Роль планирования и оперативного управления в деятельности предприятия

Планирование — важнейший элемент менеджмента. Основная концептуальная цель деятельности предприятия — достигать максимальной прибыли, производя то, на что есть спрос. Для того чтобы достичь этой цели, следует разработать стратегию развития предприятия. Разработанная стратегия должна отвечать на вопрос, как в максимальной степени использовать имеющиеся возможности предприятия в конкретных условиях той внешней среды, в которой предполагает действовать это предприятие:
Возможности предприятия — это его ресурсы. К основным из них относят следующие (рис. 5):
- финансовые ресурсы;
- технико-технологические ресурсы;
- кадровые ресурсы;
- правовые ресурсы;
- интеллектуальные ресурсы;
- информационные ресурсы;
- ресурсы по обеспечению безопасности.
Глубокое знание и объективная оценка возможностей предприятия, фирмы — важный элемент при разработке стратегии развития. Информацией о своих ресурсах обычно располагает сама фирма. Это внутренняя информация. Однако для оценки имеющихся собственных ресурсов: технико-технологической базы, стоимости недвижимости и других составляющих корпоративных ресурсов — часто привлекаются и внешние эксперты. Аудиторская проверка по существу является оценкой финансового состояния предприятия, фирмы.
Рис. 5. Информация, необходимая для стратегического планирования и оперативного управления предприятием

Основой при разработке стратегии развития предприятия является объективный анализ внешней среды.

Основными составляющими внешней среды являются следующие (рис. 5):

 
 

- общее состояние мировой экономики;
- общее состояние российской экономики;
- состояние отраслевых рынков;
- состояние рынков отдельных видов продукции и услуг.
Первые три составляющие необходимы при выработке стратегии, для того чтобы определить, какие элементы мирового, отечественного и отраслевых рынков оказывают существенное влияние на ведение
бизнеса данной конкретной фирмы. При этом особое внимание уделяется изучению спроса, предложения и условий работы на выбранном рынке (рис. 6).
Рис. 6. Структура и содержание исследований по обеспечению стратегического планирования

Изучение и анализ этих элементов внешней среды проводится как маркетинговое исследование либо соответствующими аналитическими структурами фирмы, либо специализирующимися на таких исследованиях консалтинговыми агентствами. Документальным отображением предлагаемой или выбранной стратегии развития деятельности предприятия является бизнес-план, или технико-экономическое обоснование. Бизнес-план выполняет ряд важнейших для фирмы, предприятия функций:
- является обоснованием для руководства фирмы, предприятия правильности выбранной стратегии. Принятая руководством стратегия, а следовательно и утвержденный бизнес-план, позволяет фирме осуществлять краткосрочное, тактическое планирование, т.е. реализовывать конкретные задачи, направленные на выполнение общего замысла стратегии развития предприятия;
- является одним из основных документов, на основании которых банки рассматривают возможность выдачи кредита фирме;
- позволяет фирме, предприятию привлечь потенциальных партнеров, которые могут внести свой вклад в реализацию стратегии фирмы, предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: