Синтоизм. Говорят, что в Японии 8 миллионов божеств

Говорят, что в Японии 8 миллионов божеств. Это почти соответствует действительности. В японской религии синто, или синтоизме, как называют её европейцы, к великому множеству божеств – ками – относят божественных предков японского народа; духов гор, рек, камней, деревьев, огня, ветра; божеств – покровителей отдельных местностей и ремёсел; божеств, олицетворяющих человеческие добродетели; духов умерших. Ками незримо присутствуют везде и всюду и участвуют во всём происходящем. Они буквально пронизывают окружающий мир.

Слово «синто» составлено из двух иероглифов – «син» и «то». Первый переводится как «божество», второй означает «путь». Таким образом, дословный перевод «синто» – «путь богов». Что же стоит за столь необычным названием? Синто – национальная религия, обращённая только к японцам, а не ко всему человечеству. Она возникла в процессе объединения верований, распространённых в отдельных районах Японии, вокруг культа центральной провинции Ямато, связанного с божествами – предками императорского дома. В основе синто лежит культ предков и поклонение силам природы. В этой религии продолжают жить древнейшие формы верований, такие как магия, тотемизм, фетишизм. В отличие от многих других религий, в синто нет конкретного основателя – человека или божества, в ней также отсутствуют жёсткие границы между людьми и ками. Люди, согласно синто, произошли непосредственно от ками, живут в одном мире с ними и могут становиться божествами после смерти. Поэтому синто говорит о спасении человека именно в этой земной жизни, а идеалом считает гармоничное существование человека в духовном единстве с окружающей действительностью.

Ещё одной особенностью синто является множество ритуалов, сохранившихся практически без изменений на протяжении веков. Священных книг в каноническом понимании в синтоизме нет. Однако существуют древние записи, считающиеся авторитетными для синтоистов и представляющие главную историческую и духовную основу. Это летописно-мифологические своды «Кодзики» («Записки о делах древности») и «Нихон секи» («Японские древности»).

Синто содержит не свойственные другим религиям моральные установки. Место представлений о добре и зле здесь занимают понятия чистого и нечистого. Если человек «загрязнился», т. е. совершил нечто неподобающее, он должен совершить ритуал очищения. Грехом в синто считается нарушение мирового порядка – цуми,и за это человеку придётся платить после смерти. Он отправляется в Страну Мрака и там ведёт тягостное существование в окружении злых духов. Но развитого учения о загробном мире, аде, рае или Страшном суде в синто нет. Смерть рассматривается как неизбежное затухание жизненных сил, которые затем возрождаются вновь. Синто учит, что души умерших обитают где-то неподалёку и ничем не отгорожены от мира людей. Для последователя синто все основные события происходят в этом мире, который рассматривается как лучший из миров.

От приверженца этой религии не требуется ежедневных молитв и частых посещений храма. Достаточно участия в храмовых праздниках и исполнения традиционных обрядов, связанных с важными событиями жизни. Поэтому сами японцы нередко воспринимают синто как совокупность национальных обычаев и традиций. В принципе ничто не мешает синтоисту исповедовать любую другую религию или даже считать себя атеистом. На вопрос о религиозной принадлежности лишь очень немногие японцы отвечают, что они синтоисты. И все-таки исполнение обрядов синто неотделимо от повседневной жизни японца с момента его рождения до самой смерти, просто большинство обрядов не рассматривается как проявление религиозности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: