Инфраструктура рынка.
Применительно к рынку, как самостоятельной подсистеме, инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, её элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:
1) облегчает участникам рыночных отношений реализации их интересов;
2) повышает оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
3) организационное оформление рыночных отношений;
4) облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;
5) подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
- биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
- аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества;
- кредитная система и коммерческие банки;
- эмиссионная система и эмиссионные банки;
- система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
- информационные технологии и средства деловой коммуникации;
- налоговая система и налоговая инспекция;
- система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
- специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
- торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
- таможенная система;
- профсоюзы работающих по найму;
- коммерческо-выставочные комплексы;
- система высшего и среднего экономического образования;
- аудиторские компании;
- консультативные (консалтинговые) компании;
- общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
- специальные зоны свободного предпринимательства.
Результатом реформирования и развития экономики должно стать создание такой социально-экономической системы, которая сочетала бы преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан. Возможность характеристики той или иной экономики как социально-ориентированной оценивается по следующим критериям:
Во-первых, ожидаемые и реальные результаты экономических реформ и преобразований следует оценивать на основе не только экономических, но и социальных критериев: качества и продолжительности жизни населения, защиты и улучшения среды обитания людей, социальных гарантий и социальной справедливости.
Во-вторых, социальную политику не следует сводить лишь к социальной защите; более важным является подчинение всего воспроизводственного процесса задачам развития личности, посредством преодоления отчуждения человека от труда и его результатов, от средств производства, общества и культуры.
Основные черты социально-рыночного хозяйства:
Свобода и справедливость, проявляющаяся в том, что социально-экономическая жизнь в обществе должна строиться на принципах конституционных гарантий, на свободе выбора рода предпринимательской деятельности, свободе выбора профессий и места работы, равенстве всех форм собственности, социальной защите нетрудоспособных и т.д.
Социальный и экономический порядок: главными задачами социального порядка являются обеспечение социального мира и согласия и социальной защищенности; назначение экономического порядка состоит в обеспечении непрерывного экономического роста и повышения уровня жизни населения.
Сочетание роста производительности труда с одновременным понижением цен, что связано с законом опережающего роста производительности труда по отношению к темпам повышения реальной заработной платы.
Личная ответственность лица за последствия своей деятельности; коллектив и государство не несут ответственности за неправомерные деяния граждан.
Ограниченное вмешательство государства в механизм рыночных отношений; оно допускается тогда, когда позитивное действие рынка не в состоянии решить тех или иных экономических и социальных проблем общества.