Вопрос 2. Пути и условия совершенствования педагогической культуры офицера

Жизнь убедительно доказала, что офицер с высоким уровнем педагогической культуры, профессионального мастерства не рождается. Таковым он становится в процессе жизни и целенаправленной деятельности, под влиянием воздействия положительных факторов, при реализации необходимых педагогических усилий.

Процесс формирования и совершенствования педагогической культуры офицера, как и педагога вообще, обусловлен влиянием многочисленных объективных и субъективных факторов и внутренне крайне противоречив. Например, основы культуры мышления, речи, общения, высоконравственного поведения закладываются у офицера в системе семейного и школьного воспитания. Перечисленные ранее элементы педагогической культуры развиваются и совершенствуются на протяжении всей последующей жизни человека.

Особое и решающее значение в овладении всем богатством педагогической культуры офицера как учителя и воспитателя имеют периоды подготовки его в военно-учебном заведении и практической деятельности непосредственно в войсках (на флотах).

Специальные исследования и анализ многолетнего практического опыта подтверждают, что формирование, развитие, совершенствование педагогической культуры, ее отдельных элементов не имеют предела и границ. Главным здесь было и остается целенаправленное и целеустремленное самосовершенствование офицера. Практика свидетельствует, что, как только он перестает работать над собой, сразу же заметно снижается его профессионализм, он теряет те или иные элементы педагогической культуры, профессионально-педагогического мастерства.

Жизнь убедительно доказывает и другое. Эффективность и качество процесса формирования и развития различных элементов педагогической (и общей) культуры находится в прямой зависимости от сложившейся системы работы с офицерским составом в масштабе военно-учебного заведения, воинской части (корабля), конкретного коллектива курсантов (слушателей) или офицерского коллектива подразделения. Такая система может включать в себя комплекс организационных, содержательных, методических, материально-технических, информационно-познавательных и иных целенаправленных мероприятий. При этом важно знать, что такая система должна быть управляемой и все ее элементы необходимо учитывать, постоянно корректировать.

Одним из важных элементов такой системы является личный пример всех без исключения руководителей, начальников, преподавателей и воспитателей. Известно, что деятельность воспитателя (или лица, выполняющего наряду с другими и воспитательную функцию) относится к тем видам человеческого труда, от эффективности и качества которого зависит будущее общества, уровень подготовленности кадров, решающих различные государственные, профессиональные задачи. Воспитатель являлся и является не только носителем знаний, опыта и культуры прошлого, не только представителем настоящего, но и прообразом будущего, то есть он в какой-то мере выполняет прогностическую функцию. Поэтому и заниматься воспитательным трудом целесообразно самой культурной и образованной части общества. В данном случае речь идет о военной среде, где личный пример высокой профессиональной культуры всегда играл особую роль в жизни офицерского корпуса.

Важнейшим и необходимым условием формирования и совершенствования педагогической культуры у курсантов и офицеров является индивидуальная воспитательная работа и индивидуальный подход к каждому из них. Дело в том, что в военные училища, а затем и в части (корабли) приходят молодые, но уже взрослые люди с различным уровнем общей и педагогической культуры. Путь каждого из них к высокому уровню педагогического мастерства своеобразен и неповторим. Уровень культурного развития военнослужащего зависит от того, в системе каких жизненных явлений, условий и взаимоотношений формировалась и складывалась его личность. Знание индивидуальных особенностей конкретного курсанта или офицера позволяет определить наиболее эффективные средства, методы, приемы формирования педагогической культуры в целом или отдельных ее элементов — психолого-педагогической эрудиции, педагогического мышления, культуры речи, культуры поведения, общения и других.

Недостатки и трудности в соблюдении и проявлении педагогической культуры чаще всего встречаются у молодых офицеров в процессе их профессионального становления по причинам задержки их роста в данной области. Специальные исследования, проведенные за последние годы в ряде частей (кораблей), показывают, что таких причин много и их можно представить двумя основными группами.

Во-первых, это причины объективного характера, не зависящие от самого офицера: затруднения материального плана (отсутствие нормальных жилищных условий, нерегулярная выплата денежного содержания); чрезмерная служебная нагрузка и отсутствие времени для работы над собой; необходимость проведения различных мероприятий, не способствующих военно-профессиональному росту офицера; недостаточная помощь со стороны старших и коллег по службе в начальный период военно-педагогической деятельности; необъективность оценки результатов учебно-воспитательной деятельности, отсутствие системы стимулирования проявления высокого уровня педагогической культуры военнослужащего, его мастерства как учителя и воспитателя; атмосфера неуверенности в завтрашнем дне, необходимости профессии офицера; призыв на службу большого количества трудных солдат, людей с отклоняющимся поведением и др.

Не вызывает сомнения тот факт, что знание, понимание такого рода причин и своевременное оказание помощи молодому офицеру в преодолении трудностей может оказать непосредственное влияние на процесс становления его как педагога и совершенствования у него профессионально-педагогической культуры.

Одним из важных путей формирования и развития педагогической культуры, и в первую очередь культуры познавательной деятельности, является систематическое и целенаправленное вооружение офицеров знаниями из области обучения и воспитания военнослужащих, общей и военной педагогики и психологии, педагогической этики. Эти знания они получают в системе плановых учебных занятий по различным предметам обучения, командирской и общественно-гуманитарной подготовки, в часы информирования, специально проводимых лекториях, университетах педагогического мастерства (в основном в ВУЗах), на научно-практических конференциях, за «круглым столом», на методических семинарах, в ходе педагогических чтений, целенаправленных индивидуальных бесед, обмена опытом учебно-воспитательной деятельности.

Практика убедительно показывает, что становление на офицера как педагога, совершенствование его общей и профессиональной культуры существенное влияние оказывает морально-психологическая атмосфера, которая сложилась в военно-учебном заведении или в части (корабле), созданные в конкретном коллективе высококультурные взаимоотношения, внимание к труду конкретного офицера, к процессу его профессионально-педагогического роста. Здесь важно все: господствующее коллективное и групповое мнение, настроение старших и младших, утвердившиеся традиции и авторитеты, состояние дисциплинарной практики, степень эффективности методов убеждения и внушения, организация жизни в коллективе, организация труда, службы офицеров и т.д.

Большое значение в совершенствовании профессионального мастерства офицера, его педагогической культуры имеет изучение, анализ и внедрение в практику передового и новаторского педагогического опыта, включение в этот процесс каждого воспитателя.

Практический опыт показывает, что овладение передовыми, особенно инновационными технологиями, методами, приемами, средствами учебно-воспитательной деятельности, активная и разнообразная работа офицера в этой области, как правило, позволяют повысить эффективность и качество процесса его становления как педагога, формировать и развивать у него профессиональные качества, поддерживать соответствующий уровень культуры, всех ее элементов.

Действенность применения методов, средств, приемов педагогического влияния на процесс совершенствования педагогической культуры, повышения профессионализма во многом зависит от того, как офицер работает над собой. Поэтому важнейшим и необходимым условием формирования и развития как общей, так и профессионально-педагогической культуры офицерского состава является самостоятельная работа, осуществляемая путем самообразования и самовоспитания или самосовершенствования.

Под самосовершенствованием офицера следует понимать его целенаправленную активную деятельность, способствующую формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств, черт характера, привычек в соответствии с требованиями учебно-воспитательного труда на основе общечеловеческих, государственно-национальных, профессиональных и личностных ценностей.

В педагогическом плане самосовершенствование офицера отличается многоплановостью. Во-первых, оно является непременным условием профессионального роста, развития собственной педагогической культуры; во-вторых, офицер как учитель и воспитатель обязан в силу своего профессионального долга учить подчиненных самостоятельно учиться, целенаправленно работать над собой; в-третьих, занимаясь самосовершенствованием, офицер показывает окружающим высоконравственный пример того, как надо повышать уровень собственной общей и профессиональной культуры.

Процесс самосовершенствования офицера имеет свою логику и собственные, относительно самостоятельные этапы протекания, на каждом из которых используются те или иные методы, средства и приемы работы над собой. В самом общем виде они могут включать: во-первых, самопознание, осуществляемое путем самоизучения и самоосознания собственных достоинств и недостатков; во-вторых, целенаправленное планирование работы по самообразованию и самовоспитанию с учетом реальных условий жизни и характера решаемых учебно-воспитательных задач; в-третьих, осмысление, усвоение и практическое принятие для себя тех требований, которые предъявляются к офицеру обществом и профессиональной деятельностью; в-четвертых, собственно работу по самосовершенствованию, развитию у себя необходимых качеств, переделке черт характера; в-пятых, этап саморегулирования, самоконтроля и самокорректировки процессов самообразования и самовоспитания с учетом жизненных ситуаций и условий службы.

Таковы некоторые пути и педагогические условия, связанные с формированием и совершенствованием педагогической культуры офицера, повышением его профессионализма в области обучения и воспитания подчиненных ему молодых людей.

Выводы:

1. Педагогическая культура офицера как совокупность высокоразвитых интеллектуальных, творческих, профессионально-этических, психолого-педагогических способностей и возможностей, сложившегося эффективного стиля учебно-воспитательной деятельности, устойчивого положительного образа жизни, профессиональных и психолого-педагогических знаний, педагогического опыта и позволяющих качественно решать учебно-воспитательные задачи, представляет собой важнейший компонент личности военного профессионала.

2. Педагогическая культура имеет сложную структуру: общую и профессиональную эрудицию офицера; высокий уровень психолого-педагогических знаний; ярко выраженную педагогическую направленность личности офицера и его любовь к учебно-воспитательному труду; культуру познавательной деятельности офицера; культуру педагогического мышления; культуру речи; культуру педагогических чувств офицера; культуру педагогического общения; профессионально-этическую культуру; культуру внешнего выражения и поведения офицера; культуру рабочего места; высокий уровень педагогического мастерства как концентрированного реального проявления педагогической культуры офицера. Базой педагогической культуры является общекультурное и профессиональное развитие личности офицера.

3. Процесс формирования и совершенствования педагогической культуры офицера обусловлен влиянием многочисленных объективных и субъективных факторов и внутренне крайне противоречив. Тем не менее, без управляемой системы работы с офицерским составом в масштабе военно-учебного заведения, конкретного коллектива курсантов эффективное формирование педагогической культуры невозможно.

4. Основными элементами системы формирования педагогической культуры выступают: личный пример всех без исключения руководителей, начальников, преподавателей и воспитателей; индивидуальная воспитательная работа и индивидуальный подход к каждому офицеру и курсанту, систематическое и целенаправленное вооружение офицеров знаниями из области обучения и воспитания военнослужащих, общей и военной педагогики и психологии, педагогической этики; морально-психологическая атмосфера, которая сложилась в военно-учебном заведении или в части (корабле), созданные в конкретном коллективе высококультурные взаимоотношения, внимание к труду конкретного офицера, к процессу его профессионально-педагогического роста; изучение, анализ и внедрение в практику передового и новаторского педагогического опыта; самостоятельная работа, осуществляемая путем самообразования и самовоспитания или самосовершенствования.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается сущность педагогической культуры офицера?

2. Чем определяется важность высокой педагогической культуры офицера?

3. Назовите элементы, входящие в структуру педагогической культуры.

4. Что представляет собой педагогическое мастерство офицера?

5. Назовите основные пути и условия совершенствования педагогической культуры офицера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: