Орг. культура – это система неофициальных правил, определенный набор ценностей и ожиданий, разделяемых работниками компании и передаваемых от одного поколения работников к другому.
3 слоя орг. культуры: внешний, внутренний и ядро. Ядро (ценности, философские убеждения) меняется очень медленно. Внешние символы, нормы и правила.
Орг. культура (Э.Шейн «Организационная культура и лидерство»):
1.Артефакты (видимые организационные структуры и процессы);
2.Провозглашемые верования и ценности (стратегии, цели, философия);
3.Основополагающие представления (бессознательные, представляющиеся чем-то самоочевидным, убеждения, особенности восприятия, мысли и чувства).
Основные элементы организационной культуры представлены на рис.
Инновации, нововведения, орг. изменения. Сейчас их не разводят. Сущность их – это инновационная деятельность, а содержание – процесс создания, распределения и использования нового практического средства. В зависимости от предметного содержания, нововведения делят на
|
|
технические:
• технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
• технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;
и социальные:
• организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
• информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
• социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
По ур. новизны и характеру осуществления их делят на
-радикальные
-совершенствующие.
Инновация – термин пришел из культурологии и этнографии. Антоним термина традиция. В 1 половине 20 века господствовали функцианолистские подходы, и процессы изменений оказались вне внимания соц. наук. Любая инновация – это дисфункция, напряжение, отклонение от нормы, проявление неравновесия. Но экономическая наука освоила в н. 20 в. понятие инновации – понимались как новые комбинации из имеющихся элементов (в хозяйственной деятельности). Благодаря инновациям можно было преодолевать циклические кризисы (Н. Кондратьев, «большие циклы» = «длинные волны», циклические волны крупномасштабных нововведений, длина примерно 50 лет. Сейчас, возможно, ускорились).
В процессе изменений выделялись 4 основных элемента:
1) новшества
2) новаторы
3) агенты диффузии (раскачать, посеять сомнения, чтобы возникли разные точки зрения)
|
|
4) оцениватели (пассивные)
Критическая переломная фаза наступает с изменением поведения оценивателей: «А ну-ка посмотрим, что там».
Есть разные формы нововведений.
Одна из них – кризисная мутация. По другому – изобретения – развитие техники, окультуривание растений и животных, т.е. целенаправленные изобретения, которые отвечают потребностям общества.
Есть случайные инцеденты, которые дают начало культурным мутациям.
Второй путь – заимствование и стимулированная культурная трансформация. Св. с внешним воздействием. Самый распространенный путь инноваций.
Итак, рост не тождествен развитию. Рост – не изменяющаяся культура. Развитие – качественные изменения.
Гарвардские исследования: 70% нововведений умирают в пути или не дают желаемого эффекта, 50% - признаются впоследствии неудачными.