Традиционные методы обработки информации

Понятие и классификация факторов влияющих на показатели хозяйственной деятельности

СХЕМА 1

Классификация методов и приемов экономического анализа

Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему либо». В современном понимании метод – это способ достижения цели, упорядоченная определенным образом деятельность. Человеческая деятельность может иметь теоретическую или практическую направленность, поэтому понятие метода в равной степени относится и к теории, и к практике.

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Среди общих методов познания наиболее распространенными являются индукция и дедукция, их природа сугубо диалектична; они неразрывно связаны между собой. Индукция, не опирающаяся на общую теорию, может лишь упорядочить факты, но не открыть законы, внутренне присущие познанию. Дедукция сама по себе, без индукции имела бы схоластический характере. Но она становится мощным средством познания, если обосновывается фактами. Диалектическая взаимосвязь индукции и дедукции в процессе познания означает обобщение опыта, фактов должно основываться на наиболее общих положениях, общих законах. Использование диалектического метода в экономическом анализе означает, что каждый процесс, явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой. Из этого вытекает необходимость системного подхода к изучению объектов анализа, что является еще одной его характерной чертой. Главные особенности системного подхода – это динамичность, взаимодействие, взаимозависимость и взаимосвязь элементов системы, комплексность, целостность, соподчиненность, выделение ведущего звена. Системный подход предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы (собственно анализ), их систематизацию и синтез.

Метод экономического анализа проявляется через ряд конкретных методик аналитического исследования. Методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, подчиненных достижению цели анализа.

В целом методы научного познания подразделяются на общенаучные и конкретно-научные. К общенаучным относятся методы, свойственные всем наукам: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, формализация абстрагирование и т.п. Применение этих методов к конкретной науке или исследованию зависят от специфических особенностей изучаемого предмета, общего уровня развития познания о нем, имеющихся в распоряжении технических средств. Конкретно-научные методы свойственны отдельным наукам и не используются в рамках всех остальных.

Таким образом, метод экономического анализа – это системное комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей различных источников информации с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

Существуют различные классификации методов и приемов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В основе различных классификаций лежат разные признаки. Одним из наиболее информативных является деление приемов и методов по степени их формализуемости, то есть в зависимости от описания метода с помощью математических процедур. Неформализованные методы основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих математических зависимостях. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика. К формализованным относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие математические зависимости. Классификация методов и приемов анализа приведена на схеме 1.


Слово «фактор» в переводе с латинского означает «делающий, производящий». В экономическом анализе под фактором понимают условия, необходимые для проведения данного хозяйственного процесса, а также причину, движущую силу этого процесса, определяющую его характер или одну из основных черт. На результаты хозяйственной деятельности оказывает влияние множество факторов, находящихся во взаимной связи, зависимости и обусловленности. Например, на величину товарной продукции непосредственное влияние оказывает количество и структура произведенной продукции, отпускные цены – это факторы первого порядка, другие факторы (производительность труда, фондоотдача и т.п.) воздействуют на этот показатель косвенно и являются факторами второго, третьего и т.д. порядка.

Один и тот же показатель в различных факторных моделях может выступать как результат и факторный показатель. Например, в первой модели, товарная продукция является результативным, а во второй факторным показателем.

первая модель: ТП = К*Ц

вторая модель: К = ТП / Ц

ТП - товарная продукция (в стоимостных ед.изм)

К –количество произведенной продукции (в натуральных ед. изм.)

Ц – цена за 1 единицу (в стоимостных ед. изм)

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Различают следующие типы факторного анализа:

- детерминированный (функциональный) и стохастический (корреляционный)

- прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный)

- одноступенчатый и многоступенчатый

- статический и динамический

- ретроспективный и перспективный

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер. Например:

У=f(x)

Стохастический факторный анализ изучает взаимосвязь между факторным и результативным показателем, находящимися в вероятностной (не полной функциональной зависимости). Например:

У=f(x)+e

При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом – от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логической индукции – от частных, отдельных факторов к обобщающим.

Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Одноступенчатый факторный анализ используется для исследования факторов одного уровня, например, у=а*в, а многоступенчатый факторный анализ исследует факторы не только первого порядка, но и последующих уровней.

Как было отмечено выше исследование экономических явлений может проводится в статике и динамике, соответственно применив различные способы факторного анализа. Изучение результатов финансово-хозяйственной деятельности за прошедшие периоды времени, осуществляется с помощью ретроспективных способов факторного анализа, а составить прогноз поведения показателей в будущем времени позволяет перспективный факторный анализ.

Одной из задач факторного анализа является моделирование взаимосвязей между результативными показателями и факторами, которые определяют их величину. Моделирование– это один из важнейших методов научного познания, с помощью которого создается модель (условный образ) объекта исследования. Сущность моделирования заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторным выражается в форме конкретного математического уравнения.

В детерминированном факторном анализе используются следующие типы моделей:

1. Аддитивные

Они используются в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.

2. Мультипликативные

Этот тип моделей применяется тогда, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов.

3. Кратные

Кратные модели используются в показателях получаемых делением одного фактора на другой.

4. Смешанные модели – это сочетание в различных комбинациях предшествующих моделей:

и др.

Исследуемые в анализе факторы могут быть классифицированы по разным признакам, что позволяет точнее оценить место и роль каждого фактора в формировании величины результативных показателей. (таблица 1.).

Таблица 1.

Классификация факторов в анализе хозяйственной деятельности

Классификационный признак Группы факторов
По своей природе Природно-климатические
Социально-экономические
Производственно-экономические
По степени воздействия на результаты Основные
Второстепенные
По отношению к объекту исследования Внутренние
Внешние
По зависимости от коллектива Объективные
Субъективные
По степени распространенности Общие
Специфические
По времени действия Постоянные
Переменные
По характеру действия Экстенсивные
Интенсивные
По свойствам отражаемых явлений Количественные
Качественные
По своему составу Простые
Сложные
По уровню соподчиненности (иерархии) Первого порядка
Второго и т.д. порядка
По возможности измерения влияния Измеряемые
Неизмеряемые

3. Неформализованные (логические) методы и приемы анализа

3.1. Разработка и использование системы аналитических показателей

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия очень часто по своей форме является анализом показателей, т.е. характеристик хозяйственной деятельности экономической единицы. Термин "система показателей" широко распространен в экономических исследованиях. Аналитик в соответствии с определенными критериями отбирает показатели, формирует из них систему, проводит ее анализ. Комплексность анализа требует использования в работе целых систем, а не отдельных показателей.

Построение развернутой системы показателей, характеризующих какой-либо процесс или явление, основывается на четком понимании двух моментов: что такое система и каким основным требованиям она должна удовлетворять. Определение понятия "система показателей" дается в научной и учебной литературе. Под системой показателей, характеризующей определенный экономический субъект или явление, понимается совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного субъекта или явления. При построении систем показателей необходимо руководствоваться еще рядом принципов.

Принцип древовидной структуры тесно связан с принципом взаимосвязи показателей. Он предполагает наличие в системе частных и обобщенных показателей различной степени интеграции, причем частные и обобщенные показатели должны быть связаны как логически, так и формальными соотношениями. Иными словами, совокупность частных показателей путем некоторых простых математических операций должна сводиться (интегрироваться) в один или несколько обобщающих показателей. Этот принцип имеет особое значение, когда строится система, включающая достаточно большой набор частных показателей. Возможность их интеграции позволяет давать комплексную, обобщенную характеристику изучаемого явления.

Принцип обозримости предполагает наличие некоторого набора показателей, оптимального для данного предприятия. В результате качественного анализа необходимо построить такую систему, которая охватывала бы все существенные стороны изучаемого явления. При этом показатели системы должны взаимно дополнять, а не дублировать друг друга, быть существенными и незначительно коррелирующими между собой. Последнее означает, что система показателей должна отвечать также и принципу допустимой мультиколлинеарности.

Наконец, система показателей должна обеспечивать адекватность аналитической информации существующему положению дел на предприятии, что достигается использованием в анализе данных бухгалтерского учета и отчетности. Этого можно достичь преимущественным включением в систему показателей, используемых в традиционном анализе.

Показатели системы должны носить неформальный характер. Это означает, что система должна обладать максимальной степенью аналитичности, обеспечивать возможность оценки текущего состояния предприятия и перспектив его развития, а также быть пригодной для принятия управленческих решений. Показатели системы должны быть однозначно исчисляемы.

Любой анализ экономических явлений и процессов не возможен без использования абсолютных показателей (они показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, стоимости и т.д.), они являются базой для расчета относительных и средних величин. Основное назначение систем показателей - анализ, возможность сопоставления. Поэтому в таких системах наряду с абсолютными величинами используется, как правило, достаточно большое количество относительных и удельных величин, наиболее пригодных для сопоставлений. Необходимо также отметить, что разработка системы показателей для целей конкретного анализа всегда носит творческий характер.

3.2. Сравнение в анализе финансово-хозяйственной деятельности

Сравнение – наиболее ранний и самый распространенный способ анализа. Его сущность заключается в том, что в процессе познания изучаемое явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития. С помощью этого метода решаются следующие основные задачи:

- выявление причинно-следственных связей между явлениями;

- проведение доказательств или опровержений;

- классификация и систематизация явлений.

Горизонтальный анализ направлен на определение абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемого объекта от базового значения. Соотношение абсолютного и относительного отклонения элемента совокупности и соответствующего отклонения показателя, характеризующего совокупность, позволяет определить влияние каждого элемента на изменение совокупности в целом.

Соотношение индексов динамики отдельной части совокупности и совокупности в целом характеризует происходящие структурные сдвиги. Если индекс динамики отдельной части совокупности превышает индекс динамики общего итога, то доля этой части увеличивается, и наоборот.

Вертикальный анализ направлен на изучение структуры совокупности и представляет собой изучение изменений долей или удельных весов каждой единицы совокупности. Проводится путем определения в абсолютном отклонении показателя, характеризующего совокупность, отклонений, происходящих под влиянием тенденций развития, и отклонений под влиянием структурных сдвигов.

3.3. Построение аналитических таблиц

Построение аналитических таблиц является одним из важнейших приемов проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности. Аналитическая таблица - это форма наиболее рационального, наглядного и систематизированного представления исходных данных, простейших алгоритмов их обработки и полученных результатов. Она представляет собой комбинацию горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов, колонок). Остов таблицы, в котором заполнена текстовая часть, но отсутствуют числовые данные, называется макетом таблицы. Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр, она дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. Таблицы делятся на: простые; групповые; комбинированные.

Использование таблиц при проведении аналитических процедур представлении результатов анализа обеспечивает:

- уменьшение объема исходных данных в отчетных документах (лучше привести их в виде таблицы, чем описывать массу чисел в тексте);

- систематизацию данных и выявление закономерностей;

- наглядность;

- уменьшение объема аналитических записок.

Построение макетов таблиц является важным этапом в проведении анализа, поэтому, прежде чем приступить к сбору данных, необходимо по возможности разработать все макеты аналитических и статистических таблиц, в которые будут заноситься исходные данные и результаты анализа.

Основные требования, предъявляемые к таблицам при оформлении результатов аналитических процедур, таковы:

- не строить громоздких таблиц; целесообразно иметь в сказуемом не более 10 колонок (граф), а в подлежащем - 10-20 строк;

- в заголовке таблицы должно быть кратко и точно отражено основное содержание таблицы, а также указано, к какому объекту и времени она относится;

- слово "таблица" размещается над заголовком таблицы, нумерация -любая;

- таблица должна размещаться в тексте после первого упоминания о ней (на этом же листе или на следующем); любая таблица обязательно должна иметь по крайней мере однократное упоминание о ней в тексте (т.е. ссылку на нее);

- наличие единиц измерения в таблице обязательно;

- графы целесообразно нумеровать, поскольку, как отмечалось выше, в заголовках граф нередко приводится способ расчета показателя;

- любая аналитическая таблица должна сопровождаться текстовыми выводами; при оформлении выводов необходимо руководствоваться правилом "от общего к частному", т.е. сначала анализировать общий итог, а затем переходить к промежуточным итогам и отдельным показателям.

Другим наглядным способом представления числовой информации являются графики. График представляет собой условные изображения цифровых величин и их соотношений посредством линий, геометрических фигур, рисунков или географических карт-схем.

Графическое изображение аналитических данных позволяет осуществить контроль достоверности рассчитанных показателей, так как, представленные на графике, они более ярко показывают тенденции изменения, возможные неточности и пропорции изменения экономических явлений. С помощью графического изображения возможны изучение закономерностей развития явления, установление существующих взаимосвязей. Графики также широко используются для изучения структуры явлений, их изменения во времени и размещения в пространстве. В них более выразительно проявляются сравниваемые характеристики и отчетливо видны основные тенденции развития и взаимосвязи, присущие экономическому явлению или процессу. При построении графического изображения следует соблюдать ряд требований. Прежде всего график должен быть достаточно наглядным, так как весь смысл графического изображения как метода анализа в том и состоит, чтобы наглядно изобразить экономические показатели. Кроме того график должен быть выразительным, доходчивым и понятным. Для выполнения вышеперечисленных требований каждый график должен включать ряд основных элементов: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликацию графика.

3.4. Прием детализации

Детализация представляет собой один из наиболее распространенных приемов анализа во многих областях науки, в том числе и в анализе финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. При сочетании с другими приемами детализация позволяет всесторонне оценить исследуемые явления и вскрыть причины создавшегося положения. В зависимости от сложности явления описывающие его показатели расчленяются по временному признаку, по месту совершения хозяйственных операций, центрам ответственности или составным частям (слагаемым или сомножителям).

Анализ показателей, детализируемых по хронологическим периодам, выявляет динамику и ритмичность протекания хозяйственных явлений. Детализация по времени позволяет установить периоды (месяцы, дни), на которые приходятся лучшие или худшие результаты.

Разложение данных по месту совершения хозяйственных операций позволяет установить наиболее и наименее эффективные подразделения предприятия, а также регионы, лучшие или, наоборот, неудачные для реализации продукции.

Детализация по центрам ответственности позволяет индивидуализировать оценку работы исполнителя, определять право сотрудников на материальное поощрение. Выделение центров ответственности является одним из ключевых элементов организации системы управленческого учета на предприятии.

3.5. Эвристические методы анализа

Для экономического анализа большое значение имеет использование эвристических методов, направленных на получение качественных характе­ристик субъекта хозяйствования. Методы эвристики основываются главным образом на опыте и интуиции специалистов, их индивидуальных или коллективных суждениях. Эвристические методы анализа представляют собой особую группу приемов сбора и обработки информации, опирающуюся на профессиональное суждение группы специалистов. Эвристические методы часто называют креативными, так как они опираются на творческое мышление группы людей. Залогом надежности и обоснованности выводов анализа при эвристических методах является правильный подбор экспертов.

Метод типологии основывается на ставшей популярной теории позиционирования. Основная идея этой теории заключается в существовании готовой, единой для всех картины стандартных ситуаций и решений. Задача аналитика состоит в выборе позиции, соответствующей объекту анализа по определенным параметрам, и получении стандартного решения, предлагаемого разработчиками метода. Практическими приложениями этой теории являются матрицы БКГ, Мак-Кензи и др.

Метод репертуарных решеток основывается на построении таблицы сложной структуры. Метод репертуарных решеток ценен тем, что позволяет определить важнейшие критерии оценки вариантов аналитических решений в ситуациях, когда эти критерии изначально не очевидны. Четкое осознание критериев дает возможность на основе целевого метода оценки сравнить варианты и, используя метод ранжирования, установить их приоритетность.

Одним из наиболее распространенных эвристических методов является метод аналогий, когда группа экспертов рассматривает возможный метод разрешения проблемы или поиск причины сложившейся ситуации, опираясь на прошлый опыт своих или аналогичных субъектов хозяйствования. В этом случае эксперты практически продумывают свой опыт и те ситуации, с ко­торыми им приходилось сталкиваться и, основываясь на нем, предлагают способы решения поставленной задачи, выясняя причины сложившейся ситуации и пути их устранения. Естественно, что в этом случае большим подспорьем может быть использование материалов с описанием аналогичных ситуаций в разные периоды и на разных объектах. Метод аналогий часто называют синектическим методом.

К эвристическим методам относятся методы опроса, или контролъных вопросов. В этом случае заранее отобранной группе экспертов передается вопросник или анкета, которую эксперт заполняет, высказывая свое мнение или давая определенные оценки. Вопросник может быть свободным или формализованым (тестовая форма).

Дельфийский метод - разработан американской корпорацией РЭНД и получил свое название от города Дельфы, который был известен в Древней Греции благодаря своим прорицателям-оракулам, жившим там и предсказывавшим будущее. Метод представляет собой обобщение оценок экспертов, касающихся перспектив развития того или иного экономического субъекта. Особенность метода состоит в последовательном, индивидуальном анонимном опросе экспертов. Такая методика исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Выявляются преобладающие суждения экспертов, сближаются их точки зрения. Всех экспертов знакомят с доводами тех, чьи суждения сильно выбиваются из общего русла. После этого все эксперты могут менять мнение, а процедура повторяется.

В процессе использования метода анкетирования эксперты заполняют предварительно составленные специалистами анкеты, в которых:

формулировки должны исключать смысловую неопределенность;

должны быть использованы общепринятые термины; обеспечено единое и однозначное толкование результатов анкетирования.

По форме анкеты бывают открытые и закрытые. В первом случае ответ эксперта не регламентирован, во втором — он останавливает свой выбор на одном из указанных вариантов ответа. Предложенные экспертами ответы позволяют аналитикам выявлять не только средние, но и преобладающие оценки.

Интервьюирование предполагает проведение устного диалога между интервьюером и респондентом по обсуждаемому предмету. Заранее составленные программы могут уточняться в процессе диалога.

Сущность целевого метода состоит в оценке объектов анализа по определенным критериям (компонентам целевой системы), при использовании метода целевой оценки:

выбираются критерии (компоненты целевой системы) оценки альтернатив;

присваивается всем вариантам решений по каждому критерию ранг предпочтения (порядковый номер приемлемости);

рассчитывается по каждой альтернативе суммарный ранг по всем критериям;

осуществляется ранжирование вариантов по суммарному рангу (альтернатива, получившая меньший ранг, является более предпочтительной).

Методом многокритериального сравнения альтернатив является и графический количественно-качественный метод «паутина». Технология его использования включает девять операций:

1) определяются сравниваемые варианты. Их количество на одной диаграмме не должно превышать 5;

2) наносятся две окружности (одна в другой); для ориентации предпочтительно отметить зоны, «хорошо», «плохо»;

3) выявляются критерии оценки вариантов. Их число может быть от 5 до 12;

4) наносятся на окружностях столько радиусов (сектора окружности должны быть равными), сколько выбрано критериев;

5) закрепляется каждый радиус за определенным критерием; критерии могут быть как количественные, так и качественные;

6) наносится на каждый радиус своя шкала для измерения значений критериев;

7) делаются на радиусах различные пометки, соответствующие оценкам сравниваемых вариантов;

8) объединяются одинаковые пометки, соответствующие оценкам критериев по каждому варианту решения.

9) критерием предпочтения вариантов является площадь, отведенная альтернативе. Лучшим будет вариант с большей площадью, если внешняя окружность имеет пометку «хорошо», или меньшей площадью — в противном случае.

Метод «паутина» может использоваться во всех случаях, когда оценку объектов анализа целесообразно осуществлять по разнообразным количественным и качественным признакам. Основное достоинство метода - визуализация результатов анализа, что особо ценно при представлении материалов исследования не узким специалистам, а руководителям.

Метод контрольных вопросов предполагает использование документа табличной формы, содержащего в каждой строке вопрос (параметр) и варианты ответов (значения параметров) по определенному аспекту анализа.

Аналитик, отвечая на поставленные вопросы, должен делать пометку в графе, соответствующей его заключению. Таблица, как правило, строится таким образом, что пометки в колонках слева демонстрируют слабые стороны объекта исследования, а в колонках справа — сильные стороны или особые возможности. Регулярное использование таких таблиц создает базу для опреде­ления тенденций изменения предмета анализа во времени, позволяет сравнивать его положение в отношении других объектов анализа.

Морфологический анализ - э то экспертный метод систематизированного обзора всех возможных вариантов развития отдельных элементов исследуемой системы, построенный на полных и строгих классификациях объектов и явлений, их свойств и параметров. Применяется в прогнозировании сложных процессов при написании разными группами экспертов сценариев и сопоставлении их друг с другом для получения комплексной картины будущего развития.

К эвристическим методам анализа, предусматривающим как генерирование вариантов аналитических решений, так и их оценку, относятся: мозговой штурм (мозговая атака), комиссии и конференции, банк идей, коллективный блокнот, метод активного социологического тестированного анализа и контроля, функционально-стоимостный анализ, деловые игры и другие приемы.

Большой эффект для анализа особо сложных ситуаций может дать метод «мозгового штурма». В этом случае экспертами, как правило, являются сотрудники организации, заинтересованные в решении конкретной проблемы и хорошо знающие сложившуюся ситуацию или условия решения поставленной задачи. Мозговой штурм — свободное генерирование идей, высказываемых в группе заинтересованных экспертов. Как правило, эффективный мозговой штурм достаточно короток (как правило, не более часа). В нем могут принимать участие не только высококвалифицированные специалисты, но и молодежь, способная внести неожиданные неординарные предложения. Однако чтобы результаты мозгового штурма были реально использованы, важно участие в нем лиц, принимающих решение. В этом случае, систематизировав предложения участников, можно часть из них сразу отбро­сить как нереальные, а остальные - обсудить более подробно со специалистами соответствующего профиля. Особо следует отметить, что, отбор идей проводится постепенно, на первом этапе ни одна из них не отбрасывается и, как правило, вообще никакие оценки не высказываются, затем идеи оцениваются по уровню проработанности, срокам и стоимости реализации, эффективности и т.п. Мозговой штурм может являться составной частью аналитической работы, особенно при перспективном анализе.

Мозговой штурм — способ работы, позволяющий находить новые варианты решений в проблемной ситуации. Мозговая атака основывается на разделении во времени процесса поиска идей и их оценки. Для проведения второго этапа анализа может использоваться один или несколько рассмотренных ранее методов оценки и выбора решений.

В зависимости от допустимости критики различают прямой и обратный мозговой штурм. При прямом штурме ни в каком виде не допускается критика, при обратном — процедура состоит в том, что основное внимание уделяется выявлению и нейтрализации недостатков в предложениях по совершенствованию объекта анализа. Метод обратного мозгового штурма особенно уместен на ранней стадии проведения анализа, когда главная задача - выявить как можно больше потерь, вскрыть максимум имеющихся резервов.

Наряду с открытым (устным) штурмом имеет место закрытый (письменный) мозговой штурм. Он проводится в той ситуации, когда затруднительно собрать вместе всех необходимых субъектов анализа. В этом случае специалистам рассылаются вопросники по проблеме, подлежащей решению.

Наиболее распространенной является прямая групповая открытая мозговая атака. Она основывается на стимулировании творческой деятельности, которая приводит к неожиданным поворотам мысли, нестандартным идеям. Необходимая атмосфера создается за счет совместного обсуждения конкретной проблемы, регламентируемого определенными правилами: запрет на критику выдвигаемых предложении, ограничение времени одного выступления, обязательная фиксация всех высказанных идей и т.д.

На первом этапе в мозговом штурме во главу угла ставится не качество, а количество идей. Среди участников мозгового штурма должны быть специалисты с разным опытом, быть в курсе проблемы, но не слишком деталь­но ее знать. Нежелательно присутствие на сессии начальника и его подчиненных. При использовании метода многое зависит от руководителя, который должен обеспечить выполнение всех правил и процедур метода. Успешность работы определяется его умением вести штурм в нужном направлении, темпе, он не должен позволять отклоняться от цели, переформулировывать исходную постановку проблемы, должен поощрять выступающих генераторов идеи и т.д. Результаты мозгового штурма являются плодом коллективного труда и не персонифицируются.

Мозговой штурм — относительно быстрый и экономный способ анализа, предназначенный для разрешения трудностей, противоречий, с которыми столкнулся или, вероятно, столкнется управленческий персонал в ближайшей перспективе, «узких мест», сдерживающих развитие системы управления. Метод эффективен при решении нетрадиционных поисковых задач стратегического назначения. Мозговую атаку следует организовывать в той ситуации, когда проблема не поддается традиционному решению. В первую очередь речь идет о структурной политике, совершенствовании существующих способов работы.

Метод комиссий и конференций является наиболее распростра­ненной формой групповой работы, в процессе которой происходит свободное выдвижение идей, осуществляется их критика. Он основывается главным образом на приобретаемой в процессе многочисленных заседаний и дискуссий привычке к критическим оценкам новых и недостаточно обоснованных идей. Недостаток метода состоит в том, что аналитики в своих суждениях изначально ориентированы на принцип компромисса, что увеличивает риск получения искаженных результатов анализа. Этот способ поиска и оценки вариантов решений хорошо зарекомендовал себя в цейтноте, особенно при решении задач планового и специального анализа.

Метод коллективного блокнота обеспечивает выдвижение не­зависимых идей членами коллектива с последующей оценкой предложений. С этой целью каждый член коллектива получает блокнот, в котором в общих чертах излагается существо анализируемого вопроса, приводятся необходимые вспомогательные и справочные материалы, например, схемы документооборота, должностные инструкции и т.д.

В течение заранее установленного времени каждый субъект анализа записывает в свой блокнот результаты анализа и предложения, а в заключение дает оценку своих идей, выделяя лучшие. По истечении времени участники работ сдают блокноты координатору для подготовки на основе содержащихся в них материалов обобщающей записки. Оценка групповых аналитических альтернатив осуществляется любым из рассмотренных ранее методов оценки.

Метод коллективного блокнота удобен в тех случаях, когда невозможно осуществить продолжительную совместную работу, привлечь опытных консультантов. Для использования метода не­обходимо наличие в коллективе организации творчески мыслящих, опытных специалистов.

Такой метод работы, как банк идей, предполагает обращение к картотеке или автоматизированной базе данных, создаваемой в процессе практической деятельности. В указанных хранилищах собираются и систематизируются наиболее интересные примеры решения задач. Сюда включаются как оригинальные, так и типичные варианты с оценкой их применимости. Метод может быть полезен при решении поисковых задач чаще текущего, реже стратегического анализа.

Сущность метода активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК) состоит в разработке и примене­нии пособия, содержащего конкретные рекомендации по совершенствованию деятельности пользователей данного материала. Игровой командный способ разработки пособия включает несколько шагов:

1) организатор объявляет тему для выработки рекомендаций по результатам анализа, например «организационная структура предприятия»;

2) каждый из членов группы экспертов на отдельном листе бумаги в течение заранее определенного временного периода формулирует свои рекомендации по указанной тематике, стараясь отработать формулировки стилистически точно и ясно;

3) эксперты поочередно называют номер своей рекомендации (первый, второй и последующие порядковые номера), проставляют этот номер рядом со своей рекомендацией и зачитывают ее вслух. Остальные члены команды на свободном поле листа указывают этот номер и рядом с ним проставляют балл данной рекомендации. Система баллов может быть произвольной от 7 до 10, но заранее установленной организатором. Если оценивающие члены группы считают рекомендацию чрезвычайно полезной, они дают ей один из высших баллов, если, наоборот, — абсурдной, то указывают ноль баллов. Очередность чтения одной из рекомендаций переходит последовательно каждому из разработчиков пособия до тех пор, пока не будут оглашены и оценены все различающиеся советы. Организатор следит, чтобы все называли номера и очередность их соблюдалась;

4) координатор собирает все листы членов группы, подсчитывает суммарный балл каждой рекомендации, распределяет предложения по рубрикам, располагая их внутри рубрик в последовательности, соответствующей убыванию полученных баллов. Рекомендации, которые получили незначительное число баллов по сравнению с другими предложениями, из рассмотрения исключаются.

Для облегчения пользования рекомендации оформляются в виде пособия. В нем каждый из советов имеет номер, а справа - две графы для обозначения важности и истинности рекомендации. Периодическое заполнение указанных граф баллами оценок позволяет проанализировать успехи в реализации принятых рекомендаций.

Деловые игры — метод имитационного моделирования сложных процессов в различных ситуациях путем совершения деятельности по заданным правилам группой людей. Основоположником деловых игр признан российский ученый М.М. Бирштейн, в 1932 г. использовавший игровую форму деятельности для решения организационно-производственных задач. Раскрывая возможность деловых игр, автор отмечал, что игры служат в качестве методов экспериментального исследования, выбора важнейших показателей, аттестации, обучения, развития творчества, решения экономических задач.

Деловые игры как способ исследования являются адекватным методом моделирования аналитических процессов и решения задач анализа.

Эксперимент может осуществляться путем моделирования с использованием имитационных моделей. В этом случае, определив цели, выделив релевантные, зависимые от данного уровня управления, и нерелевантные, которые меняются независимо от анализируемого объекта, и условия функционирования анализируемого объекта, используя имитационную модель и меняя отдельные факторы, аналитик может просмотреть различные варианты решений по принципу «если - то» и оценить их эффективность и «цену». Такой подход к анализу имеет особое значение для укрепления позиций предшествующего анализа, позволяю­щего превентивно предупредить потери.

4.1. Метод группировки

Группировка – неотъемлемая часть почти любого экономического исследования. Она позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить, определить закономерности и тенденции развития. В зависимости от целей и задач анализа группировки делятся на: типологические; структурные; аналитические. Как правило, результаты группировок оформляются в виде таблиц и графиков.

В процессе группировки единицы совокупности распределяются по группам в соответствии со следующим принципом: различие между единицами, отнесенными к одной группе, должно быть меньше, чем различие между единицами, отнесенными к разным группам.

При построении группировок обычно используют метод построения равных интервалов, и тогда для расчетов используют формулу Стерджесса:

,где

h- величина интервала;

R– размах вариации, определяемый в свою очередь разницей между максимальным и минимальным значением признаков в совокупности (Xmax-Xmin).

k- количество групп. K= 1+3,32* lg N

Применение метода построения группировок с равными интервалами возможно лишь в однородных совокупностях подчиняющихся закону нормального распределения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: