Основные понятия ПТ и групповая динамика

Основные понятия:

1. Групповая Д

2. Групповые нормы

3. Ролевая структура

4. Стили ведения группы

5. Обратная связь

6. Сплоченность

Групповая Динамика – все процессы, которые:

1. происходят в группе,

2. с группой как целом, и

3. с отдельными участниками.

Группу метафорически описывают – уставшая, активная…

Групповая динамика: каждая группа проходи знакомство, формирование доверия. Конфликт, рабочая стадия и завершение.

Групповые нормы – правила, кот регламентируют поведение в группе. Начинаются группы с групп-х норм. Есть еще санкции за нарушение (очки, деньги, физический, пьют стакан воды).

Есть постоянство групповых ролей. (Балабол, саботажник).

групповая сплоченность –

обратная связь (появилось в информатике).

· Каждый говорит сам за себя – правило!

· Безоценочность.

один из основных методов в тренинге.

Стиль ведения группы. Выделяют:

· Авторитарный

· Попустительский

· Демократический

· Наставнический

У каждого Ч есть предрасположенность к определенному стилю чтения тренинга. Некоторые стили просто необходимы для давания той или иной темы.

Тренинговые процедуры и принципы тренинга:

· Принцип активности (поясняется ведущим) будет настолько интересна – насколько вы активно включитесь. «Чем больше вкладываешь. Тем больше %»

· Принцип творчества. Состоит в следующем: «вы все люди опытные, у вас есть некий опыт, он ваш и пусть с вами остается. А что бы группа была сделана, давайте сделаем что-то новое».

· Принцип объективации поведения (взят из психодраммы). Рассказывать как это не нужно – давай эту ситуацию сыграем.

Социально Ψ требования к участникам тренинга.

1. Требования к ведущему, бессознательные ошибки тренера.

2. Требования к участникам, методы подбора группы.

Требования к ведущему делятся на 3 группы:

1. Профессиональные или социальные требования.

2. Личностные требования.

3. Ролевые требования.

Проф. или соц. требования – высшее образование; спец. образование (200 – 300 часов) – знакомство с основными понятиями тренинга. Не бояться группы, уметь что-то с ней сделать. Опыт проведения тренинга, будучи ассистентом (60 – 100 часов, это 3 – 5 двухдневных тренингов). Проведение тренинга самостоятельно вместе с соведущим или под руководством супервизора, например (100 – 150 часов). Систематическое возобновление опыта участников.

16.09.10

Личностные требования и ролевые требования.

1. Обязательна способность к рефлексии (внутренние процессы) и социальная рефлексия (умении оценивать Ψ состояния других людей, понимать от куда они). – эти качества развиваемы.

2. Эмпатия – эмоциональный процесс понимания Ч. Понять что чувствует Ч, умение сопереживать (адекватно).

3. Аутентичность – требование заложено в любой группе. Тренер призывает участников быть АТ. Быть искренними, развивать внутреннюю смелость.

4. Стресоустойчивость – (стеничность)

5. Велеречивость – Ч который общается с разными типами людьми. Должен уметь разговорить разный тип Ч. «кто ясно мыслит, тот и ясно излагает». Лучше говорить просто. Не витиевато.

Ролевые требования:

1. Позиция участника группы (различается от того, ведет ли Ч тренинг личностного роста или поведенческий). При тренинге личностного роста нельзя тренеру показывать примеры на себе… это подавит группу.

2. Позиция ведущего группы.

Далее можно разделить:

Аналитическая роль – когда дает некую информацию (инструкции), интерпретирует группу, при получении обратной связи, без пристрастности!

Фасилитирующая роль – инициирование неких процессов. Полезнавсегда когда есть некий стопор на какую-то ситуацию. Начинать хорошо с проявления агрессии.

Дережер – тот, кто более авторитарно ведет группу,

Наставник – тот, кто дает некий личный пример в плане духовного опыта. Полезна, когда тренеру приходиться конфронтировать со всей группой.

Ошибки, которые может допустить тренер:

1. Использование группы в своих целях (когда тема Ч-м выбирается такая, которая его маниакально притягивает).

2. Тренер считает, что существуют «золотые упражнения» - дают ему гарантированный успех. Когда группа должна выйти на определенный уровень, и он сам вытягивает ее...

3. Когда тренер скрывает настоящие цели программы. Отдельных упражнений.

Требования к участникам…

Существуют гомогенные и гетерогенные группы. Однородность рассматривается с самой позиции темы тренинга. Общее правило состоит в следующем:

1. При поведенческом росте – однородная группа

2. Личностный рост – разнородная. Ведущий спрашивает об ожиданиях.

Большаков рекомендует использовать несколько методик для подбора группы: социометрию, кеттела, терри. Ψ климат, конфликтность Томаса.

Методы формирования группы – используются больше непосредственно в тренинге. В коллективе из мужчин проводить упражнения на двигательный контакт проводить нельзя… гомофонные настроения вызовет. Протест.

3 дня на формирование доверия в группе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: