Психологические осо­бенности этнических групп

Содержание и структура психологии большой социальной группы

Вопрос № 22. Психологическая характеристика больших и малых социальных групп.

Большие группы в количественном от­ношении образования людей разделяются на два вида: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе историческою развития общества, занимающие определен­ное место в системе общественных отношений каждого конкрет­ного типа общества и потому долговременные, устойчивые в сво­ем существовании. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, по­ловозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы мо­гут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Для всех выделенных больших социальных групп характерны некоторые общие признаки:

- нравы, обычаи и традиции;

- специфические регуляторы поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы;

- в рамках определенного об­раза жизни приобретают особое значение интересы, ценности, по­требности;

- не последнюю роль в психологической характеристи­ке названных больших групп играет зачастую наличие специфи­ческого языка.

Для этнических групп — это само собой разумею­щаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессио­нальным группам, такой возрастной группе, как молодежь.

Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. В широком смысле это — различные психические свойства, психические процессы и психические со­стояния, подобно тому как этими же элементами обладает психи­ка отдельного человека. В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Го­рячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании: 1) психический склад как более устойчивое образова­ние (к которому могут быть отнесены социальный или националь­ный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.) и 2) эмоци­ональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Каждый из этих элементов должен стать предметом специального социаль­но-психологического анализа.

Третья проблема, которая была поставлена выше, — это про­блема соотношения психологических характеристик большой груп­пы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. В са­мом общем виде эта проблема решается так: психологические ха­рактеристики группы представляют собой то типичное, что харак­терно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности.

«Психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личнос­тью.

Какими же ме­тодами можно исследовать общественную психологию больших со­циальных групп.

Одной из современных форм применения та­ких методов являются так называемые межкультурные исследова­ния, где термин «межкультурные» отдает лишь дань традиции его использования историками культуры, в сущности же имеются в виду сравнительные исследования, причем сравниваются отнюдь не обяза­тельно различные культуры, но и различные социальные группы.

Особенности психологии социальных классов.

В традицион­ном для марксистской социологической традиции понимании клас­са можно наметить три основные линии исследования психологии классов.Во-первых, это выявление психологических особеннос­тей различных конкретных классов, которые существовали в исто­рии и существуют в настоящее время. Во-вторых, внимание кон­центрируется на характеристике классовой психологии разных классов определенной эпохи, создающей особый «колорит» эпо­хи, наряду с описанием экономических и политических интересов классов. Наконец, в-третьих, исследование в данном случае выяв­ляет, посредством каких механизмов классовая психология вопло­щается в психологическом облике членов класса.

Наиболее полно исследована эмо­циональная динамическая сфера классовой психологии:

- Одним из самых значимых элементов в данном случае являют­ся классовые потребности.

- Важным элементом эмоциональной сферы классовой психо­логии являются интересы.

- Кроме потребностей и интересов к психологии класса иногда относят так называемые «социальные чувства».

- В некоторых классификациях компонентов классовой психо­логии включают иногда такие элементы, как «набор социальных ролей» и осознание его, а также «социальную ориентацию личности» (систему ее ценност­ных ориентации, норм поведения и осознания целей жизнедея­тельности).

Наиболее устойчивые компоненты в классовой психологии:

- «психический склад» описывает некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого мож­но реконструировать те нормы, которыми руководствуется дан­ная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном ха­рактере.

Социальный характер определяется описательно как то, что проявляется в типичном устоявшемся образе действий представи­телей разных классов в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от представителей других классов.

- кроме социального характера, психический склад раскрывает­ся в привычках и обычаях, а также в традициях класса.

В соответствии с традицией, сложившейся в со­циальной психологии больших групп, в психологии этнических общностей различаются две стороны: 1) наиболее устойчивая часть — психический склад ( куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи, и 2) эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или эт­нические, чувства.

Возникновение этнических стереотипов связано с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Присущая всякой группе пси­хическая общность выражается, как известно, в формировании определенного «мы-чувства». Для этнических групп «мы-чувство» фиксирует осознание особенностей своей собственной группы, отличие ее от других групп.

Общая характеристика и типы стихийных групп При общей классификации больших социальных групп уже говорилось о том, что существует особая их разно­видность, которую в строгом смысле слова нельзя назвать «группой». Это кратковременные объеди­нения большого числа лиц, часто с весьма различными интере­сами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Среди стихийных групп в социально-пси­хологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, пуб­лику. Как отмечалось выше, история социальной психологии в определенной степени «начиналась» именно с анализа таких групп.

Прежде чем перейти к характеристике различных типов сти­хийных групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления раз­личных больших организованных групп существуют не изолиро­ванно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных собы­тий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонару­шителя, недовольства действиями представителя власти или про­сто проходящего человека.

Тол­па легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.

Масса может выступать не обя­зательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она мо­жет оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно соби­раются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга.

Публика — это тоже кратковременное собрание лю­дей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зре­лищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообще­ния. В более замкнутых помещениях, например в лекционных за­лах, публику часто именуют аудиторией.

Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактив­ного процесса в этих группах. Общественное мнение, представленное в них, дополняется информацией, полученной из разных источников. С одной стороны, из официальных сообщений средств массовой информации, которые в условиях массового поведения часто произвольно и ошибочно интерпретируются. С другой сто­роны, в подобных группах популярен иной источник информа­ции — различного рода слухи и сплетни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: