Способы стохастических взаимосвязей в анализе хозяйственной деятельности

1. Понятие стохастических взаимосвязей и задачи корреляционного анализа.

2. Использование парной корреляции для изучения стохастических зависимостей.

3. Сущность множественного корреляционного анализа и его применение.

1.

Детерминированные модели отражая прямые, функциональные связи, не учитывают взаимозаменяемости факторов.

Стохастический анализ направлен на изучение косвенных связей в случае невозможности определения непрерывной цепи прямой связи. Из этого следует, что детерминированный анализ, изучение прямых связей играет главенствующую роль, а стохастический носит вспомогательный характер.

Детерминированный - построение моделей, определение прямых связей, изучение влияния факторов. Стохастическая связь существует между случайными величинами и проявляется в том, что при изменении одной из них меняется закон распределения другой.

Стохастический анализ учитывает весь комплекс взаимосвязанных факторов и действие обратных связей. В стохастической модели отражается среднее значение количественных характеристик связи экономических показателей. Каждой величине факторного показателя может соответствовать несколько значений результатного.

Спецификой стохастического моделирования факторных систем является учет неопределенности в формировании конкретных значений экономических показателей. Стохастическое моделирование возможно применить в АХД только в том случае, если есть возможность составить совокупность наблюдения.

Стохастическое моделирование и анализ связей между изучаемыми показателями начинается с корреляционного анализа.

Основная задача стохастического анализа - определить степень влияния каждого фактора на уровень результатного показателя.

2.

Между экономическими показателями не всегда существует строгая зависимость. В этом случае изучить ее можно только с помощью корреляционно-регрессионного анализа. Последний позволяет количественно измерить влияние отдельных факторов на результатный показатель. До проведения кор-регр анализа необходимо обосновать наличие и форму связи между изучаемыми показателями.

Форма связи бывает линейной и нелинейной, которые в свою очередь могут быть прямыми и обратными.

Коррел анализ основывается на массовости данных. Для расчетов закономерностей связи необходимо иметь более 20 наблюдений.

Данные коррел анализа должны быть сопоставимы.

При проведении парного коррел - регр анализа решаются две задачи:

- изучается теснота связи между изучаемыми показателями;

- количественно измеряется действие анализируемого фактора на результатный показатель, т.е. изучается характер связи, с помощью которого можно определить насколько изменяется значение результатного показателя при изменении факторного на 1.

Теснота связи между двумя показателями измеряется путем определения специального коэффициента корреляции или коррел отклонения, которые могут колеботься от 0 до 2. Коэффициент коррел определяется при изучении линейной формы связи, коррел отклонение при изучении любой формы связи.

Если коэф коррел или коррел отклонение колеблется в пределах от 0,1 - 0,3, то вязь считается слабой;

0,3-0,5 - умеренная;

0,5- 0,7 - заметная или существенная;

0,7-0,9- высокая;

0,9- 0,99 - весьма высокая;

0,99 - 1 - полная.

Коэффициент парной коррел рассчитывается по формуле

R = n SUM yx - SUM x SUM y /

^[nSUM x^2 - (SUM x)^2]*[ nSUM y^2 - (SUM y)^2],

где у - значение результатного показателя,

х - значение факторного показателя,

n - количество данных используемых для анализа, или количество наблюдений.

Коррел отклонение - самостоятельно.

Характер связи определяет коэффициент регрессии (в). он показывает насколько в среднем изменится значение результатного показателя при изменении факторного на 1.

При прямолинейной коррел зависимости форма связи характеризуется уравнением регрессии вида

у =а+вх

у - результатный,

а - свободный член уравнения,

в - коэффициент регрессии,

х - значения фактора

определить параметры уравнения регрессии - решить систему уравнений

{ SUM у = аn + b SUM x

{SUM yx = aSUM x + b SUM x^2

b= n SUM yx- SUM у SUM x /

3.

На результатный показатель оказывает влияние множество факторов, которые действуют совместно во взаимной связи друг с другом. При отборе факторов для проведения множественного коррел-регрес анализа следует придерживаться ряда правил:

- учет причинно-следственной связи между показателями;

- отбор значимых факторов, которые оказывают решающее влияние на результатный показатель;

- все факторы должны быть количественно измеримы, т.е. иметь ед. измерения и информация о них должна содержаться в учете и отчетности;

- не рекомендуется включать в коррел модель взаимосвязанные факторы, если коэффициент парной коррел между 2 факторами >0.85, то один из них следует исключить;

- нельзя включать факторы связь которых с результатным показателем носит функциональный характер.

При проведении множественного коррел -регр анализа необходимо, чтобы число наблюдений было в 5-6 раз больше числа факторов.

Решаются те же задачи, что и при парной коррел.

Тесноту характеризует коэффициент коррел (r).

Характер связи - коэффициент регрессии (в).

Уравнение множественной регрессии имеет вид

Ух=а +в1х1+в2х2+…+вn xn.

На основе введенной в ЭВМ информации получают машинограмму. В машинограмме определяется коэффициент детерминации (r^2), который показывает степень охвата факторов (в долях или процентах).

Тема 7. Организация АХД

1. Основные правила и последовательность проведения АХД.

2. Организационные формы АХД.

3. Документальное оформление результатов АХД.

1.

Правильно организованная работа при проведении анализа результатов хозяйственной деятельности может обеспечить получение достоверной информации об основных показателях и повлиять на ход хозяйственных процессов, поэтому организация аналитической работы должна соответствовать следующим требованиям:

- научный характер анализа;

- рациональное распределение обязанностей между исполнителями проводимого анализа;

- АХД должен быть эффективным и экономичным;

- унификация аналитической работы, т.е. использование таких методик которые предусматривают огромное количество аналитических таблиц.

Аналитическая работа на предприятии предусматривает следующие организационные этапы:

1) подготовительный этап

а) составление плана:

- программа анализа;

- выделение субъектов и объектов;

- выбор организационных форм исследования;

- место проведения анализа;

- задачи и цели анализа;

- сроки.

б) проверка и предварительная аналитическая обработка информации:

- техническая;

- счетная;

- по существу.

2) основной этап

а) аналитическая обработка материала и составление таблиц;

б) выявление и изучение влияния отдельных факторов на анализируемые показатели.

3) заключительный этап

а) выводы по результатам анализа, итоговая оценка;

б) оформление результатов анализа (объяснительная записка к годовому отчету).

2.

АХД предприятия подразделяется на внешний и внутренний (расшифр).

Внешний анализ проводят:

1) Министерства и хоз объединения, они используют круг показателей, которые позволяют изучить степень выполнения установленных заданий подведомственными предприятиями и на этой основе осуществлять руководство хоз деятельностью. В настоящее время органы управления призваны эффективно использовать методы перспективного анализа, вести работу по углублению специализации и кооперации, совершенствовать организацию и структуру производства.

2) Плановые органы, которые используют информацию предприятий для контроля за выполнением установленных заданий и учитывают полученную информацию при разработке перспективных планов, а также используют экономическое регулирование предприятий, осуществляют научно обоснованное планирование с учетом общественных потребностей.

3) Фин органы (фин состояние предприятия, отношения с бюджетом);

4) Банки.

Внутренний проводят:

1) административные органы (служба гл. экономиста, экономист отдела заводоуправления, экономист технического отдела, руководство цехов и участков, рабочие).

2) Анализ проводимый общественными организациями.

3.

Результаты проведенного анализа оформляются документально. Этими документами могут быть:

- объяснительная записка (общие вопросы, результаты выполнения плановых заданий, предложения по улучшению результатов по итогам анализа);

- справки и заключения, которые более конкретны и в них делается акцент на отражение недостатков или достижений, а также выявлены резервы и способы их достижения.

- Бестекстовое оформление - таблицы.

Объяснительная записка направляется в высшие инстанции, справки для внутреннего пользования.

Тема 8. Информационное обеспечение АХД

1. Источники информации для АХД, их классификация

2. Накопление, систематизация и проверка достоверности аналитической информации

1.

Информация - упорядоченная совокупность каких-либо знаний, данных о процессах и явлениях, происходящих во внешнем мире.

Для качественного управления должно быть оптимальное количество информации, так как ее недостаток не позволяет получить полного представления об изучаемом предмете, а ее избыток не позволяет быстро переработать, проанализировать и обобщить.

Экономическая информация - совокупность сведений о производственно-сбытовой, финансовой и другой экономической деятельности предприятий и охватывает все области их хозяйственной деятельности. Экономическая информация, характеризуя количественные и качественные стороны хоз процессов и явлений, занимает промежуточное место между процессом ХД (управляемой системой) и процессом управления (управляющей системой).

Все источники данных для АХД классифицируются:

- Плановая информация - данные планов, нормы расходов, проектно-сметная документация;

- Учетная - данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета;

- Неучетная - документы, регулирующие ХД:

А) официальные документы, которыми обязаны пользоваться предприятия в своей деятельности;

Б) хозяйственно-правовые документы (судебные решения, договора, соглашения);

В) протоколы заседаний внутренних органов управления предприятием;

Г) техническая и технологическая документация;

Д) материалы специальных исследований;

Е) устная информация.

Структура экономической информации обусловлена ее содержанием и назначением. В зависимости от поставленных целей и задач воздействия на управляемый объект экономическая информация классифицируется по следующим признакам:

1) по изменяемости - постоянная и переменная;

2) по насыщенности - достаточная, недостаточная, избыточная;

3) по полезности - полезная и бесполезная;

4) по способу изображения - текстовая, цифровая, алфавитная, алфавитно-цифровая, графическая;

5) по функциональному назначению - плановая, нормативная, учетная и отчетная;

6) по степени обработки - первичная, промежуточная, результатная;

7) по отношению к объекту управления - внутренняя и внешняя;

8) по объему необходимых сведений - комплексная и тематическая;

9) по носителям данных - немагнитная, магнитная;

10) по формам представления - письменная и устная.

2.

К операциям сбора, накопления и систематизации информации предъявляются следующие требования:

- информация должна собираться в необходимом, полном объеме и своевременно;

- она должна быть достоверной, полезной и удобной для восприятия;

- многократность и длительность использования.

Основой для своевременного получения информации является процесс интеграции ее сбора и обработки. При установлении базы интеграции должны быть учтены особенности этой информации. Это обеспечивает взаимодействие процессов ХД и экономического анализа (автоматизация - основа создания единой централизованной информационной системы - Банка данных).

Неоднократное использование Банка данных повышает требования достоверности (соответствие отобранных данных реальной действительности), что характеризуется вероятностью возникновения ошибок и сохранности (кодирование и поиск).

Важнейшее качество информационного обеспечения - достаточность.

АХД выступает основным потребителем экономической информации. При подготовке к проведению анализа проверяют качество планово-нормативной информации (оптимальность, соответствие плановых показателей утверждаемым нормам, согласованность плановых показателей между собой в различных формах отчетности).

Проверка качества отчетных материалов позволяет установить соответствие отчетности формам, полноту ее, правильность заполнения, сопоставимость плановых и отчетных данных по ценам, тарифам, методике расчета, правильность и своевременность отражения хозяйственных операций, полнота, качество и сроки проведения инвентаризации, правильность отражения в учете изменения уставного фонда и списание всех видов планируемых и непланируемых доходов, расходов и потерь.

Все формы бухгалтерской и статистической отчетности должны заполняться в соответствии с инструкциями и обеспечивать сводимость данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: