Организация - как объект управления

Японская модель менеджмента.

Основа японского менеджмента - стабильность. Работники получают гарантию того, что их не уволят и того, что они будут работать на данном производстве пожизненно. Руководители редко меняются. Информационное управление гарантирует систематическое использование информации и постоянное обеспечение ею. Управление качеством предусматривает необходимость фиксации точных данных. Гласность и ценности организации предусматривают формирование понимания корпоративных ценностей. Таким образом, создаются непривнесенные условия формирования мотивации для труда. Многие специалисты считают «японскую модель» менеджмента самой гармоничной из всех известных, а также наиболее универсальной и в некоторых случаях пригодной для применения в России.

Лекции 5 - 8. Управление организациями.

План:

1. Организация - как объект управления.

3. Внутренняя и внешняя среда в организации, основные элемеlПЫ.

4. Законы организации

5. Организационная культура организации.

6. Элементы культуры

7. Имидж организации

Организацией является институционализированная группа лиц (физических и юридических), взаимодействующих с помощью материальных, экономических, правовых и иных условий для достижения поставленных целей. В этом и состоит ее главная функция (задача), выполняя которую организация преобразует с помощью соответствующих технологий материальные, информационные, трудовые ресурсы в требуемые конечные результаты.

Таким образом, она прежде всего представляет собой социальный институт и может рассматриваться одновременно и как субъект, и как средство деятельности.

Под организацией понимается также процесс приведения в систему группы разрозненных элементов (людей, объектов и проч.), превращения их в единое целое. Термином «организация» характеризуется и состояние упорядоченности этих элементов, их взаимосвязь, взаимное расположение в рамках такого целого. Эти моменты изучаются «теорией организации».

Расширение рыночных отношений ведет к увеличению числа социальных орга¬низаций и усилению их роли в жизни общества. Большинство людей выступают прежде всего как их представители (владельцы, руководители, сотрудники).

Как социальная система организация является открытой, ибо ее выживание за¬висит от внешнего мира. Она описывается такими основными характеристиками, как внешняя и внутренняя среда, структура, цели, стратегии, технология, персонал, потенциал.

Структура организации, т. е. упорядоченная совокупность ее взаимосвязанных элементов, бывает технической, социальной, социотехнической, нормативно- правовой.

Основу технической структуры составляют материальные объекты и процессы (помещения и их планировка, оборудование, условия труда, потоки сырья, энергии и проч.). Поскольку ее элементы неизменны, такую структуру относят к категории жестких.

На производственном предприятии техническая структура во многом определяет профессионально-квалификационный состав персонала, характер и содержание трудовых операций, создает основу функциональных связей между людьми и в зна¬чительной мере влияет на их межличностные отношения.

Социальная структура организации, которую первым проанализировал Э. Мейо, образуется совокупностью участников и их связей в рамках совместной деятельности. Она включает формальные и неформальные группы, ценности, интересы, пол¬номочия, каналы их распределения и т. д. Все эти элементы организационной струк¬туры являются «мягкими».

Социальная структура организации обладает определенным потенциалом, который складывается из нескольких элементов:

1) потенциал общего руководства (характеризуется уровнем его знаний и понима¬ния ситуации, умением выявлять и решать проблемы, в том числе в критических условиях, готовностью к риску и проч.);

2) психологического потенциала (отражает состояние морально-психологического климата, стабильность отношений);

3) творческого потенциала (отражает способность коллектива реагировать на

изменения, предлагать альтернативы, стремление к поиску, предприимчивость,

использование прогрессивных методов работы).

Социотехническая структура - это система рабочих мест, объединяющая работ¬ников пространственно и в трудовой взаимосвязИ. Она интегрирует в себе жесткую

техническую и гибкую социальную структуры.

Нормативно-правовая структура - совокупность юридических норм, правил,

требований, стандартов, необходимых для осуществления функций организации. f

Как считает известный социолог А. Пригожин, организация как система априорно организация- система заданных отношений и официально установленная совокупность норм, правил и стандартов присуща всякому социальному институту независимо от его назначения и

отражает существующую при любых условиях необходимость упорядочения со-

вместной деятельности людей.

Таким образом, организация не есть чисто материальное или чисто духовное яв-

ление.

Цикл жизни организации охватывает пять основных фаз.

На первой происходит ее создание, например на основе решения общего собрания

учредителей, и осуществляются все связанные с этим мероприятия.

На второй фазе организация стремительно растет в той сфере, в которой она из-

начально возникла.

На третьей происходят дифференциация, поиск новых, а также качественное

развитие и совершенствование существующих форм и направлений ее деятельности.

На четвертой фазе у организации наступает состояние зрелости, консолидации.

Она прочно стоит на ногах и часто больше не стремится ни к расширению, ни к по-4 иску нового, что на деле означает начало конца.

Последний наступает на пятой, заключительной, фазе ее жизни. Здесь организация постепенно ослабевает, свертывает свою деятельность и наконец прекращает существование.

Концепция жизненного цикла организации утверждает, что при сохранении

одних и тех же методов руководства срок ее существования ограничен 30-40 годами и имеет тенденцию к сокращению. Такая ограниченность обусловлена тем, что постепенно организационные структуры, система управления и тип мышления персонала приходят в противоречие с изменившейся ситуацией.

Главным признаком организации, как и коллектива, лежащего в ее основе, счи¬тается наличие цели. Последняя придает смысл ее существованию, определенность и конкретную направленность действиям персонала.

Цель объединяет и сплачивает участников, поскольку ее реализация обеспе-

чивает решение ими собственных задач (иначе люди не согласятся терять свободу и подчиняться требованиям, которые, быть может, внутренне и не принимают).

В то же время достижение целей организации возможно только при наличии не¬которой «критической массы» участников, объединении их сил и способностей.

Нужно иметь ввиду, что роль целей для различных организаций неодинакова. В одном случае они официально задаются, а поэтому их достижение специально стимулируется. В другом случае цель выступает лишь в качестве общего смысла их существования, не ориентируя людей ни на какие специальные действия.

В качестве примера можно взять, скажем, населенный пункт. Совместное проживание людей облегчает их повседневное жизнеобеспечение (водой, теплом, продуктами питания), делает возможным постоянное общение, при необходимости - взаимопомощь.

Другим признаком организации является обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения. Эти границы могут быть материальными в виде стен и заборов или идеальными (запреты, нормы, права, предписания и проч.).

Примером обособленности может быть замкнутость кругооборота средств предпринимательской фирмы, которая сможет нормально функционировать только тогда, когда все затраты на производство полностью вернутся в результате продажи продукции.

Третий признак организации - системность, наличие связей между ее отдельны¬ми элементами, с помощью которых те взаимодействуют и влияют друг на друга. Связи могут быть экономическими, технологическими, административными, со¬циальными, информационными и т. д.

Четвертым признаком организации можно считать саморегулирование, позво¬ляющее ей в определенных рамках самостоятельно решать многие вопросы внут¬ренней жизни и с учетом конкретных обстоятельств выполнять внешние команды.

Саморегулирование осуществляется внутриорганизационным центром, координи¬рующим деятельность людей, осуществление тех или иных процессов, обеспечивающим их интеграцию, а в конечном итоге целостность организации (таких центров может быть несколько, но один из них всегда должен выполнять функции главного).

Наконец, в качестве еще одного признака организации следует назвать наличие специфической культуры, считающейся сегодня фактором конкурентоспособности первого порядка. Культура (в том числе и управления) представляет собой сплав ценностей, традиций, верований, норм, поведения и проч., которые во многом оп¬ределяют отношения в коллективе и направленность поведения людей.

Характерной чертой современной организации является ее устойчивость, т. е. способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних помех и вопреки им, либо возвращаться в прежнее, либо пере ходить в качественно более высокое состояние.

Устойчивость относится К структуре организации и к ее функциям. Структурная устойчивость первична, ибо позволяет ей восстанавливать свои функции при их нарушениях.

Устойчивость структуры достигается за счет: ее простоты; избыточности ресур¬сов; стабильности состава элементов и связей между ними (однако это усиливает организационную инерцию, консерватизм и требует высоких затрат на их преодо¬ление); предприимчивости, самостоятельности участников (что составляет основу механизма саморегуляции), их постоянной готовности к изменениям.

Еще одной особенностью современных организаций является их сложность. Она обусловлена их масштабами, количеством и автономностью элементов, разно¬образием функций и свойств организаций, связей между ними.

Крупные фирмы включают в себя множество самостоятельных подразделений, разбросанных по всем уголкам Земли, имеют десятки тысяч партнеров, на них заняты сотни тысяч работников, а объемы производства сопоставимы с величиной

национального продукта целых государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: