Тема 5. Система законов организации

1. Понятия зависимости, закона, закономерности

2. Общие,частные и специфиические законы организации

3. Особенности законов организации и законов для организаций

Литература:

1. Беляев А. А., Коротков Э.М. Системология организаций: Учебник – М: Инфра – М, 2000.

2. Теория организации: Учебник / Под ред. В.Г. Алиева –М: Луч, 2005.– 416 с.

3. Смирнов Э. А. Основы теории организации: Уч. пособие. – М.: Аудит,1998

Законы науки — это знание, формулируемое людьми в поняти­ях, которые отражают объективные процессы, происходящие в при­роде и общественной жизни на микро - и макроуровнях. Закон есть отражение объективных и устойчивых связей, проявля­ющихся в природе, обществе и человеческом мышлении. Они могут носить всеобщий, т. е. всеприродный, и частный, специфический ха­рактер, отражать строго количественные и качественные связи, относиться к законам функционирования и законам развития, за­конам динамическим и статистическим. Динамические законы про­являют себя через однозначность причинно-следственных связей, в то время как статистические законы представляют единство не­обходимых и случайных событий. Закономерность есть объективно существующая устойчивая связь между явлениями и их причинами. Закономерности выявляются в результате обобщения фактов в оп­ределенной области [24].

. Закон богаче закономерности тем, что относится к большей массе соответствующих яв­лений, охватывает всю совокупность этих явлений. Кроме того, если закономерность выявляется обязательно в ре­зультате обобщения фактов, то закон может быть выявлен в ходе теоретического анализа и уже в дальнейшем под­твержден (или опровергнут) фактами.

Закономерности, как и законы, подразделяются на ста­тистические и динамические. Первые обобщают много­значные связи, вторые - однозначные. Поскольку стати­стические закономерности обобщают информацию, относящуюся только к определенному пространству и времени, они выступают не как всеобщее (всеобщим яв­ляются законы), а как особенное. При расширении границ пространства и времени закономерность перерастает в закон.

Естественно, что в законе отражается лишь основная, главная черта действительности, но на деле действитель­ность - сложнейший организм с многочисленными связя­ми, отношениями, признаками. Чтобы понять законы дей­ствительности, нужно пройти многие промежуточные ступени, звенья. Поэтому собственно законы открываются. как правило, на базе уже открытых закономерностей, что соответствует общему ходу человеческого познания, кото­рое идет от единичного (зависимость), к особенному (за­кономерность) и всеобщему (закону). С другой стороны, действие законов обнаруживается через действие законо­мерностей. Следовательно, процесс познания и истолкова­ния объективного мира идет от единичного факта (зависи­мости) к особенному (закономерности) и снова к единичному.

Саму закономерность можно трактовать как ступеньку к открытию закона и как форму проявления действия од­ного или нескольких законов.

Если рассматривать генезис закономерностей, то они как и законы порождаются самой действительностью, вы­ступают отражением ее причинно-следственных связей.

В основе открытия закономерностей лежат факты, ко­личественные и качественные зависимости между ними. Зависимость есть «отношение одного явления к другому как следствия к причине» (54, с. 184). Таким образом, про­слеживается довольно явная взаимосвязь между зависи­мостью, как причинно-следственным отношением одного явления к другому, закономерностью, как объективно существующими устойчивыми связями между явлениями, их причинами и следствиями, и законами, отражающими общие, устойчивые, повторяющиеся отношения между ними.

Все вышесказанное непосредственно относится к за­конам организации и характеризует их как выявление ус­тойчивых организационных связей мирового целого. В этом смысле законы организации присущи целостным об­разованиям в природе и обществе. Они отражают сущест­венные внутренние организационные связи как между час­тями целого, так и между целостными объектами, а также законы развития организационных процессов во времени.

М

ожно выделить общие законы теории организации как всеобщей организационной науки, а также частные и специфические зако­ны, являющиеся предметами изучения таких, скажем, кон­кретных организационных наук, как теория организаций, теория социальных организаций, теория управления, орга­низация производственных систем и др. В этой связи рас­смотрим более подробно общие и специфические законы организации и характер их проявления.

Выявление, адекватное определение объективных закономерных тенденций (законов) организации – дело сложное, но некоторые законы выявлены обоснованы и адекватно сформулированы. К общим законам организации относятся следующие законы:· синергии,·наименьших,· самосохранения, ·упорядо­ченности, ·единства анализа и синтеза, ·развития (онтогене­за), ·композиции,· пропорциональности.

Все эти законы образуют теоретический фундамент и определяют место и роль теории организации как само­стоятельного научного направления. Они выражают как количественные, так и качественные стороны организаци­онных явлений и процессов в их единстве и служат внут­ренней мерой этих процессов, что является одним из ос­новных условий их использования в практике. Названные законы организации помогают правильно подойти к оцен­ке и использованию организационного опыта, его более глубокому познанию.

Впервые общие законы организации были сформули­рованы основоположником организационной науки А.А. Богдановым. Открытые им законы наименьших, про­порциональности, равновесия и другие легли в основу формирования общей теории систем и во многом предвос­хитили системный подход Людвига фон Берталанфи. Большая заслуга в разработке общих законов организации принадлежит отечественным ученым А. Пригожину, II. Керженцеву, М. Сетрову, К. Адамецки и другим.

Теория организации - сравнительно молодое научное направление, соответственно и ее законы еще не в полной мере получили признание. Поэтому углубленное изучение законов организации является важным фактором станов­ления этой теории как науки.

Под группой частных законов большинство исследователей понимают существенные связи и отношения, обусловливающие процессы самоорганизации и упорядочения в подсистемах общества – экономической, политической, социальной и духовной – и организационных системах меньшего масштаба и уровня. Например, к частным законам в экономической системе можно отнести закон стоимости, закон взаимосвязи между ценой, спросом и предложением и др.

В выявлении и формулировании специфических законов организации исследователи не имеют полного единства: одни считают что надо различать законы организации и субъективные законы для организаций, другие не выделяют никаких особых законов для организаций. Мы будем придерживаться первой точки зрения. По мнению ряда авторов, особенности формирования и содержание деятельности организаций, их функционирование и развитие обусловлено воздействием повторяющихся устойчивых связей и отношений, присущих только этому типу организаций. Например, атрибутивное свойство коммерческих организаций получение прибыли, предпринимательского дохода и их оптимальное распределение между учредителями организации, накоплением и потреблением. Некоммерческие организации не считают извлечение прибыли основной целью своей деятельности - более того, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» запрещает им такую деятельность; они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она помогает достижению целей ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Различие целей и содержания деятельности организаций порождает действие специфических объективных тенденций (законов)

Существуют и другие, более частные условия и причины проявления специфических законов становления, развития и функционирования организаций, которые могут быть установлены только при вдумчивом, тщательном изучении и исследовании различных форм организации.

Знание и творческое применение действующих в социальных организационных системах законов позволяет сознательно создавать условия для благоприятного их действия, предвидеть и прогнозировать развитие организационных процессов, формулировать обоснованные и реальные цели управления, принимать оптимальные решения и эффективно их реализовывать.

В

любой организации имеются управляемые, частично управ­ляемые и неуправляемые процессы. Например, процесс приня­тия решения и исполнения его, процесс управления сбытом продукции, воспитательный процесс и т.д. Каждый процесс включает четыре составляющие (рис. 1.):

• входное воздействие (вход). Им может быть поступающая информация, распоряжение вышестоящего руководителя, инициатива самого руководителя;

• преобразование входного воздействия (функция 1). Оно заключается в обработке входного воздействия по извест­ному или новому алгоритму;

• результат преобразования входного воздействия (выход). Им может быть управленческое решение или исполни­тельское действие самого руководителя;

• влияние результата на входное воздействие (функция 2). Оно заключается либо в корректировке алгоритма обра­ботки начального входного воздействия (2) либо в изме­нении (усилении или ослаблении) его значения (1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: