Стандартизация как форма государственного регулирования продукции, услуг, процессов в организациях СКСиТ

Содержание документов в структуре документации системы менеджмента качества

Уровень в структуре документации СМК Вопросы, на которые документы дают ответы
Первый Какие цели в области качества ставит высшее руководство? Какие задачи надо решить руководству организации, чтобы достичь поставленных целей? Каким образом высшее руководство организации обеспечивает решение задач для достижения поставленных целей?
Второй Кто, где, в каком порядке, на основании каких документов-требований, при взаимодействии с кем на уровне организации выполняет требования СМК при осуществлении деятельности в рамках реализации миссии, политики в области качества и достижения поставленных целей?
Третий В каком порядке, при взаимодействии с кем, на основании каких требований, в течение какого времени и как именно конкретное подразделение выполняет требования СМК? Каким образом подразделение документально подтверждает факт пооперационного выполнения установленного порядка?
Подуровень 1
Подуровень 2 Как именно исполнитель на своем рабочем месте выполняет конкретную операцию и фиксирует ее фактическое выполнение?
Четвертый Чем подтверждается качество продукции и его улучшение? Чем подтверждается факт выполнения деятельности в соответствии с конкретным требованием СМК и факт ее улучшения?
Базовый Каковы требования действующего российского законодательства и других правовых документов, дающих право организации осуществлять деятельность, и/или регламентирующих отношения разных видов деятельности?
Подуровень 1 Какие работы (мероприятия) планирует провести организация в целом, каждое подразделение и исполнители для реализации миссии, политики и достижения поставленных целей в области качества? Кто и какие виды работ должен выполнять при решении поставленных задач?
Подуровень 2 Как правильно документировать фактическое выполнение операций в установленных в организациях формах? Какие требования к продукции, технологическим процессам ее производства, контроля следует неукоснительно выполнять?

При описании бизнес-процессов организации или изложении ДПУ разработчикам необходимо показать как выполняются установленные в настоящее время процессы в организации, как они управляют ими с учетом требований ГОСТ Р 9001-2001. Поэтому в текстах этих документов нельзя использовать слова «должен», «следует» и другие.

При описании бизнес-процессов и изложении ДПУ второго и третьего уровней в структуре документации СМК следует акцентировать внимание на подробном описании действий при возникновении форс-мажорных ситуаций, например, срыв сроков выполнения плана и других.

К оформлению документации СМК предъявляются следующие требования:

- системность – документация должна быть структурирована с указанием четких взаимосвязей между документами (должны быть ссылки на сопутствующие документы);

- функциональная полнота – документация должна отражать все аспекты деятельности в СМК и содержать исчерпывающую информацию обо всех процессах и процедурах;

- адекватность – соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО серии 9000-2000;

- идентифицируемость – каждый лист документации должен быть однозначно отнесен к определенному документу, а документ – к определенной части системы;

- адресность – каждый документ должен быть адресован конкретным исполнителям;

- полнота – текст документа должен быть краток и точен, однозначен и понятен для исполнителя;

- актуализированность – все изменения должны своевременно отражаться в каждом документе.

Документация дает возможность передать смысл и последовательность действий. Ее применение способствует:

- достижению соответствия требованиям потребителя и улучшения качества;

- обеспечению соответствующей подготовки кадров;

- повторяемости и прослеживаемости;

- оцениванию эффективности системы менеджмента качества.

Разработка документации не должна быть самоцелью, а должна добавлять ценность.

Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе

Любая организация осуществляет многочисленные и взаимосвязанные процессы. В стандартах ИСО 9000-2000 дается определение процесса как совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. Учитывая такую формулировку, продукция или услуга становится результатом совокупности взаимосвязанных видов деятельности, преобразующих входы в выходы. Выходы одного процесса, служат входами другого процесса. Между входом одного процесса и выходом другого образуется стык. Рассогласованность показателей стыков, определяемая разностью между показателями выходов и входов взаимосвязанных процессов, является исходной информацией для принятия управленческих решений, направленных для ликвидации подобного рассогласования. Все процессы должны быть документированы, поскольку документирование позволяет четко уяснить содержание процесса, объект и схему управления. В ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р 9001-2001 представлена модель системы менеджмента качества организации, отражающая существующие связи между процессами жизненного цикла продукции (услуги) и процессами, связанными с ответственностью руководства, менеджментом ресурсов, анализом и улучшением, направленными на удовлетворение потребителей и других заинтересованных сторон, которые определяют входные данные модели (рис. 2).

Рис. 2. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе: деятельность, добавляющая ценность; поток информации

Модель предполагает постоянное улучшение системы. Постоянное улучшение – одно из обязательных условий ИСО 9001-2000. Цель улучшения – повышение удовлетворенности потребителей. Действия по улучшению включают: установление целей улучшения, поиск решений для достижения целей, выбор и реализацию решения, анализ и оценку результатов. Модели совершенства содержат критерии, позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности организации, и это применимо ко всем видам деятельности. На практике применяется множество циклов совершенствования, например, «метод решения проблемы». Цикл включает в себя семь шагов:

· 1-й шаг – выявление причины улучшения (определение проблемы процесса, выбор области улучшения с указанием причины этого выбора);

· 2-й шаг – изучение фактической ситуации (описание существующего процесса «как есть», выбор необходимой информации, касающейся процесса);

· 3-й шаг – анализ процесса (определение причины возникновения проблемы и факторов, влияющих на улучшение процесса);

· 4-й шаг – реализация решения (поиск и анализ возможных вариантов решения проблемы, выбор лучшего для данной ситуации решения и его реализация);

· 5-й шаг – оценка последствий (следует удостовериться, что проблема и вызвавшие ее причины устранены или их воздействие уменьшено и что выбранное решение действительно приводит к положительным результатам);

· 6-й шаг – внедрение и стандартизация решения (замена процесса на улучшенный, при этом потребуется стандартизировать новый процесс и обучить персонал);

· 7-й шаг – оценка результативности и эффективности улучшения процесса после его внедрения (рассмотрение вопроса о распространении положительного опыта во всей организации.

Деятельность предприятия по разработке и внедрению улучшений является объектом проверки, как при самооценке, так и при внутреннем аудите СМК. Стандарт ИСО 19011 содержит методические указания по аудиту. Результаты проверок используют для оценки эффективности СМК и определения возможностей для улучшения.

Проверки, проводимые первой стороной (самой фирмой) или от ее имени для внутренних целей, могут служить основой для декларирования фирмой о своем соответствии. Проверки, проводимые второй стороной, могут проводится потребителями фирмы. Проверки, проводимые третьей стороной, осуществляются внешними независимыми организациями. Такие организации, обычно имеющие аккредитацию, проводят сертификацию на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001.

При оценке систем менеджмента качества следует задавать четыре основных вопроса:

1. Выявлен и определен ли соответствующим образом процесс?

2. Распределена ли ответственность?

3. Внедрены и поддерживаются ли в рабочем состоянии процедуры?

4. Эффективен ли процесс в достижении требуемых результатов?

При внедрении СМК значительная роль возлагается на высшее руководство. При реализации своей роли руководство выполняет следующие функции:

- разработку политики и целей организации в области качества;

- популяризацию политики и целей в области качества во всей организации для повышения осознания, мотивации и вовлечения персонала;

- обеспечение внедрения соответствующих процессов, позволяющих выполнять требования потребителей и достигать целей в области качества;

- проведение периодического анализа системы менеджмента качества;

- принятие решений в отношении политики и целей в области качества;

- принятие решений по мерам улучшения системы менеджмента качества.

Таким образом, внедрение СМК способствует повышению конкурентоспособности предприятия за счет:

- снижения непроизводительных затрат материалов и времени. При разработке СМК есть возможность четко определить состав производственных операций и их продолжительность, выявить места, где происходят материальные потери;

- повышения качества продукции и услуг. Внедрение СМК приводит к созданию механизма управления предприятием, при котором работникам выгодно повышать или стабилизировать качество производимой продукции или оказываемых услуг;

- повышения качества продукции и услуг. Внедрение СМК приводит к созданию механизма управления предприятием, при котором работникам выгодно повышать или стабилизировать качество производимой продукции;

- усовершенствования системы управления предприятием и его подразделениями. СМК позволяет оптимизировать структуру предприятия;

- повышения ответственности и дисциплинированности персонала. Действующая СМК предусматривает, наряду с управлением персоналом, управление и компетентностью персонала;

- получения лояльных клиентов. Предприятие, где внедрена СМК, воспринимается клиентами как элемент стабильности.

Сертификация внедренной СМК позволяет:

- получить преимущества перед конкурентами при участии в тендерных торгах;

- упростить и удешевить процесс получения лицензий и разрешений;

- повысить имидж компании в глазах иностранных и российских партнеров;

- увеличить инвестиционную привлекательность, стоимость бизнеса.

В связи с переходом страны на рыночные условия Госстандарт (ныне Ростехрегулирование) поставил задачу повышения качества посредством:

- стандартизации – деятельности по установлению правил и характеристик в целях их упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг;

- сертификации – формы, осуществляемой органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

- метрологии – науки об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности;

- квалиметрии – научной области, объединяющей количественные методы оценки качества товаров и услуг.

Историческая справка

Рассматривая историю стандартизации через генезис, следует выделить ряд этапов.

Появление знаков, пиктограмм в Древнем Шумере 6 тысяч лет до н.э.

Появление цифр в Вавилоне (4 тысячи лет назад); карт, содержащих символические обозначения городов и деревень в Китае (206 г. до н. э.); печатание на глиняных табличках в 1700–1600 г. до н.э. в Фиесте.

Император Китая Цинь Шихуанди (259–210 гг. до н.э.) для упрощения сбора налогов сделал все меры и монеты одинаковыми. Он унифицировал написание иероглифов и установил одинаковыми длины осей у телег для обеспечения единой колеи на дорогах.

Искусство измерения было известно в Древнем Египте (7 тысяч лет назад). На строительстве пирамид применялся «царский локоть» длиной 52,6 см.

В Китае в 5 веке до н. э. принят первый календарь, насчитывающий 365,25 дня.

В период перехода к машинному производству имели место следующие достижения:

- в целях перехода к массовому производству в Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, определен калибр – 13,9 мм;

- стандартизирована ширина железнодорожной колеи в 1845 г. в Германии.

В России Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами ввел технические условия, учитывающие требования иностранных рынков к качеству отечественной продукции; организовал правительственные бракеражные комиссии в Санкт-Петербурге и Архангельске для проверки качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна).

Развитие государственной стандартизации в России началось при Советской власти. В 1918 г. Лениным был подписан декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О введении Международной метрической системы мер и весов».

В 1923 г. было создано Бюро стандартизации при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции для подготовки предложений по созданию руководящего органа по стандартизации.

В 1923 г. был организован Комитет по стандартизации при Совете труда и Обороны и введена государственная стандартизация в СССР. Первым председателем был В. В. Куйбышев.

В 1926 г. утвержден первый общесоюзный стандарт «Пшеница. Селективные сорта зерна. Номенклатура» В последующие три года было утверждено более 300 стандартов. На период 1929–1932 гг. их было уже более 4500.

В 1940 г. Постановлением Совета народных комиссаров (СНК) СССР была введена категория государственных стандартов (ГОСТ). С начала второй пятилетки было разработано и утверждено 8600 ГОСТов, что подготовило промышленность стран к работе в военных условиях. За первый год войны было утверждено 2200 новых стандартов, которые позволили мобилизовать ресурсы страны.

В 1954 г. создан Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете министров СССР. С этого момента руководство стандартизацией и метрологией в стране стало единым.

В 1968 г. был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов «Государственная система стандартизации (ГСС). Согласно ГОСТ 1.0-68 были введены четыре категории: государственный стандарт СССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).

В 1970 г. Комитет стандартов, мер и измерительных приборов Совета Министров СССР был преобразован в Государственный комитет Совета министров СССР по стандартам (Госстандарт).

В 1993 г. принят ФЗ «О стандартизации», который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

В 2002 г. Государственной думой принят ФЗ «О техническом регулировании».

В 2004 г. Госстандарт преобразован в Ростехрегулирование.

Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 г. представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.

Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:

1. Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации.

2. Федеральный Закон «О техническом регулировании», определивший правовые основы стандартизации «В Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов.

3. Нормативные и правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации.

4. Основополагающие стандарты национальной системы стандартизации. С 01.01.93 г. вступил в действие подготовленный Госстандартом России комплекс стандартов Государственной системы стандартизации РФ (ГСС РФ). Государственная система стандартизации – это механизм научно-техничес­кого управления производственными процессами разработки, производства, обращения и применения продукции во всех отраслях, функционирование которого осуществляется в соответствии с правилами и положениями, установленными в комплексе стандартов ГСС РФ. Система обеспечивает и поддерживает единый технический язык, унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции.

ГСС РФ включает в себя следующие стандарты:

· ГОСТ Р 1.0-92. Государственная система стандартизации РФ. Основные положения. Этот стандарт является основополагающим в комплексе стандартов ГСС РФ. Он устанавливает основные задачи и принципы стандартизации, объекты стандартизации, а также определяет нормативные документы по стандартизации и требования к ним;

· ГОСТ Р 1.2-92. Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки государственных стандартов. Этот стандарт устанавливает основные положения по разработке и обновлению стандартов;

· ГОСТ Р 1.4-93. Государственная система стандартизации РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических обществ и других общественных объединений. Общие положения;

· ГОСТ Р 1.5-92. Государственная система стандартизации РФ. Общие положения к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

· ПР 50.1.001-93. Правила согласования и утверждения ТУ. Устанавливает порядок согласования и утверждения ТУ на продукцию (процессы, услуги) и изменений к ним.

Регулирование услуг туристских, гостиничных и предприятий общественного питания осуществляется следующими основными нормативными документами:

- Федеральным законом 26.12.96 г. № 126-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

- Федеральным законом 05.02.07 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

- ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура покупателей качества»;

- ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Общие положения»;

- ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования»;

- ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования к обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;

- ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»;

- СтОО01-03 «Порядок и правила предоставления туристских услуг.
Общие положения» (стандарт Российской ассоциации социального туризма и Национальной туристской ассоциации);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.97 г.
№ 490 ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»;

- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.07.05 г.
№ 1004-р «Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения» (введен приказом Ростуризма от 21.07.05 г. № 86);

- СтОО РАСТ 02-04 «Гостиничный стандарт РАСТ. Основные положения»;

- ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения»;

- ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования»;

- ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие теоретические условия»;

- ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий»;

- ГОСТ Р 50935-96 «Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу»;

- ОСТ 28-1-95 «Общественное питание. Требования к производственному персоналу».

Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ). ЕСКК ТЭСИ – представляет совокупность взаимосвязанных классификаторов технико-экономической информации, их систем ведения, научно-методических и нормативно-технических документов по их разработке, ведению и внедрению, а также организаций и служб, осуществляющих работы по классификации и кодированию. Объектами классификации и кодирования в ЕСКК ТЭСИ служат экономические и социальные объекты и их свойства. Результатом работ по ЕСКК является создание классификаторов ТЭСИ – официальных документов, представляющих собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок. Общероссийские классификаторы приравниваются к ГОСТам. Остальные категории стандартов приравниваются к соответствующим категориям стандартов. В зависимости от уровня утверждения и сферы применения различают классификаторы:

- общероссийские. «Общероссийский классификатор услуг населению» ОКОО2-93 (ОКУН) содержит 13 классификационных группировок услуг. В эти группировки входит более 1500 наименований конкретных услуг. При классификации выделяют группы, подгруппы, виды, например, 01 – бытовые услуги. С 01.01.08 до 01.01.11 введен в действие классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС) и будет действовать совместно с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС) (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию от 22.11.07 № 329);

- отраслевые. ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий»;

- предприятий. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.07.05 № 1004 «Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения» и другие.

Составной частью ЕСКК ТЭСИ служит каталогизация продукции – процесс составления перечней производимой, экспортируемой и импортируемой продукции с ее описанием.

Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют:

1. Национальный орган по стандартизации – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Действует на основании Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.04 г. № 294. Основные задачи:

- реализация функций национального органа по стандартизации;

- обеспечение единства измерений;

- осуществление госконтроля за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований стандартов;

- организационно-методическое обеспечение проведение конкурса на соискание Премии Правительства Российской Федерации в области качества;

- оказание государственных услуг в сфере стандартизации, технического регулирования и метрологии и другие.

2. Территориальные органы – службы по стандартизации

3. Научно-исследовательские институты по стандартизации Ростехрегулирования. Например, Всероссийской научно-исследовательский институт стандартизации (ВНИИС). ВНИИС проводит большую работу по стандартизации в сфере услуг населения; оценке соответствия менеджмента качества; по заданию Ростехрегулирования проводит экспертизу проектов национальных стандартов, в том числе сферы услуг; проводит мониторинг деятельности технических комитетов по стандартизации; в соответствии в Концепцией развития стандартизации
ОАО «ВНИИС» в 2007 г. разработал Перспективную программу развития стандартизации услуг на 2008–2011 гг. Являясь представителем России в Техническом комитете международной организации по стандартизации ISO/ТС 176, институт непосредственно участвует в разработке стандартов ИСО серии 9000.

4. Технические комитеты по стандартизации (ТК). ТК – основное звено системы национальной стандартизации. Они создаются на предприятиях, специализирующихся на определенных видах продукции и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. В состав комитета входят представители разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей продукции и другие заинтересованные лица.

Задачи ТК:

- разработка, экспертиза, согласование, подготовка к утверждению проектов национальных и межгосударственных стандартов, пересмотр, подготовка изменений, предложений по отмене стандартов;

- формирование программ разработки национальных стандартов, являющихся доказательной базой для выполнения технических регламентов;

- сотрудничество с предприятиями – пользователями стандартов, в том числе объединениями потребителей, органами по сертификации, испытательными лабораториями;

- экспертиза проектов стандартов организаций, относящихся к сфере деятельности технического комитета (по желанию организаций – авторов проекта);

- участие в разработке корпоративных систем стандартизации для предприятий – пользователей стандартов, относящихся к области деятельности технического комитета;

- проведение консультаций и обучения в сфере компетенции ТК.

Технические комитеты утверждаются Федеральным агентством совместно с министерствами. Государственная регистрация технических комитетов осуществляется ВНИИС России. На базе ОАО «ВНИИС» действуют секретариаты технических комитетов по стандартизации, например, ТК 079 «Управление качеством и оценка соответствия», создано на добровольной основе для организации и проведения работ по национальной и межгосударственной стандартизации в сфере подтверждения соответствия, сертификации систем качества и аккредитации организаций в качестве органов по сертификации в соответствии с приказом Госстандарта России от 22.09.99 г. № 443 «О создании технического комитета по стандартизации «Управление качеством и оценка соответствия». Для реализации специальных проектов в составе ТК 079 действуют подкомитеты (ПК): ПК 1 «Системы менеджмента качества», ПК 2 «Подтверждение соответствия продукции», временные творческие коллективы (ВТК) и другие. На базе ТК 079 разработаны российские аналоги серии ИСО. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «система менеджмента качества. Основные положения. Словарь», ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования», ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». Разработан проект ГОСТ Р ИСО 9000-2008 на основе версии ИСО 9000-2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения. Словарь». В 2008 г. запланирована подготовка национального стандарта ГОСТ Р на основе будущего ИСО 9001-2008; в 2009 г. на основе будущего ИСО 9004-2009. В 2009 г. запланированы ГОСТ Р ИСО 10001 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по кодексу поведения», ГОСТ Р ИСО 10003 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по разрешению спорных вопросов с потребителями», ГОСТ Р ИСО 14050 «Менеджмент окружающей среды. Словарь». Далее ТК 347, создан согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.11.07 г. № 3069 на принципах добровольности участия для проведения работ по национальной и межгосударственной стандартизации в сфере услуг торговли и общественного питания и другие.

5. Разработчики стандартов.

Классификация стандартов

В Российской федерации нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

- государственные стандарты – ГОСТ Р;

- отраслевые стандарты – ОСТ;

- технические условия – ТУ в отличие от ГОСТа распространяются на узкую группу продукции, утверждаются производителем по согласованию с потребителем;

- стандарты предприятий и ассоциаций – СТП;

- стандарты общественных организаций – СТО

- общероссийские классификаторы технико-экономической информации, входящие в состав ЕСКК ТЭИ.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания:

· стандарты основополагающие. Устанавливают организационные положения для определенной области деятельности, а также нормы и правила для обеспечения взаимопонимания, технического единства и взаимосвязи различных областей науки и производства при использовании продукции, охраны окружающей среды и другие общетехнические требования. Например,
ГОСТ Р 28681.0 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения». Устанавливает виды обслуживания как объекты стандартизации, термины и определения;

· стандарты на продукцию, услуги. Устанавливают требования к группам однородной продукции и услуг. Например, ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» устанавливает требования к туристским и экскурсионным услугам, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья туристов и экскурсантов. Стандарт определяет вредные факторы в туризме и их классифицирует;

· стандарты на процессы. Устанавливают основные требования к методам, способам, приемам выполнения различного рода работ в процессах разработки, хранения, эксплуатации, ремонта и утилизации. Например, ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» устанавливает последовательность проектирования туристских услуг;

· стандарты на методы контроля. Устанавливают способы и приемы проведения испытаний, измерения и анализ продукции и услуг при ее создании и использовании. Например, ГОСТ Р 12.1.36.-81 «Система стандартов безопасности труда. Шум. Допустимые уровни в жилых и общественных зданиях», нормирует величину шума в помещении и методы определения уровня шума, какими приборами проводить измерения. Классификация гостиниц и другие.

Для сравнения: в Германии национальные стандарты разработаны на 14 видов услуг, европейские – на 16 и международные на 3 вида услуг, что не соответствует экономическому значению данной сферы.

В частности, европейские стандарты действуют или разрабатываются:

- на транспортные услуги (перевозка пассажиров общественным транспортом, транспортирование мебели и др.);

- услуги в области туризма (терминология, подводный спорт, изучение иностранных языков за границей, организация экскурсий);

- маркетинговые услуги (изучение рынков, анализ рекламных материалов);

- ритуальные услуги;

- переводческие услуги;

- психологическое диагностирование профессиональной пригодности;

- услуги косметологов.

Действующие международные стандарты распространяются на финансовое консультирование, проведение выставочных и ярмарочных мероприятий, менеджмент в области услуг по применению информационных технологий.

Принципы стандартизации

Отнесение работы по стандартизации к основному виду деятельности предприятий и организаций требует рассмотрения методологических основ стандартизации. В их основе лежат принципы и методы стандартизации.

Стандартизация основана на научных и организационных принципах.

Научные принципы

1. Принцип обязательности. Этот принцип утвержден законодательно, поэтому несоблюдение стандартов является нарушением закона. Законодательством предусмотрены меры дисциплинарного, материального и уголовного воздействия к лицам, допустившим невыполнение требований стандартов.

2. Принцип опережаемости. Опережающая стандартизация заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому уровню норм, требованиям к объектам стандартизации. В этих стандартах устанавливаются дифференцируемые сроки введения в действие предусмотренных показателей и требований. В основе опережающих стандартов лежит правильность прогнозирования развития науки и техники на определенный период.

3. Принцип динамичности. Принцип динамичности обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, а также своевременным пересмотром и отменой стандартов. В современных условиях развития рыночных отношений, когда формирование потребительских свойств продукции будет оставаться за потребителем, сроки разработки стандартов, внесение в них изменений, станут наиболее характерной чертой работы по стандартизации. В настоящее время все изменения в стандарты вносятся согласно ГОСТ 1.15-93 «Порядок проверки, пересмотра, изменения и отмены стандартов».

4. Принцип эффективности. Эффективность – достижение рациональной экономии путем оптимальности требований, включаемых в стандарт. Он является основополагающим в организации работы по стандартизации и регламентируется рядом ГОСТов. Методы определения эффективности стандартизации установлены в ГОСТ 20779-89.

5. Принцип комплексности. Комплексность – согласование требований к взаимозаменяемым объектам, включая метрологическое обеспечение и увязку сроков введения в действие нормативных документов. Комплексность стандартизации обеспечивается разработкой программ, охватывающих стандартизацией не только готовые изделия, но и сырье, материалы, комплектующие изделия, элементы технологии, средства измерений, методы подготовки и организации производства. Эти программы служат планами повышения технического уровня и качества продукции. Они учитывают все стадии жизненного цикла товара, т.е. разработку, опытное изготовление, испытание, серийное производство и потребление, включая техническое обслуживание и ремонт.

Организационные принципы

1. Принцип экономичности – заключается в обеспечении рационального использования всех видов ресурсов.

2. Принцип совместимости. В зависимости от вида продукции требования совместимости включают требования по функциональной, геометрической, размерной, биологической, электромагнитной, электрической, метрологической, информационной и другим видам совместимости. При установлении состава обязательных требований совместимости должен использоваться системный подход, предусматривающий учет взаимосвязи объектов с их частями или объектов с окружающей средой, таких как: человек-техника, изделие – составные части, техническая система – составные части, продукция – материал, техника – среда, продукция – тара, упаковка, вычислительная техника – программное и организационное обеспечение и т. д.

3. Принцип взаимозаменяемости. Взаимозаменяемость – пригодность одного изделия, процесса, услуги для использования вместо одного изделия, процесса, услуги в целях выполнения одних и тех же требований без предварительной подгонки. При соблюдении четко оговоренных геометрических, механических, электрических и других характеристик изделия и их составных частей обеспечивается функциональная взаимозаменяемость

4. Обеспечение безопасности для жизни и здоровья потребителя, отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

5. Охрана окружающей среды – защита от неблагоприятного воздействия продукции, процессов, услуг на окружающую среду.

Методы стандартизации

Универсальным методом стандартизации служит упорядочение объектов стандартизации, связанное прежде всего с сокращением многообразия. Результатом работы по упорядочению являются стандарты и технические условия, типовые формы технических, управленческих и прочих документов.

Упорядочение как универсальный метод состоит из следующих методов:

1. Систематизация. Систематизация объектов стандартизации заключается в научно-обоснованном последовательном классифицировании и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации. Примером результата работы по систематизации продукции может служить Общероссийский классификатор.

2. Селекция. Селекция объектов стандартизации – деятельность, заключающаяся в отборе конкретных объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.

3. Типизация. Типизация объектов стандартизации – деятельность по созданию типовых (образцовых) объектов: конструкций, технологических правил, форм документации. Отобранные конкретные объекты подвергаются техническим преобразованиям, направленным на повышение качества и универсальности.

4. Оптимизация. Оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении главных оптимальных параметров, а также значений всех других показателей качества и экономичности. Целью оптимизации служит достижение оптимальной степени упорядочения и максимально возможной эффективности по выбранному критерию. Оптимизация осуществляется путем применения специальных экономико-математических методов и моделей оптимизации.

К методическим основам стандартизации продукции относятся:

- параметрическая стандартизация. Продукция определенного назначения, принципа действия и конструкции, т. е. продукция определенного типа, характеризуется рядом параметров. Набор установленных значений параметров называется параметрическим рядом. Разновидностью параметрического ряда служит размерный ряд. Например, для тканей размерный ряд состоит из отдельных значений ширины тканей, для посуды – отдельных значений вместимости. Каждый размер изделия (или материала) называется типоразмером. Например, сейчас установлено 105 типоразмеров мужской одежды и 120 типоразмеров женской одежды. Процесс стандартизации параметрических рядов – параметрическая стандартизация – заключается в выборе и обосновании целесообразности номенклатуры и численного значения параметров;

- унификация. Унификация направлена на улучшение технико-эксплуата­цион­ных характеристик изделий, снижение их себестоимости, повышение автоматизации производственных процессов, организацию специализированного производства.

Функции стандартов

В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет ряд функций.

1. Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции; стандартизация технологических процессов способствует совершенствованию качества продукции, а также повышению эффективности управления производством.

2. Социальная функция стандартизации заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве таких показателей качества объектов, которые содействуют здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта.

3. Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизированные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства.

Основные положения и условия разработки стандартов

Работа по созданию стандартов определяется в последовательности, установленной в ГОСТ Р 1.2-92. Разработку государственных стандартов РФ осуществляют технические комитеты по стандартизации, а также предприятия, общественные объединения в соответствии с планами государственной стандартизации РФ, программами работ технических комитетов и договорами на разработку стандартов или в инициативном порядке.

При разработке стандартов следует руководствоваться законодательством РФ, государственными стандартами ГСС РФ и другими нормативными документами по стандартизации.

Основные правила:

- разработка стандартов должна основываться на взаимном стремлении всех заинтересованных сторон, разрабатывающих, изготовляющих и потребляющих продукцию, к достижению общего согласия по управлению многообразием продукции, ее качеству, совместимости и взаимозаменяемости;

- стандарты должны разрабатываться только при необходимости. В первую очередь должны разрабатываться стандарты, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;

- при разработке стандартов на продукцию, в частности товары народного потребления, необходимо руководствоваться требованиями потребителей, интересы которых представляют органы торговли и общества потребителей. Их представители могут непосредственно участвовать в разработке проектов стандартов (в качестве членов технических комитетов), подготавливать предложения по разработке, пересмотру и изменению стандартов;

- при разработке стандартов необходимо использовать современные методические основы стандартизации – комплексную стандартизацию, опережающую стандартизацию, методы оптимизации параметров объектов стандартизации;

- стандарт должен устанавливать требования к основным свойствам объекта, которые могут быть объективно проверены;

- следует избегать одновременной разработки на различных уровнях управления стандартов на идентичные объекты стандартизации;

- стандарты должны быть изложены четко и ясно для обеспечения однозначности понимания их требований.

При разработке стандартов необходимо использовать научно-исследо­ва­тельс­кие результаты, результаты патентных исследований, международные, региональ­ные стандарты, правила, нормы, рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других стран и иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.

Порядок разработки государственных стандартов. Обновление, изменение и пересмотр стандартов

В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки и применения стандартов предусматривается порядок разработки стандарта.

Первая стадия: организация разработки стандарта. В технический комитет от заинтересованных лиц поступает заявка. В заявке приводится обоснование необходимости разработки стандарта.

В качестве исходного материала к заявке может быть приложен проект стандарта, подготовленный заявителем. Технический комитет организует разработку проекта стандарта в следующем порядке:

- определяет подкомитет (ПК), в котором будут разрабатывать стандарт;

- выбирает рабочую группу или предприятие для разработки проекта стандарта;

- устанавливает сроки выполнения работ со стадиями разработки стандарта в соответствии со сроками, установленными договорами.

Технический комитет направляет информацию о начале разработки стандарта (с краткой аннотацией) для опубликования в специализированном издании Ростехрегулирования «Вестник Федерального агентства по техническому регулированию» для получения от заинтересованных предприятий заявок на направление им на отзыв проекта стандарта (первой редакции).

Вторая стадия: разработка проекта стандарта. Рабочая группа (предприятие) готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему. В пояснительной записке к проекту стандарта в общем случае приводят:

- обоснование для разработки стандарта с указанием соответствующего документа;

- краткую характеристику объекта стандартизации;

- сведения о соответствии проекта стандарта законодательству РФ, международным, региональным стандартам, правилам, нормам и рекомендациям по стандартизации, а также прогрессивным национальным стандартам других стран;

- сведения о патентной чистоте проекта стандарта;

- сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими нормативными документами по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или отмене;

- сведения о рассылке на отзыв и опубликовании аннотации о проекте стандарта, а также краткую обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции);

- сведения о согласовании;

- источник информации.

Технический комитет проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта, требованиям законодательства и стандартов Государственной системы стандартизации РФ и направляет его с пояснительной запиской членам технического комитета и ПК. Члены технического комитета рассматривают проект стандарта (на заседании, путем переписки, переговоров) и подготавливают свои предложения к нему.

Технический комитет с учетом полученных предложений подготавливает проект стандарта в качестве первой редакции, который затем направляет с пояснительной запиской заказчику разработки стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Ростехрегулирования, если она не является членом технического комитета. Технический комитет с учетом полученных заявок на проект стандарта рассылает его на отзыв.

После получения проекта стандарта на отзыв заинтересованные предприятия и специалисты составляют отзывы на проект стандарта и направляют их в технический комитет в двух экземплярах не позднее чем через два месяца со дня получения проекта стандарта.

Предложения по введению новых, исключению или изменению требований, предусмотренных в проекте стандарта, должны быть обоснованы.

Третья стадия: разработка окончательной редакции стандарта. Технический комитет с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта. Проект стандарта (окончательную редакцию) пояснительной запиской технический комитет направляет:

- членам технического комитета;

- органам государственного надзора;

- в научно-исследовательскую организацию.

Технический комитет с учетом предложений членов технического комитета, согласования с органами государственного надзора, заключения научно-исследовательских организаций и результатов издательского редактирования дорабатывает проект стандарта.

Технический комитет на заседании рассматривает проект стандарта, проводит по нему голосование и принимает решение о направлении проекта стандарта в Ростехрегулирование на утверждение, если с этим проектом согласно не менее 2/3 предприятий – членов технического комитета. Кроме того, он направляет для принятия в Ростехрегулирование проект стандарта (окончательную редакцию) в трех экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом, подписанным председателем технического комитета, и следующей документацией в одном экземпляре.

- пояснительной запиской к проекту стандарта;

- протоколом заседания технического комитета по рассмотрению окончательной редакции проекта стандарта;

- экземпляром проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование.

Одновременно проект стандарта с приложением пояснительной записки и протокола заседания технического комитета направляют заказчику стандарта.

Четвертая стадия: принятие и государственная регистрация стандарта. Ростехрегулирование рассматривает проект стандарта, принимает его и вводит в действие постановлением.

При принятии стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внесения стандарта. Срок действия стандарта, как правило, устанавливают.

Государственную регистрацию стандарта осуществляет Ростехрегулирование в установленном порядке.

Пятая стадия: издание стандарта. Ростехрегулирование публикует информацию о принятых стандартах в ежемесячном информационном указателе «Вестник Федерального агентства по техническому регулированию».

Ростехрегулирование издает и распространяет стандарты в установленном им порядке.

Обновление и отмена стандарта. Обновление стандарта проводят для поддержания его соответствия потребностям населения, экономики.

Технический комитет анализирует и обобщает предложения по обновлению стандарта, поступившие от предприятий – членов технического комитета, других предприятий, научно-технических и инженерных обществ, государственных органов управления. В качестве предложения может быть представлен проект пересмотра стандарта.

С учетом поступивших предложений технический комитет разрабатывает и направляет в Ростехрегулирование проект изменения к стандарту (предложения по пересмотру стандарта) или предложение по отмене стандарта, решение по которым принимает Ростехрегулирование.

Ростехрегулирование принимает решение об отмене стандарта в следующих случаях:

1) в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществляющихся по данному стандарту;

2) при разработке взамен старого стандарта другого нормативного документа;

3) в других обоснованных случаях.

Ростехрегулирование регистрирует документ об отмене стандарта и публикует эту информацию в информационном указателе государственных стандартов РФ, как правило, не позднее чем за три месяца до даты отмены стандарта.

Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него более новых, прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.

Пересмотр стандарта. При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий новый стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого стандарта он разработан.

Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.

Порядок разработки внутрифирменных стандартов, технических условий

Порядок разработки стандарта предприятия установлен в ГОСТ Р 1.4-93. Стандарты предприятий разрабатывают субъекты хозяйственной деятельности, т. е. предприятия (отделы, лаборатории по стандартизации).

Стандарт предприятия разрабатывается при следующих условиях:

- для обеспечения применения на предприятии государственных, международных стандартов и стандартов других общественных объединений;

- на создаваемые и применяемые на данном предприятии продукцию, процессы и услуги.

Стандарты предприятий не должны нарушать обязательных требований государственных стандартов. Разрабатываются и утверждаются предприятием самостоятельно исходя из необходимости их применения, в целях совершенствования организации управления производством.

Требования стандартов предприятия подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции (на выполнение работ и оказание услуг) сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты предприятия утверждает руководитель (заместитель руководителя) предприятия (объединения) приказом или личной подписью на первой странице стандарта.

В случае утверждения стандарта предприятия приказом в нем устанавливают дату введения стандарта в действие и утверждают организационно-технические мероприятия по подготовке к применению стандарта. Стандарты предприятия утверждают, как правило, без ограничения срока действия. По решению субъекта хозяйственной деятельности срок действия стандарта предприятия может быть ограничен. Допускается применение стандарта предприятия другими предприятиями (объединениями) по согласованию с его разработчиками.

Технические условия (ТУ) – наиболее распространенный документ по стандартизации, утверждаются производителем по согласованию с потребителем. В отличие от ГОСТа разрабатываются на одно конкретное изделие или на несколько конкретных изделий групповые ТУ. В ТУ устанавливаются такие требования к качеству конкретной продукции, какие не установлены непосредственно в соответствующем ГОСТе.

Типичными объектами ТУ среди товаров народного пользования являются:

· изделия, выпускаемые мелкими сериями (предметы галантереи, изделия народного промысла);

· изделия, сменяющегося ассортимента (сувениры);

· изделия, осваиваемые промышленностью.

Разработку ТУ осуществляют предприятия. Установлены два способа согласования проекта ТУ:

1) на приемочной комиссии;

2) непосредственно с потребителем.

Проекты ТУ подлежат согласованию на приемочной комиссии, если она принимает решение о постановке продукции на производство. Изготовитель направляет проект ТУ организации (предприятия), представители которых включены в состав комиссии, не позднее чем за месяц до начала работы приемочной комиссии.

Подписание акта приемки опытного образца (опытной партии) продукции членами комиссии означает согласование проекта ТУ. Если решение о постановке продукции на производство принимают без приемочной комиссии, проект направляют на согласование заказчику (потребителю), срок рассмотрения проекта не должен превышать 20 дней с момента поступления его в организацию.

ТУ утверждает предприятие – разработчик документа. Утверждение оформляют подписью руководителя под грифом «Утверждаю» на титульном листе документа. ТУ утверждают, как правило, без ограничения срока действия. Они подлежат учетной регистрации по месту нахождения предприятия в Центре стандартизации и метрологии. Такая регистрация необходима для обеспечения потребителей (заказчиков) информацией о номенклатуре и качестве выпускаемой продукции, об утвержденных ТУ.

Предприятие – разработчик представляет на регистрацию копию ТУ и каталожный лист не позднее месяца с момента утверждения ТУ. В каталожном листе приводят подробные сведения о предприятии-изготовителе и выпущенной конкретной продукции в виде текста в закодированном виде. С помощью каталожных листов формируются каталоги выпускаемой продукции и строится система каталогизации в стране.

При согласии заказчика разрешается не разрабатывать ТУ, если продукция может быть выпущена:

- по контракту – продукция, предназначенная для экспорта;

- техническому документу – полуфабрикаты, вещества, материалы, изготовленные по прямому заказу одного предприятия. Как показывает практика, в основном предприятия производят продукцию в соответствии с Техническими Условиями, которые сами и разрабатывают.

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов

Государственный контроль и надзор – деятельность специально уполномоченных органов по контролю за соблюдением предприятиями, должностными лицами и гражданами требований стандартов к качеству продукции, процессов, услуг.

В соответствии с Законом РФ «О техническом регулировании» государственный надзор осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации, использовании, хранения и транспортировки и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.

Одним из основных уполномоченных органов, осуществляющих надзор, является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Цель госнадзора заключается в защите прав потребителей и интересов государства. Достижение данной цели базируется на решении следующих задач:

- предотвращении и пресечении нарушений государственных стандартов, устанавливающих обязательные требования к продукции, всеми субъектами хозяйственной деятельности

- предоставлении органами государственного управления и общественными организациями достоверной информации о фактическом состоянии соблюдения субъектами хозяйственной деятельности установленных требований к продукции, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья людей, окружающей среды.

Госнадзор осуществляется в трех формах:

- испытании продукции;

- экспертизе продукции;

- лицензировании разработки и применения потенциально опасных технологий, объектов, изделий.

Государственный инспектор имеет право:

- получать от субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для осуществления госнадзора;

- использовать технические средства и специалистов субъектов хозяйственной деятельности для проведения госнадзора;

- проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции для контроля их соответствия обязательным требованиям стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний на издержки производства проверяемых субъектов хозяйственной деятельности;

- выдавать предписания о запрете или приостановке реализации, использования проверенной продукции, а также выполнения работ и услуг в случае несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям ГОСТов;

- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований ГОСТов;

- запрещать реализацию продукции, выполнения работ и оказания услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от предъявления продукции, работ и услуг для проверки.

Государственные инспекторы при осуществлении возложенных на них обязанностей должны защищать интересы потребителей, субъектов хозяйственной деятельности и государства, руководствуясь законодательством РФ.

Направления национальной стратегии стандартизации: отечественный и зарубежный опыт

Развитие национальной стратегии стандартизации в России осуществляется в соответствии с концепцией, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.02.06 № 266-р.

Концепция представляет собой систему взглядов на проблемы развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации до 2010 г. и содержит обоснованные цели, задачи и направления развития национальной системы стандартизации.

Документ подготовлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и с учетом международных нормативных документов в области стандартизации.

Сформированная на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходе реформы технического регулирования должна быть заменена на национальную систему стандартизации, которая в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг.

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования должна внести достойный вклад в экономическое развитие страны, при этом роль и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике.

В Федеральном законе «О техническом регулировании» не в полной мере отражены положения, определяющие понятие, структуру, статус, участников национальной системы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросы финансирования деятельности по разработке международных и межгосударственных стандартов. Кроме того, указанным Законом не предусмотрены отраслевые стандарты и другие нормативные документы, значение которых для производителей продукции остается весьма существенным. Приказом Минпромэнерго России от 6 февраля 2008 г. № 41 утвержден План организации законопроектных работ Минпромэнерго России на 2008 г. в соответствии с которым начата разработка проекта федерального закона «О стандартизации». Основная идея законопроекта – определение правовых и организационных основ стандартизации, создание новой, отвечающей современным требованиям и тенденциям национальной системы стандартизации в Российской Федерации, обеспечивающей единую государственную политику в этой области, нацеленную на нормативно-техническое обеспечение решения важнейших государственных задач и национальных программ.

Российская Федерация является членом Международной организации по стандартизации, Международной электротехнической комиссии и Международного союза электросвязи, участвует в деятельности региональных организаций по стандартизации. Несмотря на активное участие Российской Федерации в деятельности международных организаций, количество секретариатов технических комитетов, закрепленных за ней, явно недостаточно для реализации национальных интересов Российской Федерации.

Стратегическими целями развития национальной системы стандартизации являются:

- повышение качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках;

- обеспечение научно-технического прогресса;

- обеспечение рационального использования ресурсов;

- обеспечение технической, информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;

- содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;

- содействие сохранению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическом отношении стран и другие.

Для эффективного развития национальной системы стандартизации и достижения стратегических целей необходимо:

- сформировать механизмы использования национальных стандартов в государственных интересах Российской Федерации, в том числе для выполнения международных обязательств и поддержки социально-экономической политики государства;

- обеспечить приоритетную разработку национальных стандартов, применяемых на добровольной основе, для соблюдения требований технических регламентов;

- обеспечить при разработке национальных стандартов баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей;

- сформировать экономические механизмы, обеспечивающие привлечение всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации и их финансированию;

- обеспечить эффективное применение методов и средств стандартизации для содействия успешному развитию секторов российской экономики с высоким потенциалом развития, а также для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг;

- применять при разработке стандартов метод программно-целевого планирования;

- оптимизировать процедуру разработки и принятия национальных стандартов с использованием международного опыта;

- усилить роль Российской Федерации и повысить ее авторитет в международной (региональной) стандартизации;

- повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов;

- повысить эффективность межгосударственной стандартизации.

Направления развития национальной системы стандартизации включают в себя: совершенствование законодательных основ национальной системы стандартизации, усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации, развитие организационно-функциональной структуры национальной системы стандартизации, экономических основ стандартизации, фонда документов национальной системы стандартизации, информационного обеспечения в области стандартизации, совершенствование взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации, развитие работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по стандартизации.

Для сравнения рассмотрим направления национальной стратегии стандартизации Швейцарии. В ее основе лежат следующие положения:

Стандартизация является саморегулирующейся сферой деятельности, поскольку избыточное государственное регулирование тормозит развитие экономики, сдерживает деловую активность и вызывает значительные расходы и наносит ущерб малому бизнесу, снижая его конкурентоспособность.
В задачу швейцарской стандартизации входит содействие деятельности заинтересованных кругов страны.

Стандартизация – где возможно, законы – где необходимо.

В нормативно-правовых документах устанавливаются только существенные требования к процессам, изделиям и услугам, касающиеся здоровья, безопасности, конструкции или функции объекта. Конкретизация этих требований осуществляется путем ссылки на гармонизированные европейские и, или международные стандарты. Стандарты, таким образом, создают демократически признанную базу для свободного обращения товаров и услуг.

Следование принципам процесса стандартизации.

Профессиональная стандартизация включает ряд международно-признан­ных процедур. Саморегуляция может рассматриваться в качестве разумной и эффективной альтернативы законодательству, а также пользоваться широким признанием только при соблюдении следующих принципов:

- все заинтересованные круги могут и должны через своих представителей принимать участие в стандартизации на всех уровнях;

- стандарты разрабатываются на основе консенсуса, что означает общее согласие и отсутствие возражения против существенных аспектов текста документа, учет точек зрения основных участников разработки и устранение всех контраргументов;

- перед публикацией окончательной редакции документа проект стандарта должен быть представлен для широкого обсуждения. Обоснованн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: