Представления о жизни и смерти

Жизнь для зороастрийца – это благое начало, предоставленное самим Ахура-Маздой. Пока правоверный зороастриец жив, он несёт в себе благодать, когда же умирает, становится выражением злого начала, т. к. смерть есть зло. Поэтому самым близким родственникам покойного запрещается к нему прикасаться. Для этого есть мойщики трупов.

У постели умирающего неотлучно находились два служителя культа. Один из них читал молитву, обратясь лицом к солнцу, а другой готовил для умирающего священную жидкость хаому или гранатовый сок. Около умирающего должна находиться также собака – символ уничтожения всего «нечистого». К тому же считалось, что собака чувствует последний вздох человека и последний удар его сердца. Согласно обычаю, если собака съедала кусочек хлеба, положенный на грудь умирающего, родственникам объявлялось о смерти их близкого. Мойщики трупов обмывали тело покойного, надевали на него саван, священный пояс и складывали руки на груди. В любое время года, кроме зимы, похороны совершались на четвёртый день после смерти, поскольку считалось, что именно тогда душа усопшего переселяется в загробный мир.

Обряд, связанный со смертью и похоронами, всегда был у зороастрийцев довольно необычен и строго соблюдался. Человеку, умершему зимой, по предписанию Авесты, отводили специальное помещение, достаточно просторное и отгороженное от жилых комнат. В помещении покойного постоянно горел огонь – символ верховного божества, но он был скрыт от покойного виноградной лозой, чтобы демоны не касались огня. Труп мог находиться там несколько дней или даже месяцев, до тех пор «пока не прилетят птицы, не зацветут растения, не потекут скрытые воды, и ветер не высушит землю». Тогда тело выставляли на солнце.

В соответствии с правилами, изложенными в Авесте, обряд погребения совершался на восходе солнца. На железные носилки клали деревянный настил, а на него – труп. Нести носилки могли только мойщики трупов. Похоронной процессии родственников, возглавляемой жрецами, разрешалось сопровождать носилки лишь до подножия астодана – кладбища зороастрийцев. Это было специальное сооружение высотой 4,5 м, похожее на башню. Иногда оно так и называлось – башня молчания. Пол башни представлял собой погребальную площадку, поделённую на три концентрические (т. е. имеющие общий центр) окружности для укладывания умерших – мужчин, женщин и детей. Тело умершего закреплялось в одной из зон, чтобы звери или птицы, растерзав труп, не могли унести и разбросать останки по земле, воде либо под деревьями. Когда птицы съедали всё мясо, а кости под влиянием солнца полностью очищались, их сбрасывали в колодец, находившийся внутри башни молчания. Класть тело в могилу или сжигать (кремировать) запрещалось. Запрет на кремацию можно объяснить священным огнём. Иранские зороастрийцы в наше время предают покойников земле и заливают могилу цементом – они считают, что при таком способе захоронения земля остается чистой.

Человек в зороастризме

Зороастризм придаёт большое значение духовному совершенствованию человека. Его деятельность должна основываться на триаде: добрая мысль, доброе слово, доброе деяние. Зороастризм ориентирует на соблюдение чистоты и порядка, учит состраданию к людям и благодарности к родителям, семье, соотечественникам, требует выполнять свои обязанности по отношению к детям, помогать единоверцам, заботиться о земле и пастбищах для скота. Передача этих заповедей из поколения в поколение сыграла важную роль в выработке жизнестойкости зороастрийцев, помогла выдержать тяжкие испытания, постоянно выпадавших на их долю на протяжении многих веков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: