Лекция 4. Однако политическая власть ни в коем случае не тождественна государственной власти, которая представляет собой пусть самую мощную

4.

Однако политическая власть ни в коем случае не тождественна государственной власти, которая представляет собой пусть самую мощную, но тем не менее лишь одну из ее форм. Дело в том, что не все действия государства и не все принимаемые на государственном уровне решения могут иметь политический характер. Существуют и другие формы политической власти, например, партийная власть, фиксирующая доминирование партийного аппарата и лидеров над членами партии, и т.д.

Интерпретация в разработке программ – процесс непосредственного покомандного выполнения программы без предварительной компиляции, «на лету». В большинстве случаев интерпретируемая программа работает намного медленнее, чем скомпилированная программа, но не требует затрат на компиляцию, что в случае небольших программ может повышать общую производительность. Интерпретация связана с получением переменными значений в процессе работы программы.

Исполняемый файл – это файл, который может быть обработан или выполнен компьютером без предварительной трансляции. Обычно исполняемый файл получается в результате компиляции и компоновки объектных модулей и содержит машинные команды и/или команды операционной системы.

Компоновщик – модуль системы программирования или самостоятельная программа, которая собирает результирующую программу из объектных модулей и стандартных библиотечных модулей. Этот процесс называется компоновкой, его результатом и будет исполняемый файл. С процедурой интерпретации компоновка не связана.

Компиляция в программировании – преобразование программы, представленной на одном из языков программирования, в коды на машинно-ориентированном языке, которые принимаются и исполняются непосредственно процессором. Результатом компиляции является объектный файл с необходимыми внешними ссылками для компоновщика. Программа уже переведена в машинные инструкции, однако еще не полностью готова к выполнению.

Объектно-ориентированное программирование. Программа на объектно-ориентированном языке, решая некоторую задачу, по сути, описывает часть мира, относящуюся к этой задаче. Описание действительности в форме системы взаимодействующих объектов естественнее, чем в форме взаимодействующих процедур.

Процедурное программирование. Каждый оператор такого языка является указанием компьютеру совершить некоторое действие, например, принять данные от пользователя, провести с ними определенные действия и вывести результат этих действий на экран. Программы написанные на процедурных языках представляют собой последовательность инструкций.

Для небольших программ не требуется дополнительной внутренней организации. Программист создает перечень инструкций, а компьютер выполняет действия, соответствующие этим инструкциям.

Структурное программирование. Основой структурного программирования является деление программы на функции и модули. Когда размер программы велик, список команд становится слишком громоздким. Мало кто из программистов способен удерживать в голове большое число строк кода. Функция является средством, облегчающим восприятие при чтении текста программы (термин функция употребляется в языках С и С++, в других языках программирования это же понятие называют подпрограммой или процедурой). Программа, построенная на основе процедурного метода, разделана на функции, каждая из которых в идеальном случае выполняет некоторую законченную последовательность действий и имеет явно выраженные связи с другими функциями программы. Также можно объединить несколько функций в модуль.

Главной проблемой структурного программирования является невозможность его сопоставления картинам реального мира. В реальном мире нам приходится иметь дело с объектами, такими как люди, машины. Эти объекты нельзя отнести ни к данным, ни к функциям, поскольку реальные вещи представляют собой совокупность свойств и поведения.

ООП позволяет разложить проблему на связанные между собой задачи. Каждая проблема становится самостоятельным объектом, содержащим свои собственные коды и данные, которые относятся к этому объекту. В этом случае исходная задача в целом упрощается, и программист получает возможность оперировать с гораздо большими по объему программами.

Основополагающей идеей ООП является объединение данных и действий, производимых над ними, в единое целое, которое называется объектом. Функции объекта, называемые в С++ методами или функциями-членами, обычно предназначены для доступа к данным объекта. Если необходимо считать какие-либо данные объекта, нужно вызвать соответствующий метод, который выполнит считывание и возвратит требуемое значение. Прямой доступ к данным не возможен. Данные сокрыты от внешнего воздействия, что защищает их от случайного изменения. Говорят, что данные инкапсулированы. Термины сокрытие и инкапсуляция являются ключевыми в описании объектно-ориентированных языков.

Типичная программа на С++ состоит из совокупности объектов, взаимодействующих между собой посредством вызова методов друг друга.

Тема 3. Трансляция, компиляция и интерпретация

Транслятор – это программа или техническое средство, выполняющее преобразование программы, представленной на одном из языков программирования, в программу на другом языке, в определенном смысле равносильную первой.

Компилятор – это программа, предназначенная для трансляции исходного текста программы с высокоуровневого языка в объектный код. Входной информацией для компилятора является описание алгоритма или программа на языке программирования. На выходе компилятора – эквивалентное описание алгоритма на машинно-ориентированном языке (объектный код).

Компоновка – это один из этапов создания исполняемого файла. Компилировать – проводить трансляцию машинной программы с проблемно-ориентированного языка на машинно-ориентированный язык (создание объектного кода) для ее исполнения. Результатом компиляции является объектный файл с необходимыми внешними ссылками для компоновщика. Программа уже переведена в машинные инструкции, однако еще не полностью готова к выполнению. В объектном файле имеются ссылки на различные системные функции. Даже если в программе явно не упомянута ни одна функция, необходим, по крайней мере, один вызов системной функции – завершение программы и освобождение всех принадлежащих ей ресурсов.

При работе с программами существуют этапы: компиляции, компоновки, интерпретации, исполнения программы.

Создание исполняемого файла из исходного текста программы предполагает выполнение этапов а и б (компиляции и компоновки).

Интерпретатор анализирует и тут же выполняет программу покомандно, по мере поступления ее исходного кода на вход интерпретатора. Алгоритм работы простого интерпретатора:

1) прочитать инструкцию;

2) проанализировать инструкцию и определить соответствующие действия;

3) выполнить соответствующие действия;

4) если не достигнуто условие завершения программы, прочитать следующую инструкцию и перейти к пункту 2.

Утверждение «Языковый процессор, который построчно анализирует исходную программу и одновременно выполняет предписанные действия, а не формирует на машинном языке скомпилированную программу, которая выполняется впоследствии» справедливо для интерпретатора. Режим интерпретации можно использовать при отладке программ на языке высокого уровня.

Политическая власть обладает также свойством полиресурсности, которое свидетельствует о том, что политические структуры, и прежде всего государство, обладают доступом практически ко всем ресурсам, имеющимся в распоряжении общества. Так, государство может использовать не только экономическое стимулирование, например, с целью создания нетипичных для традиционного общества рыночных отношении, но и силу принуждения, информационного давления и иные способы поддержки собственных решений.

4. Одним из основных специфических свойств политической власти является легитимность. Она представляет собой форму поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления (конкретной формы) правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами и институтами.

Этимологически слово «легитимность» ведет свое начало от латинского legalis – законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами. Поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой хотя бы части населения, легитимность, характеризующая опору и поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления, т.е. о признании его правомочности всем населением в целом. В одних политических системах власть может быть легальной и нелегитимной, как, например, при правлении метрополий в колониальных государствах, в других – легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в третьих – и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах.

В настоящее время в политической науке принято более конкретно подходить к понятию легитимности, фиксируя значительно более широкий круг ее источников и форм. Так, в качестве основных источников легитимности, как правило, рассматриваются три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры.

Легитимность, которая означает поддержку власти со стороны широких слоев населения, является самой заветной целью всех политических режимов. Именно она в первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти Положительное отношение населения к политике властей и признание им правомочности правящей элиты формируются по любым проблемам, оказывающимся в фокусе общественного мнения. Одобрение и поддержка населением властей связаны с разнообразными политическими и гражданскими традициями, механизмами распространения идеологий, процессами формирования авторитета разделяемых «верхами» и «низами» ценностей, определенной организацией государства и общества. Это заставляет относиться к легитимности как к политико-культурной характеристике властных отношений.

Население, как уже отмечалось, может поддерживать правителей и тогда, когда они плохо управляют государством. В силу этого такая легитимность может формироваться даже в условиях снижения эффективности правления. Поэтому при такой форме легитимности во главу угла ставится не зависящая от формально-правовых установлений реальная расположенность граждан к существующему режиму.

В то же время легитимность может инициироваться и формироваться не населением, а самим государством (правительством) и политическими структурами (партиями), побуждающими массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима. Такая легитимность базируется уже на праве граждан выполнять свои обязанности по поддержанию определенного порядка и отношений с государством. Она непосредственно зависит от способности властей, элитарных структур создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости и оптимальности сложившихся политических институтов и проводимой ими линии поведения.

Легитимность может формироваться и внешними политическими центрами – дружественными государствами, международными организациями. Такая разновидность политической поддержки часто используется при выборах руководителей государства, в условиях международных конфликтов.

Категория легитимности применима и для характеристики самих политиков, различных институтов, норм и отдельных органов государства.

Иными словами, и внутри государства различные политические субъекты могут обладать разным характером и иметь разный уровень поддержки общественным или международным мнением.

Многообразие возможностей различных политических субъектов поддерживать систему правления предполагает столь же разнообразные типы легитимности. В политической науке наиболее популярна классификация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы:

традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект ее справедливости и законности, что придает власти высокую стабильность и устойчивость;

рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах. Люди здесь подчиняются не столько олицетворяющим власть личностям, сколько правилам, законам, процедурам, а, следовательно, и сформированным на их основе политическим структурам и институтам. При этом содержание правил и институтов может динамично меняться в зависимости от изменения взаимных интересов и условий жизни;

– харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

Наряду с уже известными нам типами легитимности предлагается говорить о таких ее видах, как: «согласие под угрозой насилия», когда люди поддерживают власть, опасаясь угроз с ее стороны вплоть до угрозы их безопасности; легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления; прагматическая (инструментальная) поддержка, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех или иных социальных благ; нормативная поддержка, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых населением и властью.

Некоторые ученые выделяют также идеологический тип легитимности, провоцирующий поддержку властей со стороны общественного мнения в результате активных агитационно-пропагандистских мероприятий, осуществляемых правящими кругами. Выделяют и патриотический тип легитимности, при котором высшим критерием поддержки властей признается гордость человека за свою страну, за проводимую ею внутреннюю и внешнюю политику.

Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти (и ее институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций.

В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос: есть ли абсолютные показатели кризиса легитимности или это сугубо ситуативная характеристика политических процессов? Так, ученые, связывающие кризис легитимности режима с дестабилизацией политической власти и правления, называют в качестве таких критериев следующие факторы:

Ø невозможность органов власти осуществлять свои функции или присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия (ф. Били);

Ø наличие военных конфликтов и гражданских войн (Д. Яворски);

Ø невозможность правительства адаптироваться к изменяющимся условиям (Э. Циммерман);

Ø разрушение конституционного порядка (С. Хантингтон);

Ø отсутствие серьезных структурных изменений или снижение эффективности выполнения правительством своих главных задач – составления бюджета и распределения политических функций среди элиты. Американский ученый Д. Сиринг считает: чем выше уровень политического участия в стране, тем сильнее поддержка политических структур и лидеров обществом; указывает он и на поддержание социально-экономического статус-кво. Широко распространены и расчеты социально-экономических показателей, достижение которых свидетельствует о выходе системы власти за рамки ее критических значений.

Сторонники ситуативного рассмотрения причин кризисов легитимности чаще всего связывают их с характеристикой социокультурных черт населения, ролью стереотипов и традиций, действующих как среди элиты, так и среди населения, попытками установления количественной границы легитимной поддержки (оперируя при этом цифрами в 20–25% электората).

Обобщая наиболее значимые подходы, можно сказать, что в качестве основных источников кризиса легитимности правящего режима, как такового, можно назвать уровень политического протеста населения, направленного на свержение режима, а также свидетельствующие о недоверии режиму результаты выборов, референдумов, плебисцитов. Эти показатели свидетельствуют о «нижней» границе легитимности, за которой следует распад действующего режима и даже полной смены конституционного порядка. К факторам, определяющим ее «верхнюю» границу, т.е. текущее, динамичное изменение симпатий и антипатий к властям, можно отнести: функциональную перегруженность государства и ограниченность ресурсов властей, резкое усиление деятельности оппозиционных сил, постоянное нарушение режимом установленных правил политической игры, неумение властей объяснить населению суть проводимой им политики, широкое распространение таких социальных болезней, как рост преступности, падение уровня жизни и т.д.

В целом же урегулирование кризисов легитимности должно строиться с учетом конкретных причин снижения поддержки политического режима в целом или его конкретного института, а также типа и источника поддержки. В качестве основных путей и средств выхода из кризисных ситуаций для государства, где ценится мнение общественности, можно назвать следующие:

—поддержание постоянных контактов с населением;

—проведение разъяснительной работы относительно своих целей;

—усиление роли правовых методов достижения целей и постоянного обновления законодательства;

—уравновешенность ветвей власти;

—соблюдение правил политической игры без ущемления интересов участвующих в ней сил;

—организация контроля со стороны организованной общественности за различными уровнями государственной власти;

—укрепление демократических ценностей в обществе;

—преодоление правового нигилизма населения и т.д.

Постсоветская Россия сделала ставку на доминирующую на планете рыночную модель развития. Этот исторический поворот вновь вынес на повестку дня вопрос об адекватной отечественным реальностям общей экономической теории. Российское общественное сознание оказалось «зацикленным» на «мэйнстримной» неоклассической парадигме; она стала и идейной основой государственной экономической политики, предопределив главное содержательное наполнение вузовских учебных курсов. При этом были проигнорированы реальности ведущих национальных экономик, являющихся экономиками смешанными, не говоря уже о приоритетных установках соответствующих правительств на защиту национальных интересов, которые можно защитить средствами государственной экономической политики.

Рассмотрим пример Китая. Еще в 80-е годы прошлого века, когда мало кто предвидел в обозримой перспективе распад СССР руководство КНР стало активно включать рыночные рычаги в механизм экономического развития, не отказываясь ни от целевых долгосрочных макропрограмм, ни от политического системы, интегрируемой КПК. В результате в настоящее время сложилась смешанная экономика «с китайской спецификой» - с опорой на государственную собственность и одновременным активным стимулированием частного предпринимательства (развитые же страны переходили к смешанной экономике на базе эволюции частной собственности, с помощью изменений «правил игры» в соответствии с требованиями времени).

Сложившаяся смешанная экономика ориентирует китайских теоретиков и все звенья властной вертикали на поиск форм соединения марксистских и «экономиксовских» подходов. Соответственно, хотя в вузах Китая главенствующей экономической дисциплиной остается марксистская политическая экономия, студенты не менее обстоятельно изучают микро- и макроанализ, экономическое моделирование и другие курсы, связанные с маржинализмом, сотни тысяч молодых китайских граждан получают образование в США и странах ЕС, в высшей школе которых сделан упор на «экономикс».

Новейшая история КНР показывает, что реальный экономический процесс в конечном счете предопределил сочетание как в развиваемой экономической теории, так и в преподаваемой в высшей школе так теории трудовой стоимости, так и теории предельной полезности, как марксистской политэкономии, так и «экономикс». Китайская мудрость «Неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей», воплотилась в отборе и использовании элементов разных составляющих всего мирового научно-экономического наследия, творческой адаптации к специфике страны и к главным мирохозяйственным тенденциям.

Китайский опыт свидетельствует о несостоятельности контрастных, «черно-белых» подходов к оценке экономико-теоретических направлений и школ.

Современные смешанные экономические системы становятся настолько сложными и многообразными, что без гибкого сочетания различных методолого-теоретических приемов трудно найти эффективные решения практических управленческих проблем.

Можно сказать, что реальная смешанная экономика становится основой

«смешанной теории». В китайском варианте основу последней составляет марксистская политэкономия, обеспечивающая системно-пространственное и системно-временное видение экономики, тогда как другие экономико-теоретические направления служат решению локально-функциональных задач – задач оптимизации рыночного механизма и поведения «экономического человека».

Рубеж ХХ- ХХ1 столетий отмечен резким усилением политэкономических аспектов исследования проблем развития национальных хозяйств и мирового хозяйства.

Поиски российской модели развития рыночной экономики, гарантирующей конкурентоспособность отечественного производства и защиту интересов страны в условиях глобализации, продолжаются. Ученые, предприниматели и государственные деятели спорят сегодня о национальных интересах России и методах их реализации.

Среди печальных результатов постсоветского реформирования выделяются деградация количественно-качественных параметров человеческого потенциала, дезинтеграция единого экономического пространства страны и ущербность рыночной инфраструктуры национальной экономики. Ясно, что прогресс по всем трем направлениям невозможен без активного воздействия государства.

Российская (постсоветская) рыночная модель в отличие от современных западных моделей сформировалась под решающим влиянием неоклассического постулата «чем меньше государства, тем лучше», а также противодействия самой постановке вопроса о национальных интересах со стороны коррумпированных чиновников и крупного бизнеса.

Один из главных уроков всемирной истории экономического развития состоит в том, что сами по себе рыночные принципы хозяйствования вовсе не гарантируют хозяйственный прогресс и социальную стабильность. Хотя подавляющее большинство из более чем 200 стран современного мира имеют рыночную экономику, лишь 30 из них, согласно классификации МВФ относятся к развитым.

Как ликвидировать нынешнее отставание от них России и обеспечить мирохозяйственную конкурентоспособность отечественных товаров и услуг? Политическим решением по этому поводу является перевод нашей экономики на инновационный путь развития. Соответствующую стратегию можно считать обоснованной политэкономически. Государство должно превратить инновационное поведение в выгодное и бизнесу, и обществу, и каждому его члену. В этом смысле успешная реализация инновационной стратегии социально-экономического развития России означала бы реализацию её главного национального интереса.

Стилистические фигуры (фигуры речи)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: