Способам рисования детей надо учить. С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно держать карандаш, кисть, мелок, правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей технике рисования, лепки, аппликации. Техника рисования включает технику линии, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши) в соответствии с их свойствами, изобразительными и выразительными возможностями. Овладение разнообразными движениями рук, способами действия с различными инструментами имеет важное значение не только для развития изобразительной деятельности ребенка, но и для его психического развития. Изобразительное движение руки при рисовании, лепке, аппликации связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. При восприятии движения и осознании мышечного ощущения у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия, образуется, условно говоря, мышечная память движения, накапливается двигательный опыт. В связи с этим первый момент показа действия педагогом очень важен, так как он кладет начало изображению. Овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него разнообразных изобразительных задач. Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Детям надо овладеть формообразующими движениями, когда ребенок, овладевая способом изображения одного предмета, одновременно будет усваивать способ изображения любого сходного по форме предмета, то есть обобщенный способ действия. Рисовальные движения, как и любые другие движения человеческой руки, характеризуются рядом качеств, которые оказывают влияние на создаваемое изображение: скорость (быстрота прохождения траекторий); сила; темп (количество движений за определенный промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями); ритм (временной, пространственный, силовой); координированность; точность и меткость; пластичность и ловкость. [10, 82] Упражнения могут проводиться по усмотрению учителя в любое время урока в зависимости от цели этих упражнений. В начале урока они проводятся с целью предварительной тренировки технических навыков перед длительной работой, в акцентировании внимания на восприятии натуры. В середине урока их проводят при необходимости помочь учащимся уточнить особенности натуры, ее цвета, расположения в пространстве, когда возникает потребность в тренировке неусвоенной части урока. В конце урока их проводят для закрепления пройденного.[4, 71]. Примеры: упражнение кистью на цветном фоне белилами в виде симметричного декоративного мотива по мотивам вологодских кружев и тамбурной вышивки. Отработка движений концом кисти – рисунок проросшей луковицы, корешков и листьев; передать объемность предмета путем работы акварелью по сырой бумаге; рисунок акварелью клетчатой ткани, гладкой, пушистой, прозрачной; дать пробу оттенков цвета, которые видят в натуре.
|
|
|
|
Особенности приемов и методов обучения изобразительному искусству в младших классах. Как известно, в младшем школьном возрасте ведущая деятельность — учение, соединяемое с игрой и трудом, приносит успех. Младшего школьника интересует уже не только сам процесс деятельности, что характерно для дошкольника, но и ее результат. Однако овладение новыми формами деятельности требует больших усилий. У самых маленьких детей восприятие изображений еще крайне несовершенно. Как показывают специальные исследования, они не ориентируются в пространственных соотношениях нарисованных предметов, не умеют «читать» перспективу, затрудняются в узнавании вещей при изменении ракурса, не всегда схватывают изображенное на рисунке движение. Даже 7—8-летние дети могут ошибаться в масштабе изображений, при восприятии перспективных рисунков, особенно схематических. В младшем школьном возрасте новые теоретические понятия лучше усваиваются, если они представлены наглядно: при сопоставлении предметов с их изображениями образ одного из них позволяет увидеть особенности другого. Процесс восприятия может иметь различный характер: «от выделенного признака к изучаемому объекту или, наоборот, от изучаемого объекта к отдельно выделенному его признаку или, наконец, от одного объекта или признака к другому».
Такую работу можно проводить с помощью последовательно задаваемых вопросов о различных элементах воспринимаемого предмета или изображения с последующим связным описанием его характерных черт. Потом можно использовать составленный учителем план-вопросник, например, при описании картинок.
Дети смогут сами составлять предварительный план наблюдений. Он будет складываться у них уже под влиянием самого объекта — непосредственно в процессе его рассматривания, а в дальнейшем только в уме.
Исследования Л.С.Выготского и его учеников показывают, что в младшем школьном возрасте все психические процессы и функции начинают приобретать внешне опосредованный характер. Для того чтобы владеть этими процессами, сознательно управлять ими, ребенку еще нужны некоторые внешние средства. Поэтому младшие школьники способны более последовательно и целенаправленно мыслить, рассуждая вслух. Речь и является здесь тем внешним средством, которое организует мышление. Это доказывает важность такого метода как словесное рисование при обучении детей младшего школьного возраста изобразительному искусству.
Как известно, младшие школьники в процессе рисования часто общаются с увлекающими их образами, рассказывают о них. Но эта активность еще не регулируется в достаточной мере определенным замыслом, замысел еще неустойчив и часто изменяется в процессе рисования.
Процесс изображения у младшего школьника можно охарактеризовать следующим образом: ребенок сразу приступает к работе, может продолжительное время трудиться, не отрываясь от рисунка, редко его исправляет, лишь иногда вносит дополнения, обычно проявляет эмоциональность, интенсивность в работе. Исчерпав свои возможности, он решительно бросает рисовать. По своей инициативе обычно не возвращается к прерванному занятию.
|
|
В младшем школьном возрасте большое значение имеет способность ребенка к подражанию. Важно то, что ребенок использует в рисунке, кроме наблюдений за окружающей действительностью, средства художественной выразительности, которые он изучил, рассматривая иллюстрации и картины художников.
От класса к классу, наряду с усложнением изображения, меняются и эстетические требования ребенка к своему рисунку. Он все больше стремится к правдоподобности изображения, а значит, к передаче объема, перспективы, конструктивных особенностей предмета и т. п. Однако передача пространства в рисунке для младшего школьника представляет достаточную сложность, так как перспективные сокращения предметов неузнаваемо меняют знакомые детям формы. Но примерно к III—IV классу ребенок способен сознательно усваивать наглядную перспективу и пространственные отношения предметов на плоскости листа. Дети уже могут выполнить эскизы композиций, что помогает добиться наилучшего воплощения замысла.
Активное отношение младших школьников к характеристике предмета позволяет достигнуть большой образности изображения. Как известно, средства графической выразительности рисунка — это, в основном, контур, цвет, пятно, раскрашенный силуэт. Ребенок старается нарисовать предмет, выявляя его характерные особенности формы и строения. Поэтому он стремится расположить предметы в фас или профиль.
В начальной школе освоение каждого вида художественной деятельности (изобразительной, декоративной и дизайнерской) заключаются в следующем: учащихся знакомят с разнообразными материалами и техниками, а затем через систему творческих заданий у детей формируется умение самостоятельно выбирать наиболее подходящий художественный материал или технику для воплощения замысла. Ребенок, создавая художественно-творческую работу, выбирает сюжет, решает композиционные и другие изобразительные задачи, добивается образной выразительности работы. [31, 318]
|
|
Основные этапы учебной деятельности и методические приемы работы с детьми. Как правило, учащимся надо выполнить графические, живописные, скульптурные, декоративные и дизайнерские работы за один-два урока.
1. Детям рекомендуется рисовать на разных форматах листа белой или цветной бумаги, в зависимости от учебной задачи урока. Учащиеся должны усвоить выразительные возможности различных форматов (вытянутый по вертикали, прямоугольный, квадратный, вытянутый по горизонтали, крупный и др.).
Обычно урок начинается с беседы, эмоционально настраивающей учащихся на работу. Она помогает восстановить в памяти учащихся или сформировать у них представления об объектах, которые необходимо будет рисовать.
В зависимости от темы и задач урока учащиеся или вместе с учителем в I—II классах, или самостоятельно в III—IV классах выбирают сюжеты, героев своих работ.
Важно, чтобы дети четко представляли себе то, что они будут рисовать. Для этого учитель задает им ряд проблемных вопросов, использует метод словесного рисования, дает несколько минут на обдумывание композиции, знакомит с необходимым иллюстративным и натурным материалом.
После такой подготовки учащимся разрешают приступить к выполнению рисунка без предварительного эскиза, поскольку мелкие изображения в эскизах младшим школьникам плохо удаются. Им трудно перенести композицию на большой лист, соблюдая найденные пропорции и размеры. Но некоторые ученики I—III классов успешно справляются с этой задачей. Им можно рекомендовать поиск композиции в эскизе. Начиная с IV класса это задание обязательно для всех.
Следующий этап работы над рисунком — выполнение композиции в карандаше. Но если на работу отводится один урок, ее можно выполнить без предварительного рисунка карандашом сразу в цвете. В этом случае рекомендуется использовать тонированный фон, гуашевые краски, мелки.
Некоторые ученики уже на первом уроке по теме начинают работу в цвете. Одни успевают затонировать общий фон неба, земли, леса, а другие раскрашивают персонажи без прорисовки деталей. Считаем оба подхода верными. В связи с выполнением композиции детям следует предоставить возможность сделать наброски и зарисовки с натуры, наблюдать явления природы, изучать исторический или искусствоведческий материал, необходимый для конкретизации образов, обстановки.
В начале второго урока, обычно, проводится небольшая беседа о выразительных возможностях разнообразных цветовых решений с использованием наглядно-методических средств. Затем дети могут выполнить упражнение из серии «Веселые краски» с целью освоения основ цветоведения и различных живописных техник. После этого ученики уточняют свои рисунки, используя собранный натуральный материал, прорисовывают детали, завершают работу в цветном или черно-белом варианте.
На первом и втором уроках во время ознакомления с произведениями искусства, самостоятельной работы может звучать музыка, рекомендованная к теме. В процессе самостоятельного рисования на уроке учитель оказывает индивидуальную помощь. В конце урока в самой разнообразной форме дети анализируют и оценивают выполненные работы, а учитель делает обобщающие выводы. [31, 320]
Первичные навыки художественной работы в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре. Изучение изобразительной грамоты в I—IV классах является азбукой художественного творчества. В то же время живопись, графика, декоративная и дизайнерская работа рассматриваются как чувственное и эмоциональное самовыражение. Овладение средствами изобразительной грамоты помогает раскрыть отношение художника к объекту изображения. Обучение основам рисунка осуществляется на теоретических и практических занятиях в процессе классной и домашней работы в соответствии с возрастными возможностями учащихся. Оно строится на основе изучения натуры, и включает обязательное систематическое выполнение специальных упражнений и длительных заданий. Наблюдая окружающую действительность, выполняя наброски и зарисовки с натуры, учащиеся овладевают как основами реалистического изображения, так и способами обобщения и стилизации природных форм. Эти знания и умения затем используются в процессе рисования по памяти и воображению, в творческих композициях. Учащимся могут быть предложены и такие задания: передать характер линии, различный ритм фигур, соотношение их на плоскости в абстрактной композиции.
Учебная практика показала, что в общеобразовательной школе для выполнения заданий по рисунку используют графитные и цветные карандаши, фломастеры, акварель, тушь, цветные мелки, а также уголь, сангину, пастель.
Задания по рисованию пейзажа, портрета, натюрморта и сюжетной композиции можно выполнять рисовальным углем, обладающим большими выразительными возможностями. Для выполнения набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративного оформления рекомендуется применять фломастеры различных цветов и размеров. Ими можно работать, используя линию, штрих или декоративные пятна.
В одном рисунке можно сочетать разнообразные художественные материалы. Выполнение рисунков, как правило, следует от общего к частному, с тем, чтобы в конце опять вернуться к общему. Сначала продумывается композиционное решение рисунка, объекты размещают на листе выбранного формата, рисуют их общую форму, следят за соблюдением пропорциональных отношений, работают над деталями. Затем переходят к светотеневой моделировке формы, добиваются цельности рисунка.
Поскольку в основе всех сложных форм лежат простые геометрические тела, в процесс обучения рисунку обязательно включаются задания по их рисованию. Умение рисовать куб, цилиндр, сферу, пирамиду и конус помогает передать в творческих работах все разнообразие мира. В начальных классах эти задания обычно обыгрываются, подаются в образной форме. Например, рисование разноцветных детских кубиков, мячиков и других игрушек. Обычно обучение рисунку включает изображение отдельных предметов быта, игрушек, натюрмортов из двух-трех предметов. Детей обучают измерять и сравнивать расстояния, определять пропорции модели, передавать объем с помощью света и тени, учитывать особенности построения предметов в перспективе. Рисунок часто является первым этапом построения композиции.
Основа активного подхода к рисунку многих объектов природы, фигуры человека или животного — построение «по движению». Определяют ярко выраженное движение главных форм и динамику внутри формы. Рассмотрим некоторые особенности обучения школьников живописи. Теоретические основы обучения включают знания по цветоведению, то есть о спектре, цветовом круге, об основных, составных и дополнительных цветах, о хроматической и ахроматической цветовой гамме, о теплых и холодных цветах, о колорите, об основных характеристиках цвета (цветовой тон, насыщенность и светлота). Изучаются и такие характеристики цвета, как светлотный и цветовой контрасты, локальный цвет предметов и некоторые пространственные свойства цвета.
Занятия живописью развивают чувства цвета. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета — все это обязательно входит в обучение живописи. Младшие школьники узнают, что цвет — это не краска из баночки, цвет предмета должен быть найден на палитре. Цветовое решение всей композиции может строиться в теплом или холодном колорите, на сочетании нежных или ярких цветов, с преобладанием цветовых контрастов или нюансов. Для достижения цветовой цельности композиции полезно предложить учащимся поработать двумя или тремя цветами. Это поможет им избежать пестроты и дробности в работе.
Характер темы определяет цветовое решение композиции — многоцветное или лаконичное. В композиции одним только цветом можно передать ощущение радости и тревоги, покоя и беспокойства, праздника и бури. Колористическое решение темы создает то или иное звучание образа.
Существует много способов нанесения красок на плоскость. Учащиеся начальных классов осваивают следующие приемы: лессировка (нанесение тонких прозрачных слоев краски поверх высохшего красочного слоя), алла-прима (достижение нужного цветового решения сразу за одно покрытие), раздельные мазки.
Для обучения основам живописи в общеобразовательных учреждениях рекомендуется использовать гуашь и акварель, а в лицейских классах и классах с углубленным изучением искусства можно использовать темперу и масляные краски.
Художественное творчество учащихся, создание композиции графическими или живописными средствами, невозможно без развития наблюдательности и восприятия. Рекомендуется обращать внимание детей на интересные события, персонажи, мотивы, ракурсы и состояния в окружающей жизни. Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление.
Основы композиционного размещения объектов на плоскости учащиеся могут освоить в процессе создания творческих работ не только с помощью карандашей, кистей и красок, но и необычным способом — соединением таких нетрадиционных материалов, как скрепки, пуговицы, цепочки, булавки, ленточки, веревки, монеты, значки, оловянные солдатики, колесики и т. п., а также используя всевозможные природные материалы (ракушки, перышки, веточки, цветочки, водоросли, рыбки, морские звезды, камешки, песок и т. п.); все это может вдохновить учащихся для создания интересных картин.
В конце урока желательно организовать выставку рисунков. Оценивать работы в начальной школе можно с использованием разнообразных игровых приемов, введением призов, приглашением сказочных героев. Следует поощрять оценочные высказывания детей. [31, 322]
Методика обучения народному и декоративно-прикладному искусству Овладение искусством художественной обработки ткани, природных и других материалов предполагает использование в процессе обучения традиций этнопедагогики. Овладевая техническими приемами обработки различных материалов, школьники осваивают выразительные средства и образно-сюжетное содержание изделий народных мастеров. Освоение всей совокупности знаний о народном искусстве, умений и навыков происходит с раннего детства, в окружении предметов народного творчества бытового назначения.
Обогащение эмоционально-эстетического опыта учащихся в процессе изучения народного и декоративно-прикладного искусства также способствует развитию их художественного творчества. Методика формирования художественного опыта основана на творческих принципах самого искусства.
Учебные задания включают работы по проектированию художественной среды с использованием элементов дизайна, с опорой на стилистические особенности в произведениях художников декоративно-прикладного искусства.
Ознакомление с творчеством народных мастеров и творчеством художников в сфере художественной промышленности открывает перед учениками огромный мир материальной и духовной культуры человечества.
Начиная с I класса, учащиеся постепенно знакомятся с традиционными композиционными схемами размещения орнамента (линейный — полоса, в квадрате, в круге, сетчатые орнаменты), а также с основными видами орнамента по характеру изображений (геометрический, растительный, зооморфный — изображение зверей и птиц, антропоморфный — изображение человека). Эти качества орнаментального строя рассматриваются как неотъемлемая часть образа художественной вещи. Дети учатся понимать «язык» орнамента разных центров народного творчества (школ народного мастерства).
Обучение народному и декоративно-прикладному искусству предусматривает смену разных видов художественной деятельности учащихся I—IV классов, чтобы ознакомить их с эстетическими качествами доступных материалов. 31, 324]