Тема. Философия нового времени и эпохи просвещения

I. Интеллектуальная разминка

1. Центральными темами философских размышлений Нового времени были ________.

2. Наука, оказавшая заметное влияние на философию Нового времени.

3. Философское учение, исходящее из того, что мир существует объективно, то есть независимо и вне человеческого сознания.

4. Родоначальник новоевропейского материализма и опытной науки.

5. У истоков европейского рационализма стоял ________.

6. Раздел философии, изучающий познание.

7. Целью познания Ф. Бэкон и Р. Декарт считали _______.

8. Философское направление, сторонники которого утверждали, что «нет ничего в разуме, чего бы прежде не было в опыте».

9. Ничего в мире не происходит по воле случая, все необходимо предопределено. Такая мировоззренческая установка есть ______.

10. Исходным пунктом, отправным началом для новых поисков в процессе познания Р. Декарт признавал _______.

11. Основной труд Т. Гоббса, где он рассматривает государство как «политическое тело», созданное людьми.

12. Формула: «Бог или субстанция, или природа»демонстрирует позицию _______.

13. Она принадлежит голландскому мыслителю _______.

14. Мировоззренческая установка, вытесняющая Бога из повседневной жизни природы и человека и оставляющая ему лишь роль перводвигателя.

15. Дуализм есть философское учение, считающее основой мира _______.

16. Философ Нового времени, создавший концепцию множественности субстанций.

17. Движение мысли от общего к частному или вывод по правилам логики.

18. Умозаключение, идущее от фактов к некоторому обобщению.

19. Кто из философов Нового времени уподобил сознание «чистой доске»?

20. Патриархом Просвещения и автором первого в мире философского словаря был ______.

21. Основной причиной всех зол и бедствий на Земле просветители называли _______.

22. Социально-философская концепция, согласно которой функционирование и развитие общества обусловливаются местоположением страны, ее климатическими условиями.

23. Сторонником этой концепции в Новое время был _______.

24. Какую линию в европейской философии разрабатывал Д. Беркли?

25. Дайте философскую оценку позиции: «Идеи правят миром».

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. К. А. Гельвеций сравнивал процесс познания с судом, где пять органов чувств это пять свидетелей, которые только и могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражая, заявили, что Гельвеций забыл судью.

· Что имели в виду оппоненты Гельвеция под судьей?

· Как можно охарактеризовать гносеологическую позицию философа?

· В чем ее ограниченность?

· Что собой, по-вашему, представляет процесс познания в полном объеме?

2. В философии Нового времени в рамках теории познания шел спор между рационализмом и эмпиризмом.

· Какими факторами социального развития он был обусловлен?

· Какова сущность, специфика, позитивные достижения эмпиризма?

· Каковы его недостатки?

· Рационализм: его ориентации и значение для развития научного знания, ограниченности.

3. «Человек – машина», - утверждал в одноименном произведении Ламетри. «Человек – не машина», возражал ему Дидро.

· Какие мировоззренческие установки относительно человека здесь заданы?

· Что общего между машиной и человеком? Что их отличает?

· Правильно ли высшей ценностью человека считать его интеллект, разум?

· Ответ аргументируйте.

4. Французский философ Ларошфуко писал: «Миром правят судьба и прихоть».

Другой француз Ш. Монтескье утверждал: «Не Полтава погубила шведского короля Карла XII, он все равно бы погиб, если не в этом, то в другом месте. Случайности фортуны можно легко исправить, но нельзя отразить событий, постоянно порождаемых природой вещей».

· Сравните эти два подхода к истории и человеческим поступкам, выявите их специфику.

· Как называется позиция Ларошфуко? Что имеет в виду Монтескье, говоря о «случайностях фортуны»?

· Что такое «природа вещей»? Как она влияет на ход событий?

· Что же, по-вашему «правит миром»?

5. Прокомментируйте слова Вольтера, который, говоря о смысле человеческой жизни, призывал каждого «возделывать свой сад», считая, что это спасает человека от «трех зол: скуки, порока и нужды».

III. Заполните таблицы

1 Анализ философских систем Нового времениФилософская система Сущность Представители Значение

1. Монизм

2. Дуализм

3. Плюрализм

2. Методы познания, выделенные Ф. БэкономМетод Суть Гносеологическая

позиция Преиму-

щества Недос-

татки

1. «Путь муравья»

2. «Путь паука»

3. «Путь пчелы»

3. Субстанциональный анализ философских систем Нового времениФилософская

система Субстанция Основные

характеристики Представители

1. Механистический

материализм

2. Пантеизм

3. Объективный

идеализм

4. Субъективный

идеализм

IV. Тематика творческих заданий

1. Гений. Кто он? «Широта ума, сила воображения и активность души - вот что такое гений» (Д. Дидро).

2. «Природу человека лучше всего обнаружить в уединении, ибо он сбрасывает с себя показное; в порыве страсти, ибо тогда забывает он свои правила, а также в новых обстоятельствах, ибо здесь покидает его сила привычки» (Ф. Бэкон).

3. «В каждом человеке природа исходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первые и истребляет вторые» (Ф. Бэкон).

4. Стыд как отличительная особенность человека и состояние его души. «Стыд, - пишет Р. Декарт, - есть вид печали, основанной на любви к самому себе, происходящей из страха перед порицанием».

5. «Язык есть паутина, в которой слабые умы запутываются, а умные – легко прорываются». (Т. Гоббс)

V. Тесты

1. Философы Нового времени, по преимуществу, размышляли над проблемами...

А) Онтологическими;

Б) Гносеологическими;

В) Аксиологическими;

Г) Антропологическими.

2. Учение об «идолах» (призраках), которые «осаждают умы людей», создал …

А) Д. Локк;

Б) Ф. Бэкон;

В) Б. Спиноза;

Г) Г. Лейбниц.

3. Проблема научного метода является главной в философии …

А) Древней Греции;

Б) Средневековья;

В) Нового времени;

Г) Возрождения.

4. Субстанцией в философии Г. Лейбница выступает ….

А) Материя;

Б) Монада;

В) Ощущение;

Г) Тело.

5. Субстанция-монада Лейбница от демокритовской субстанции-атома отличается …

А) Формой;

Б) Величиной;

В) Гибкостью;

Г) Наделенностью душой.

6. «Свобода есть познанная необходимость - позиция, принадлежащая…

А) Спинозе;

Б) Августину;

В) Лейбницу;

Г) Беркли.

7. У истоков философско-политического учения об «общественном договоре» стоял…

А) Локк;

Б) Гоббс;

В) Декарт;

Г) Спиноза.

8. Найдите соответствие:

Автор Его произведение

А) Декарт; 1) «Опыт о человеческом разуме»;

Б) Локк; 2) «Новая Атлантида»;

В) Бэкон; 3) «Правило для руководства ума»;

Г) Спиноза. 4) «Этика».

9. Высказывание: «Существовать – значит быть воспринимаемым» выражает суть …

А) Материализма;

Б) Объективного идеализма;

В) Субъективного идеализма;

Г) Мистицизма.

10. Д. Локку принадлежит афоризм:

А) «Человек человеку - Бог»;

Б) «Человек человеку - волк»;

В) «Человек человеку - друг»;

Г) «Человек человеку - брат».

Дополнительная литература

1. Антология мировой философии: В 4 т. – М., 1972.

2. Вальяно М. В. Основы философской культуры / М. В. Вальяно.– М., 1999.

3. Ильин В. В. Философия Нового времени / В. В. Ильин. – СПб., 1993.

4. Идеи и наш мир: великие концепции прошлого и настоящего. – М., 1998.

5. Кузнецов В. Н., Грязнов А. А., Мееровский Б. К. Западноевропейская философия XVIII века / В. Н. Кузнецов, А. А. Грязнов, Б. К. Мееровский. – М., 1986.

6. Момджан Х. Н. Французское Просвещение XVIII века / Х. Н. Момждан. – М. 1991,

7. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. – М. 1991.

8. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века / И. С. Нарский. – М., 1974.

9. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков / В. В. Соколов. – М., 1999.

10. Шашкевич П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П. Д. Шашкевич – М., 1976.

11. Хесле В. Гении философии Нового времени / В. Хесле. – М., 1992.

Тема. Немецкая классическая философия.

IGDA Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих.

I. Интеллектуальная разминка

1. Исторические рамки немецкой классической философии.

2. Родоначальником немецкой классической философии считают ________.

3. Категория гегелевской философии, указывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.

4. Кому из представителей немецкой классической философии принадлежит высказывание: «Поприще философии в этом широком значении можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?»

5. Правило, которым руководствуется в своем поведении и поступках человек, называется _________.

6. Правило, требующее обязательного исполнения, есть _______.

7. Основные положения его сформулировал в своей этике _______.

8. Гегелевская философия, по сути, это – философия _______.

9. Материализм Л. Фейербаха по своему содержанию был _______.

10. В чем состоит великая заслуга Гегеля?

11. Свой метод Гегель применил к объяснению _______, поэтому его философская система называется _______.

12. Какие проблемы решал Кант в раннем, докритическом периоде своей деятельности?

13. Какова философская проблематика Канта в зрелом – «критическом» периоде?

14. Философия марксизма это - философия _______.

15. «Материя не есть продукт духа, дух есть высший продукт материи». Это суждение демонстрирует позицию ________ в философии.

16. Ее сторонником был представитель немецкой классической философии ______.

17. Непосредственными теоретическими источниками марксистской философии являются ________.

18. Общество на определенном этапе исторического развития в марксистской философии обозначается понятием _______.

19. Отношение мышления к бытию, сознания к материи – так в марксистской философии трактуется ________.

20. Суждение: «Человек человеку - Бог» принадлежит _________.

21. Агностицизм И. Канта это - отрицание возможности познать _______.

22. Что, по мнению Гегеля, выступает источником движения и развития?

23. К. Маркс так выразился о предназначении своей философии: «Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы ______ его».

24. Основным противоречием капиталистического общества, ведущим его к преобразованию в социалистическое, К. Маркс считал противоречие между ________.

25. Работы «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего» написал ________.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. По Гегелю, диалектика есть основополагающий закон развития и существования Мирового Духа и сотворенного им мира. Ф. Энгельс определяет диалектику как науку о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.

· Что же такое диалектика? Каковы ее основные принципы?

· Чем марксистская диалектика отличается от гегелевской?

2. Л. Фейербах писал: «Новая философия превращает человека, включая и природу его, в единственный универсальный и высший предмет философии, превращает, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку».

· Сравните понимание предмета философии Л. Фейербахом и Гегелем.

· Определите философское направление, к которому тяготеет Л. Фейербах.

· Почему в философии Фейербаха человек превращается в абстрактное, вне мира обитающее существо, в «человека вообще»?

· Почему Л. Фейербах так и не смог дать ответы на вопросы о различии сознания людей, живущих в разные эпохи и принадлежащих к разным национальным и социальным группам?

3. И. Канту принадлежит одна из формулировок категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

· Что такое категорический императив И. Канта?

· Во всех ли обществах он осуществим?

· Актуальна ли эта проблема сегодня?

· Каково ваше отношение к категорическому императиву Канта?

4. Сравните гносеологические позиции двух авторов:

«Критики чистого разума», где утверждается, что познавательные способности разума ограничены: разум не может познать всего в силу того, что он постоянно наталкивается на противоречия».

«Основных положений философии будущего», где отстаивается противоположная точка зрения: познавательные возможности разума безграничны. «То, что не познаем мы, познают наши потомки».

· Кому принадлежат эти работы и высказывания?

· Какова их гносеологическая ориентация?

· Как аргументирует свою позицию автор «Критики чистого разума»?

· Каково ваше отношение к приведенным установкам?

5. «Способ производства материальных благ обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Общественное бытие определяет общественное сознание».

· Назовите автора данного суждения?

· Как он решает основной вопрос философии?

· Какое направление в понимании общества здесь представлено?

III. Заполните таблицы

1. Предмет философии в немецкой классической и марксистской философииФилософ

Понимание им предмета

философии

(система и метод) Оценка

философской

позиции

1. Кант

2. Гегель

3. Фейербах

4. Маркс

2. Познавательные способности человека, по КантуПознавательная

способность Сущность Категории для

обозначения Примеры

1. Чувственность

2. Рассудок

3. Разум

3. Философия марксизмаОсновные положения диалектического материализма Основные положения исторического материализма Произведения, где они изложены Новые понятия

IV. Тематика творческих заданий

1. Категорический императив И. Канта и реальная мораль в обществе.

2. «Деятельность есть наше определение». (И. Кант)

3. «Счастье вообще – вещь нелегкая: его очень трудно найти внутри себя и невозможно найти где-нибудь в ином месте». (М. Шамфор).

4. «Вера – это тоже знание, но в своеобразной форме». (Гегель).

5. Философия и науки. «Другие науки, сколько бы они ни пытались рассуждать, не обращаясь к философии, без нее не могут обладать ни жизнью, ни духом, ни истиной». (Гегель).

V. Тесты

1. Найдите соответствие:

Философ Основное понятие его философии

А) Гегель; 1) Общественно-экономическая формация;

Б) Фихте; 2) Человек;

В) Маркс; 3) «Я»;

Г) Фейербах. 4) Абсолютная идея.

2. Гегелем разработаны основные законы …

А) Механики;

Б) Антропологии;

В) Религии;

Г) Диалектики.

3. «Вещь в себе» в философии И. Канта означает …

А) Закон;

Б) Проявление скрытого смысла вещей;

В) Сущность вещи;

Г) Случайность.

4. В докритический период философской деятельности И. Канта интересуют проблемы ….

А) Этические;

Б) Антропологические;

В) Философии природы;

Г) Метафизические.

5. Философская система Гегеля является …

А) Дуалистической;

Б) Материалистической;

В) Прагматической;

Г) Идеалистической.

6. Ф. Энгельсу принадлежит произведение ….

А) «Энциклопедия философских наук»;

Б) «Мир как воля и представление»;

В) «Сущность христианства»;

Г) «Диалектика природы».

7. По Канту, единственно здравым путем познавательной деятельности выступает …

А) Скептицизм;

Б) Догматизм;

В) Критика;

Г) Схоластика.

8. Согласно Л. Фейербаху, общественное развитие определяется ….

А) Долгом;

Б) Мышлением;

В) Объективными законами;

Г) Любовью.

9. Религия Л. Фейербаха основана на признании …

А) Бога как существа, вынесенного за пределы самого человека;

Б) Бога, растворенного в природе;

В) Бога, находящегося в самом человеке.

10. Главным фактором развития общества К. Маркс считал …

А) Экономический;

Б) Политический;

В) Географический;

Г) Психологический.

Дополнительная литература

1. Антология мировой философии: В 4 тт. – Т. 3. – М., 1971.

2. Бушуева В. В. Философия XIX века / В. В. Бушуева. – М., 1994.

3. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. – М., 1986.

4. Ильин В. В. Философия Нового времени (XIX век) / В. В. Ильин. – М., 1994.

5. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия / В. Н. Кузнецов. – М., 1986.

6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-ое изд. - Т. 3.

7.Мотрошилова Н. В. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н. В. Мотрошилова. – М., 1990.

8. Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века / И. С. Нарский. – М., 1976.

9. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел - Кн. 3. Ч. 2. - М., 1993.

10. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. Любое издание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: