Условия создания проблемных ситуаций

Варианты проблемных заданий.

Тема 2.1. Проблемное обучение

Раздел 2. Вопросы методики преподавания изобразительного искусства в школе

Как отмечал М.А.Данилов, «активность и самостоятельность учащихся должна проявляться не только в классе, на уроке, но и в практической деятельности, в работе над собой и, в частности, в определении своего места, своей сферы и роли служения обществу». В этом плане ведущую роль призвано сыграть проблемное обучение.

Как показал опыт работы лучших учителей, проблемное обуче­ние, основой которого является создание и организация различ­ных типов проблемных ситуаций перед учащимися, управление их деятельностью в ходе решения проблем способствует успеш­ному решению учебно-воспитательных задач, поставленных перед изобразительным искусством в общеобразовательной школе.

Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций, постановку в процессе обучения проблемных заданий и вопросов.

Проблемные ситуации характеризуются условиями, когда человек не может выполнить известными ему способами поставленного перед ним задания, для чего необходима активизация про­цессов его мышления. Проблемное задание — это задание прак­тическое или теоретическое, которое вызывает познавательную потребность в новом неизвестном знании, служащем для наиболее эффективного выполнения действия, приводящего к решению задачи, достижению цели. Проблемный вопрос — это вопрос, опре­деляющий область тех неизвестных закономерностей или спо­собов действия, которые могут быть раскрыты на основе усвоен­ных знаний и достигнутого уровня способов действия.

При этом следует иметь в виду, что проблемные ситуации могут создаваться не только при постановке непосредственно проблем и проблемных вопросов, но и при творческом, само­стоятельном выборе учащимся рационального способа действия, приема выполнения учебного задания, например, рисунка. Дан­ные положения необходимо учитывать в процессе обучения школь­ников изобразительному искусству, поскольку именно эти виды занятий часто характеризуются процедурами «репродуктивного» характера.

1. Самостоятельное определение наиболее правильного быстрого и эффективного пути анализа натуры и наиболее правильного и выразительного метода выполнения рисунка (с натуры), выбор материала.

2. Самостоятельное создание учащимся тематического рисунка, выразительного решения композиции, колорита.

3. Самостоятельное составление декоративной композиции, выбор материала.

4. Самоанализ произведения изобразительного искусства.

5. Анализ формы строения, пропорций, цвета и т.п. наблюдаемых объектов.

6. Самостоятельное и творческое использование теоретического материала по ИЗО: законов колера, светотени, цветоведения, перспективы.

7. Определение метода выполнения рисунка и выбора рисовального материала.

1. Необходимо строго соблюдать условия, которые характеризуют собой проблемный характер. (Например, снять таблицу или стереть рисунок с доски, чтобы ученики не срисовывали).

2. Включить хотя бы один неизвестный элемент, без овладения которым

невозможно успешное выполнение задания.

3. Учитывать индивидуальные способности учащихся, уровень знаний и навыков каждого ребёнка.

4. Выбор из нескольких известных правил, законов, способов, действий одного оптимального.

5. Установка на самостоятельное выполнение учебного задания.

Проблемное обуче­ние можно использовать не только в организации отдельных уроков, но в каждом уроке на разных структурных его этапах. В условиях часто повторяющихся проблемных ситуаций развивается самостоятельность, активность, целеустремлённость - характерные черты личности школьника.

Проблемное обучение воспитывает и развивает познание новых объектов, явлений, умений самостоятельно решать практические вопросы, творчески подходить к выполнению любого задания, оценивать красивое и безобразное в картинах, событиях, поступках, поведений людей. [12, 24]

На все этапы занятия, по возможности, следует вводить творческие, имп­ровизированные и проблемные задачи. Одно из главных требований при этом — предоставление детям возможно большей педагогически целесообразной са­мостоятельности, что не исключает оказания им, по мере необходимости, педагогической помощи. Так, например, в начальных классах, особенно в первом, учитель, предлагая тот или иной сюжет, во многих случаях может обратить внимание школьников на главное, что обязательно и в первую оче­редь нужно изобразить, может показать на листе примерное расположение объектов композиции. Эта помощь естественна и необходима и не приводит к пассивности малышей в изобразительном творчестве. От ограничений в выборе темы и сюжета ученик постепенно подводится к их самостоятельному выбору.

Наряду с оказанием такой педагогически целесообразной помощи, необхо­димо стремиться к созданию на уроках изобразительного искусства условий, которые помогут детям правильно решить ту или иную практическую задачу. Например, чтобы избежать сильного нажима на карандаш, учащимся можно предложить порисовать хрупкими мелками. Полученный навык потом будет пе­ренесен на карандаш. Одним из приемов, позволяющих избежать фризового построения композиции, когда небо изображается узкой полоской вверху лис­та, а земля также полосой — внизу листа, является введение цветного фона.

Особая разновидность учебных задач — задачи на импровизацию, это — высшая степень проявления творчества. От копирования лучших образцов про­изведений живописи, графики, народного и декоративно-прикладного ис­кусства, дизайна учащиеся постепенно подводятся к созданию собственных вариаций и импровизаций.

Рассматривая разнообразные формы проблемных задач, следу­ет отметить группу задач, развивающую у школьников видение новых функций уже знакомых объектов, например, превратить отпечаток ладошки в какие-нибудь образы, можно рисовать не ворсом кисти, а ее черенком. Другие про­блемные задачи могут быть направлены на формирование у учащихся умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы и находить свой, новый способ.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (прогр. Неменского)

Методика — это и совокупность накопленного опыта, новые под­ходы, и поиск средств духовного и эмоционального развития учащихся, да и самого учителя. И тогда методы обучения — это скорее всего система еди­ной деятельности преподавателя и учеников по усвоению определенной ча­сти содержания программы. Она реализуется приемами, конкретными дей­ствиями учителя и ученика, различными формами их общения.

Педагог Л.Б. Рылова из Удмуртского государственного университе­та определяет методику не как свод или совокупность приемов и спосо­бов преподавания, а как искусство моделирования диалога с конкрет­ными детьми.

Моделирование — всегда поиск, выбор вариантов из множества извес­тных или создание собственного варианта на основе опыта прошлого и

настоящего. Моделирование исходит из понимания, знания интересов ре­бенка, конкретного класса, сотворчества учителя и учеников; это «мостик» передачи знаний, социального опыта (содержания образования) учителя ученику. Как организовать сотворчество, что сделать, чтобы необходимые знания (опыт творческой деятельности, чувств, переживаний, эмоций), включенный в содержание образования, стал опытом и знаниями детей?

Если традиционное обучение базируется на ассоциативном мышлении, памяти, которая закрепляется повторениями, заключается в воспроизве­дении, обновлении когда-то уже бывших мыслей, то проблемное обучение основано на мышлении, поставленном в проблемную ситуацию, когда уче­ник сталкивается с новыми условиями и должен найти новый способ дей­ствия. Происходит активизация мысли, развитие интеллектуальных спо­собностей. Мыслить человек начинает, когда надо понять что-то. Мышле­ние начинается с вопроса, удивления, недоумения.

В отличие от простой тренировочной и практической работы, проблем­ная задача должна содержать противоречие, требующее решения. Это могут быть новые условия, новые требования или подходы к решению-практической задачи, которые включают и более широкий круг ранее ус­военных знаний, личный опыт ученика. Связь проблемной задачи на уров­не эмоционального восприятия действительности и образного восприятия мира для предметов искусства очень важна.

Психологическая структура проблемного обучения включает познава­тельную потребность; неполное знание о предмете или явлении, но доста­точное для того, чтобы восстановить его до целостного образа; интеллек­туальные возможности и творческие способности ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: