Бизнес-план представляет собой достаточно сложный документ, включающий в себя описание компании, ее потенциала, оценку внутренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о развитии фирмы. Хотя внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, состав их разделов остается практически неизменным, а именно: краткое содержание, характеристика отрасли, описание создаваемой компании и производимых ею продуктов и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков и страхование.
В табл. 4 содержится информация, которую необходимо получить для разработки различных разделов бизнес-плана.
Таблица 4 Информация, необходимая для разработки бизнес-плана
Раздел бизнес-плана
| Внешняя информация
| Внутренняя информация
|
Анализ рынка
| Информация о емкости рынка, сегментации рынка; экономических, научно-технических, демографических, экологических факторах; законодательстве.
| |
Производственный план
| Информация о возможных поставщиках сырья, оборудования, материалов, комплектующих изделий; о технологиях, лицензиях, необходимых для производства.
|
|
Финансовый план и стратегия финансирования
| Статистические данные. Финансовая информация. Прогнозы дальнейшего развития. Ставки кредитов. Цены на электроэнергию, воду, сырье, труд. Налоговое законодательство. Курсы валют.
| Исходный баланс. Прямые и косвенные издержки на производство. Показатели сбыта. Показатели производственной деятельности. Стоимость основных фондов. Оборотные средства. Текущая финансовая информация.
|
План маркетинга: Изучение конкурентов Исследование цен Исследование товародвижения и продаж
| Информация о возможных конкурентах, их слабых и сильных сторонах, их доле рынка, маркетинговых средствах. Информация о ценах на аналогичную продукцию, о поведении и реакции потребителей относительно цены товара. Информация о возможных посредниках, продавцах, транспортных фирмах.
| Затраты на разработку, производство.
|
Оценка и страхование риска
| Состояние банковских структур, их репутация. Информация об оценке надежности всех, с кем предприятие предполагает иметь деловые отношения. Курсы валют. Политическая и экономическая ситуация в стране. Криминогенная обстановка в стране и тенденции ее изменения. Возможные страховые компании, их репутация.
|
|
Правовое обеспечение деятельности фирмы
| Правовая система в части: — налоговой системы; — законов, предохраняющих от загрязнения окружающую среду; — патентной защиты; — правил, определяющих порядок регистрации торговой марки и проведения рекламной кампании; — основных прав потребителей и системы их защиты. Информация о лицензиях, необходимых для производства.
|
|