Один из выдающихся памятников XIII в. «Сказание о житии кн. Александра Невского» написано современником князя, назвавшего себя «самовидцев возраста его (т.е. князя).
Список жития дошел до наших дней в составе Лавреньтьевской летописи (есть более поздние редакции XVI в., дополненные известиями из новгородской летописи: некоторые подробности, относящиеся к невскому и ледовому побоищу; кроме того вставки из псковской летописи).
Автор жития не новгородец: нет обычных выражений новгородских, разногласие с новгородскими летописями о невском бое.
Житие не дает полной и обстоятельной биографии: нет много того, что известно по другим источникам.
Нет связанного рассказа: содержание – ряд отрывочных воспоминаний.
Выбор эпизодов таков, что житие рисует не историческую деятельность князя, а его личность и впечатление, производимое им на современников.
Автор знаком с Писанием, т.к. весьма кстати приводит ветхозаветный текст, когда рассказывает о избиении шведов, то приводит событие при царе Иезекии.
Указывая на физическую красоту и благородство Александра, летописец сравнивает его с Иосифом, силу – с силой Самсоновой, премудрость – с премудростью Соломоновой, а храбрость – с храбростью римск. имп. Веспасиана.
Летописец указывает на то, что князь постоянно молился и ни одно сражение не начинал не помолясь.
Содержание: рождение князя; победа на Неве; победа на Чудском озере; походы против литовцев; попытка склонить А.Н. к католичеству; поездка в Орду; смерть в Городце и перенос тела во Владимир; чудо при погребении.
7. Поучение Владимира Мономаха. Характеристика источника.
Поучения относятся к кон. XI- нач. XII вв. (1096 г.?) и включены в Лавреньтьевскую летопись.
Текст «Поучения» состоит из 2-х частей:
1. Поучение, обращенное к детям, носит морально-нравственный характер. В.М. как основание добродетели ставит страх Божий и любовь к человечеству. Призывал кормить бедных, заботиться о вдовах и сиротах, не оставлять больных, защищать людей и не быть ленивым.
2. Автобиографическое сочинение, в котором исчисляет воинские дела. Перечисляет случаи на охоте, чуть не окончившиеся его гибелью. В заключении говорит: «Хранение Божие надежнее человеческого» для того, чтобы дети не боялись ни смерти, ни битвы, ни зверей.
Из текста видно, что поучение писал человек большого ума и литературного таланта.
Следует отметить хорошее знание автором Псалтири и ряда мест Библии.
Структура «поучения» показывает, что автор хорошо знаком с византийской литературой, в частности, с таким жанром, как «наставления отца к сыну».