Исполнение поручений иностранных судов производится соответствующими судами и по правилам ГПК. Однако на основании просьбы запрашивающей стороны может быть применена и процессуальная процедура иностранного государства.
Признание и исполнение решений судов иностранных государств производится в соответствие с Приложением №4 к ГПК, Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Нью-Йорк, 1958г.), Минской Конвенции от 1993 г., международными договорами и соглашениями.
Признание решений иностранных судов означает выражение согласия со стороны судов РБ с тем, что эти постановления являются законными и обоснованными и исполнение их на территории РБ не противоречит законодательству. Признание решений иностранных судов создает правовую базу для исполнения этих актов правоприменения по правилам ГПК.
Заметим, что признание решений иностранных судов осуществляется в двух формах. Во-первых, решения, требующие принудительного исполнения могут быть признаны только в случаях, если это предусмотрено международными договорамиРБ. Во-вторых, решения которые не требуют принудительного исполнения, признаются в РБ и в случаях если это предусмотрено национальным законодательством (ст. 1 Приложения №4 к ГПК).
|
|
Разрешение вопроса о принудительном исполнении решения иностранными судами отнесено к компетенции областных и Минского городского судов по месту жительства (нахождения) должника, или по месту нахождения его имущества. Данный вопрос рассматривается в открытом судебном заседании с извещением должника. Неявка должника без уважительных причин не препятствует рассмотрению ходатайства по существу.
Процессуальное законодательство Беларуси содержит требования к содержанию ходатайства взыскателя о принудительном исполнении решения иностранного суда.
По результатам рассмотрения ходатайства суд выносит определение, которое является основанием для выдачи исполнительного листа.
Суд отказывает в принудительном исполнении решения иностранного суда если:
1) это решение не вступило в законную силу;
2) должник не был должным образом извещен о месте и времени рассмотрения дела;
3) рассмотрение иностранным судом дела относится к исключительной компетенции суда Республики Беларусь или иного органа;
4) имеется вступившее в законную силу решение суда Республики Беларусь, вынесенное по спору между теми же сторонами, или такой же спор находится на рассмотрении суда РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, начатый до возбуждения дела в иностранном суде;
5) истек установленный законом срок давности предъявления решения к принудительному исполнению
|
|
6) исполнение решения противоречило бы суверенитету Республики Беларусь или угрожало бы безопасности Республики Беларусь либо противоречило бы основным принципам законодательства Республики Беларусь (ст.5 Приложения №4 к ГПК).
Решение иностранного суда, не требующее принудительного исполнения, признается без проведения дальнейшего производства. Вместе с тем заинтересованное лицо вправе в течении месяца заявить в суд свое возражение. В таких случаях возражение рассматривается в открытом судебном заседании. Определение суда о результатах рассмотрения возражения может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд РБ.
При исполнении решений иностранных арбитражных судов применяются аналогичные правила. Однако основания для отказа в признании или приведении в исполнение решений арбитражных судов иные.
Так, согласно ст. 11 Приложения №4 к ГПК суд может отказать в признании решения арбитражного суда только в следующих случаях:
1) по просьбе должника, если он представит, доказательства того, что:
одна из сторон в арбитражном соглашении была недееспособна
Соглашение недействительно по закону
должник не был должным образом уведомлен о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве;
решение вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или, выходит за его пределы;
состав арбитража или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон или закону;
решение не вступило в законную силу, или было отменено, или его исполнение было приостановлено.
2) если суд обнаружит, что:
Объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону Республики Беларусь;
признание и приведение в исполнение этого арбитражного решения противоречат публичному порядку Республики Беларусь.
32. Несудебные формы защиты прав и охраняемых законом интересов.
32.1 Нотариальный порядок защиты прав и интересов.
Слово нотариат происходит от латинского термина “nota”, что означает знак. Нотариат - это система государственных органов и должностных лиц, предназначенных для удостоверения сделок и других юридически значимых бесспорных фактов.
Деятельность нотариата в РБ осуществляется на основании конституции РБ, Закона РБ от 18 июля 2004 г. № 305-3 “ О нотариате и нотариальной деятельности”, международных договоров РБ, инструкций Министерства юстиции РБ и других НПА. Основной задачей нотариата является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени РБ (ст. 3 Закона РБ“ О нотариате и нотариальной деятельности”, - далее по тексту на основании Закона).
Нотариальные действия правомочны совершать нотариусы государственных нотариальных контор и нотариальных бюро, специально уполномоченные должностные лица. За пределами РБ нотариальные действия выполняют агенты дипломатических и консульских представительств нашей страны (ст.ст. 10-12 Закона).
Деятельность нотариата осуществляется на основе принципов законности, беспристрастности, независимости и тайны нотариального действия.
При выполнении нотариальных действий нотариус руководствуется действующим законодательством и отказывает в совершении нотариальных действий, если:
Совершаемое действие нарушает государственные интересы;
Действие подлежит выполнению другим нотариусом;
С ходатайством о совершении действия обратилось недееспособное лицо, либо представитель, не имеющий полномочий;
Сделка от имени юридического лица противоречит целям или предмету его деятельности;
Сделка совершена организацией или гражданином - предпринимателем без соответствующей их регистрации;
|
|
Совершение действия противоречит иным требованиям законодательства (ст. 62 Закона).
Беспристрастность нотариальной деятельности нотариуса обеспечивается путем (ст. 7 Закона):
Запрета нотариусам и другим уполномоченным лицам совершать нотариальные действия, представляющие для них имущественный или иной личный интерес;
Запрета нотариусам и другим уполномоченным лицам совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабки, родных братьев и сестер), а также на имя и от имени работников соответствующих нотариальных органов, должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов;
Запрета должностным лицам совершать нотариальные сделки на имя и от имени соответствующего исполнительного и распорядительного органа.
Запрета главврачам и их заместителям по медчасти и дежурным врачам лечебных учреждений, начальникам госпиталей, директорам и главврачам домов для престарелых и инвалидов, командирам воинских частей удостоверять завещания и доверенности на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников.
Тайна нотариального действия должна сохраняться нотариусами, уполномоченными должностными лицами, а также представителями государственных органов, которым о нотариальном действии стало известно в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей (ст. 9 Закона). Сведения и документы о нотариальных действиях могут быть выданы только тому лицу от имени, на имя, по поручению или в отношении которого были совершены эти действия.
Информация по совершенному нотариальному действию выдается также по письменному требованию:
Судей по находящимся в их производстве делам;
Прокуроров и их заместителей;
Органов следствия;
Органов Комитета Государственного Контроля; таможенных и налоговых органов;
Других государственных органов и должностных лиц согласно законодательству.
|
|
Согласно ст. 48 Закона нотариусы вправе совершать следующие нотариальные действия:
удостоверять доверенности, завещания и другие сделки;
принимать меры по охране наследства и управлению им;
выдавать свидетельства об охране наследства;
выдавать свидетельства о праве собственности на долю имущества, нажитого супругами в период брака;
свидетельствовать верность копий и выписок из них;
свидетельствовать верность перевода документов с одного языка на другой;
свидетельствовать верность подписи на документе;
удостоверять факт нахождения гражданина в живых;
удостоверять факт нахождения гражданина в определенном месте;
удостоверять тождественность гражданина с лицом, изображенном на фотографии;
удостоверять время предъявления документов;
передавать заявления граждан и юридических лиц другим гражданам и юридическим лицам;
принимать в депозит деньги и ценные бумаги;
совершать исполнительные надписи;
совершать протесты векселей;
предъявлять чеки к платежу и удостоверять неоплату чеков;
принимать на хранение документы;
совершать иные нотариальные действия, предусмотренные законодательством РБ.
Таким образом, перечень полномочий нотариата, закрепленный в законе, не исчерпывающий. При этом частные нотариусы совершают все нотариальные действия, кроме выдачи свидетельств о праве на наследство и о праве на долю имущества, нажитого супругами в период брака (при условии, что в пределах - административно территориальной единицы не образованны нотариальные округа).
Уполномоченные должностные лица вправе: удостоверять завещания и доверенности; принимать меры по охране наследства и выписок из них; свидетельствовать подлинность подписей на документах; выдавать дубликаты нотариально удостоверенных документов, хранящихся в делах местного исполнительного и распорядительного органа. Уполномоченные должностные лица не вправе оформлять документы, предназначенные для действия за пределами РБ (ст. 49 Закона).
Должностные лица дипломатических и консульских учреждений РБ имеют сходные полномочия с нотариусами. Вместе с тем, они не вправе совершать протесты векселей, предъявлять чеки к платежу и удостоверять неоплату чеков, удостоверять договоры об отчуждении и залоге недвижимого имущества, право собственности или иное право на которое зарегистрировано на территории РБ. В соответствии со ст. 50 Закона агенты консульских и дипломатических учреждений Беларуси, кроме того вправе обеспечивать доказательства и совершать морские протесты. Законодательством могут быть предусмотрены и иные полномочия должностных лиц дипломатических и консульских учреждений РБ.
В ст. 51 Закона регламентированы особенности удостоверения завещаний и доверенностей, совершаемых уполномоченными должностными лицами.
В частности, определено, что к нотариально заверенным завещаниям приравниваются завещания граждан, удостоверенные:
Капитанами судов, плавающих под флагом РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ;
начальниками разведочных арктических и иных экспедиций;
Начальниками учреждений исполняющих наказание в виде ареста., ограничения свободы, лишения свободы, содержания под стражей;
Начальниками госпиталей, директорами и главными врачами домов для престарелых и инвалидов, главврачами и их заместителями, дежурными врачами больниц и других лечебных учреждений;
Командирами воинских частей.
При этом перечисленные должностные лица обязаны, как только для этого представится возможность, направить удостоверенное ими завещание, через Министерство юстиции РБ либо соответствующее управление юстиции в государственную нотариальную контору по месту жительства завещателя.
Что касается выдачи доверенностей, приравниваемых к нотариально удостоверенным, то полномочия должностных лиц в этой части несколько иные. Такие доверенности, главным образом, выдаются должностными лицами органов социальной защиты, населения; должностными лицами в сфере ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ системы; командирами и начальниками воинских частей и учреждений (в том числе и учреждений образования в военной области).
Основные правила совершения нотариальных действий закреплены в ст. ст. 53- 64 Закона.
Так, ст. 53 Закона предусмотрено, что нотариальные действия совершаются в помещении нотариальной конторы, бюро или иного уполномоченного органа. Исключение составляют случаи, когда лицо или представитель по уважительной причине не могут туда явиться.
Граждане и юридические лица вправе обратиться за совершением нотариального действия к любому нотариусу, кроме случаев когда действие согласно законодательству может быть выполнено в определенном месте, либо определенным нотариусом.
Нотариальное действие совершается после уплаты государственной пошлины в день предъявления необходимых документов и может быть отложено или приостановлено.
Отложение в совершении нотариального действия может производится на срок от 3 дней (при большом объеме работы) до одного месяца (в случае необходимости производства экспертизы или истребования дополнительных материалов). При обращении заинтересованного лица в суд по поводу нотариального действия оно может быть отложено на срок не более 10-ти дней.
Если в нотариат поступило сообщение из суда об оспаривании факта или права, совершение нотариального действия приостанавливается до разрешения дела судом (ст. 54 Закона).
До совершения нотариального действия устанавливается личность и дееспособность или правоспособность лица, обратившегося за совершением нотариального действия. Помимо того, Закон обязует нотариусов и уполномоченных должностных лиц выполнить требования к документам, представляемым для совершения нотариальных действий, и к документам нотариального производства (ст. ст. 57 - 61).
Анализируя характер совершаемых нотариальных действий по признаку их целей, все нотариальные действия можно разделить на четыре группы: 1) действия, направленные на удостоверение бесспорных юридических фактов; 2) действия, направленные на удостоверение бесспорного права; 3) действия, придающие исполнительную силу платежным и долговым документам; 4) охранительные нотариальные действия.
В ст.ст. 65-106 Закона содержатся правила совершения отдельных нотариальных действий и другие важнейшие правила деятельности нотариата.
32.2 Разрешение споров третейскими судами.
Как указанно в ст. 10 ГК, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют также третейские суды.
Третейский суд - это негосударственный орган, сформированный на основании соглашения сторон правоотношений для разрешения между ними спора.
Третейские суды не относятся к системе государственных судов и в своей деятельности не отправляют правосудие. Вместе с тем, эти суды способствуют снятию спорности в правоотношениях и действуют под контролем государственных судов.
В качестве достоинств в деятельности третейских судов следует отметить:
Оперативность и экономичность процесса;
Возможность принудительного исполнения решений третейских судов;
Конфиденциальность разрешения спора;
Возможность участия в работе третейских судов специалистов различных областей знаний.
К недостаткам третейского разбирательства можно отнести:
Отсутствие практики в рассмотрении дел третейскими судами;
Недостаточную осведомленность субъектов спорных правоотношений о возможностях разрешения споров в третейских судах;
Низкий уровень правовых знаний отдельных судей третейских судов.
Третейские суды имеют продолжительную историю своей деятельности и известны миру еще с Законов Х11 таблиц. В настоящее время в зарубежных странах особо распространено разрешение споров третейскими судами в сфере торговли и экономики.
Среди действующих третейских судов наиболее известны такие, которые: разрешают споры между юридическими лицами; рассматривают споры между гражданами и юридическими лицами; действуют внутри одного государства; правомочны разрешать споры между субъектами правоотношений различных государств; уполномочены разрешать международные споры в сфере публичного права.
По сложившейся практике в зарубежных европейских странах третейские суды именуются арбитражными. Однако по его целевому назначению они не тождественны арбитражным судам РФ и Украины. Указанные суды в РФ и на Украине рассматривают экономические споры и входят в систему государственных судов.
В настоящий период в РБ возможно рассмотрение правовых споров следующими негосударственными судами:
Третейскими судами, учрежденными для рассмотрения споров между гражданами и юридическими лицами по делам, вытекающим из гражданских правоотношении;
Международным арбитражным судом при Белоруской Торгово-промышленной палате, разрешающим экономические споры между юридическими лицами и гражданами -предпринимателями;
Морской арбитражной комиссией при МАС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ;
Республиканским трудовым арбитражем.
Деятельность третейских судов в пределах РБ для рассмотрения гражданско-правовых споров между гражданами, а также гражданами и юридическими лицами, регламентировано Приложением №3 к ГПК.
На основании ст. 1 указанного Приложения, иные споры, в том числе вытекающие из трудовых и семейных правоотношений, не могут быть предметом рассмотрения третейского суда.
Судьями третейскoгo суда не могут быть:
1) несoвершеннoлетние;
2) лица, сoстoящие под oпекoй или пoпечительствoм;
3) лица, лишенные по пригoвoру суда права занимать дoлжнoсти в органах суда и прокуратуры или заниматься адвoкатскoй деятельностью в течение срока, указаннoгo в пригoвoре;
4) лица, привлеченные к угoлoвнoй oтветственнoсти.
Передача спора на рассмотрение третейского суда на основании письменного соглашения сторон (третейской записи) и процедура третейского разбирательства не связана с правилами ГПК. Однако суд обязан выслушать стороны и вынести письменное решение, которое подписывается всеми судьями и объявляется сторонам в заседании суда с получением их росписи.
Решение третейского суда обязательно к исполнению сторонами. При неисполнении решения заинтересованная сторона обращается в суд общей юрисдикции с ходатайством о выдаче исполнительного листа для принудительного исполнения (ст.ст. 10, 14, 17 Приложения).
Международный арбитражный суд (МАС) при Белорусской торгово-промышленной палате создан в 1994г. и является постоянно действующим судом, правомочным рассматривать как внутренние так и международные экономические споры. Действует в соответствии с Законом от 9 июля 1999г. “О международном арбитражном (третейском) суде”, Регламентом этого суда от 6 июля 2000г., а также международными договорами.
В силу ст. 4 Закона и ст. 4 Регламента о деятельности МАС, указанный суд правомочен рассматривать споры:
Между любыми субъектами права в сфере осуществления внешнеторговых и международных экономических связей, если хотя бы один из субъектов находится за границей;
Между предприятиями с иностранными инвестициями, международными организациями и объединениями, созданными на территории РБ; споры между участниками упомянутых юридических лиц; споры этих юридических лиц с другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями РБ;
Между иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, расположенными за пределами РБ;
Иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение Международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством
Спор может быть принят к производству МАС только при наличии письменного соглашения сторон. При этом соглашение может быть в виде отдельного документа, либо представлять собой оговорку в гражданско - правовом договоре.
Процедура рассмотрения споров МАС определена Регламентом и не связана нормами Хозяйственного процессуального кодекса.
При рассмотрении спора стороны несут арбитражные расходы, состоящие из арбитражного сбора и издержек. Арбитражные расходы, понесенные выигравшей стороной присуждаются с проигравшей стороны.
По результатам рассмотрения спора МАС, как правило, выносит письменное решение, обязательное к исполнению сторонами.
Решение МАС может быть обжалаванно в Высший Хозяйственный Суд РБ (ст. 43 Закона). Высший Хозяйственный Суд не проверяет законность и обоснованность арбитражного решения и вправе его отменить только в случаях, предусмотренных Законом:
Если состав МАС или процедура рассмотрения спора не соответствовали соглашению;
Если рассмотрен спор, не предусмотренный соглашением;
Если решение содержит положения, по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения;
Если сторона надлежащим образом не уведомлена о назначении арбитра или разбирательстве дела, либо по уважительным причинам не могла представить свои объяснения;
Если одна из сторон при заключении арбитражного соглашения была частично или полностью недееспособна, или это соглашение недействительно по праву, по которому подлежит рассмотрению спор;
По другим основаниям, указанным в законе.
Решение МАС подлежит исполнению по правилам ХПК судебными исполнителями на основании судебного приказа, который выдается хозяйственным судом по месту нахождения должника. Решение, подлежащее исполнению за границей, реализуется в соответствии с международными договорами, Нью-йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., процессуальным законодательством иностранного государства.
Гражданский кодекс РБ не называет товарищеские суды как органы, защищающие права граждан. Вместе с тем, ст.ст. 164, 245, 461 ГПК указывают на товарищеский суд, как орган, который может вынести юридическое решение по спорам, отнесенным к его компетенции.
Однако заметим, что товарищеские суды могут создаваться гражданами в соответствии с Положением о товарищеских судах, утвержденным 29 марта 1977г. Президиумом Верховного совета БССР.
В соответствии с Положением к компетенции товарищеских судов относятся малозначительные правонарушения в сфере жилищных, семейных и трудовых правоотношений.
Инициатива о рассмотрении дела может исходить от администрации предприятия, гражданина либо самого суда.
По результатам рассмотрения дела суд в своем решении вправе:
Обязать публично извиниться;
Объявить товарищеское предупреждение;
Вынести общественное порицание;
Объявить общественный выговор с опубликованием или без опубликования в печати;
Предложить администрации перевести виновного работника в соответствии с ТК на нижеоплачиваемую работу или на низшую должность;
Предложить администрации уволить работника, либо лишить его премии, дополнительного отпуска за непрерывный стаж работы.
Решение суда обязательно к исполнению. При невыполнении его в установленный срок председатель товарищеского суда направляет дело в суд общей юрисдикции. Суд выдает исполнительный лист, либо отказывает в этом.
Предисловие к практикуму (семинарским занятиям)
Содержание практикума соответствует программе учебной дисциплины «Гражданский процесс».
Практикум состоит из 26 тем, в которых отражены основные вопросы изучаемого курса. В каждой из тем изложены методические указания, перечислены вопросы, подлежащие обсуждению, а также содержатся практические задачи.
Задачи разработаны на основе изучения практики рассмотрения и разрешения гражданских дел в судах общей юрисдикции, исполнения судебных и иных постановлений, а также правоприменительной практики судов, нотариата, прокуратуры, третейских судов.
В практикуме указываются наиважнейшие руководящие постановления Пленума Верховного Суда по гражданским делам, подлежащие изучению при подготовке к семинарам и занятиям, а также ряд ключевых действующих нормативных правовых актов.
Проведение семинаров предполагает теоретическую домашнюю подготовку студентов согласно плану занятий. На семинарах преподаватель организует обсуждение наиболее сложных аспектов изучаемого материала и проверяет степень усвоения материала каждым студентом. При этом, с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении, в качестве дополнительного материала отдельным студентам поручается подготовить к семинарам научные эссе, рефераты, либо презентацию по актуальным вопросам отправления правосудия по гражданским делам.
Решение задач на семинарах способствует выработке у обучающихся навыков правильного применения материальных и процессуальных норм права, законного и обоснованного рассмотрения юридических споров в судах общей юрисдикции.
Тема 1. Понятие, предмет и система гражданского
процессуального права.
Гражданское судопроизводство
Методические указания
В качестве исходной точки при изучении предмета «Гражданский процесс» является осмысление понятия гражданского процессуального права, его предмета и метода.
Четкое представление студентов об изучаемой отрасли права формирует благоприятные условия для эффективного освоения ими последующих тем.
Немаловажное значение имеет верное понимание и определения гражданского судопроизводства, которое не тождественно понятию отрасли гражданского процессуального права.
При проведении семинара следует особое внимание обратить на обсуждение вопросов: о предмете и методе гражданского процессуального права, о роли этой отрасли в системе национального права, о видах судопроизводства и стадиях процесса. Студенты не должны отождествлять виды судопроизводства с кассационным и надзорным производствами как стадиями процесса.