Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Характеристика основных рыночных моделей




Классификация рынков по количеству контрагентов

Характеристика основных рыночных моделей.

Модели социально ориентированной рыночной экономики

В мировой практике с учётом особенностей развития тех или иных стран (исторические особенности, уровень развития национальной экономики, выбор приоритетов общественного развития, традиции) сложилось несколько моделей рыночного хозяйства, по-разному решающих экономические и социальные проблемы развития общества. Сравнительная характеристика этих моделей представлена в Таблице 3.

Таблица 3

Виды моделей социально ориентированного рыночного хозяйства
Американская Шведская Немецкая Японская Китайская
Предусматривает проведение либеральной политики, на- правленой на ог- раничение роли государства и расширение сво- боды; участие граждан в реше- нии своих эконо- мических и со- циальных проблем; госу- дарство должно создавать усло- вия для деятель- ности граждан. Определяющая роль в реше- нии экономии- ческих и со- циальных воп- росов жизне- деятельности общества и его граждан отво- дится госу- дарству, цель которого – поддержание высокой и ста- бильной заня- тости, стабиль- ный экономи- ческий рост, выравнивание доходов населения. Характеризует- ся высоким удельным весом госу- дарственного сектора в эко- номике в соче- тании с силь- ными позиция- ми частного предпринима- тельства и рыночного механизма в формировании структуры хозяйства Характери- зуется смещением социальных функций от государства в сторону фирм и корпораций. Этим она отличается от американской и шведской. От немецкой она отличает- ся своими корпоратив- ными принципами жизни общества. Характерна для стран, придержи- вающихся социалис- тической ориентации, реформи- рующих свою экономику в сторону широкого использова- ния системы рыночных отношений и укрепления международ- ных связей.  

Поведение товаропроизводителей на рынке определяется условиями той рыночной модели, в рамках которой функционирует данная фирма. Классификация рыночных структур носит достаточно разнообразный характер. Наиболее полно основные соотношения между этими структурами отражены в Таблице 4 и Таблице 5

Таблица 4

D   S ПОКУПАТЕЛЬ
ОДИН НЕСКОЛЬКО МНОГО
  П Р О Д А В Е Ц О Д И Н Двусторонняя монополия Ограниченная монополия Чистая монополия
Н Е С К. Ограниченная монопсония Олигополия Олигополия предложения
М Н О Г О Чистая монопсония Олигополия спроса Чистая конкуренция

Термин «много» означает такое количество экономических агентов, при котором исключается воздействие на общую рыночную ситуацию отдельно взятого покупателя или продавца. Термин «несколько» означает, что каждый экономический агент своими решениями затрагивает интересы других агентов и, следовательно, должен предпринимать какие-либо шаги, лишь взвесив последствия возможных ответных действий своих контрагентов.

Таблица 5

Характерная черта Основные рыночные модели
Совершенная конкуренция Монополисти- ческая конкуренция Олигополия Чистая монополия
1.Число фирм Очень много Много Несколько Одна
2.Тип продукта Стандартизи- рованный Дифференци- рованный Стандартизи- рованный или дифференци- рованный Уникальный, нет близких заменителей
3.Контроль над ценой Невозможен Некоторый, только в границах рыночной ниши, обусловленной дифференциа- цией Ограниченный взаимозависи- мостью, значи- тельный при картельном сговоре Значительный, ограниченный кривой спроса
4.Условия вступления в отрасль Очень лёгкие, препятствия отсутствуют Сравнительно лёгкие, связаны с преодолением границ рыноч- ной ниши Наличие су- щественных препятствий в основном фи- нансового характера Блокировано системой входных барьеров
5.Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекла- му, торговые и производст- венные бренды и т.п. Весьма типич-на, особенно при диффе- ренциации продукта Главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями
6.Примеры Сельскохо- зяйственная продукция, рынок ценных бумаг Розничная торговля, услуги, производство одежды, обуви и т.д. Металлургия, Машинострое-ние, добываю-щая промыш-ленность и др. Местные и федеральные предприятия общественного пользования

Конкретное поведение отдельной фирмы с целью максимизации прибыли будет зависеть от рыночной модели, в условиях которой функционирует фирма, и уровня её издержек.





Дата добавления: 2014-02-17; просмотров: 192; Опубликованный материал нарушает авторские права? | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


ПОИСК ПО САЙТУ:


Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 2010 - | 1687 - или читать все...

Читайте также:
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам


Генерация страницы за: 0.089 сек.