Основные понятия:
1. Групповая Д
2. Групповые нормы
3. Ролевая структура
4. Стили ведения группы
5. Обратная связь
6. Сплоченность
Групповая Динамика – все процессы, которые:
1. происходят в группе,
2. с группой как целом, и
3. с отдельными участниками.
Группу метафорически описывают – уставшая, активная…
Групповая динамика: каждая группа проходи знакомство, формирование доверия. Конфликт, рабочая стадия и завершение.
Групповые нормы – правила, кот регламентируют поведение в группе. Начинаются группы с групп-х норм. Есть еще санкции за нарушение (очки, деньги, физический, пьют стакан воды).
Есть постоянство групповых ролей. (Балабол, саботажник).
групповая сплоченность –
обратная связь (появилось в информатике).
· Каждый говорит сам за себя – правило!
· Безоценочность.
один из основных методов в тренинге.
Стиль ведения группы. Выделяют:
· Авторитарный
· Попустительский
· Демократический
· Наставнический
У каждого Ч есть предрасположенность к определенному стилю чтения тренинга. Некоторые стили просто необходимы для давания той или иной темы.
Тренинговые процедуры и принципы тренинга:
· Принцип активности (поясняется ведущим) будет настолько интересна – насколько вы активно включитесь. «Чем больше вкладываешь. Тем больше %»
· Принцип творчества. Состоит в следующем: «вы все люди опытные, у вас есть некий опыт, он ваш и пусть с вами остается. А что бы группа была сделана, давайте сделаем что-то новое».
· Принцип объективации поведения (взят из психодраммы). Рассказывать как это не нужно – давай эту ситуацию сыграем.
Социально Ψ требования к участникам тренинга.
1. Требования к ведущему, бессознательные ошибки тренера.
2. Требования к участникам, методы подбора группы.
Требования к ведущему делятся на 3 группы:
1. Профессиональные или социальные требования.
2. Личностные требования.
3. Ролевые требования.
Проф. или соц. требования – высшее образование; спец. образование (200 – 300 часов) – знакомство с основными понятиями тренинга. Не бояться группы, уметь что-то с ней сделать. Опыт проведения тренинга, будучи ассистентом (60 – 100 часов, это 3 – 5 двухдневных тренингов). Проведение тренинга самостоятельно вместе с соведущим или под руководством супервизора, например (100 – 150 часов). Систематическое возобновление опыта участников.
16.09.10
Личностные требования и ролевые требования.
1. Обязательна способность к рефлексии (внутренние процессы) и социальная рефлексия (умении оценивать Ψ состояния других людей, понимать от куда они). – эти качества развиваемы.
2. Эмпатия – эмоциональный процесс понимания Ч. Понять что чувствует Ч, умение сопереживать (адекватно).
3. Аутентичность – требование заложено в любой группе. Тренер призывает участников быть АТ. Быть искренними, развивать внутреннюю смелость.
4. Стресоустойчивость – (стеничность)
5. Велеречивость – Ч который общается с разными типами людьми. Должен уметь разговорить разный тип Ч. «кто ясно мыслит, тот и ясно излагает». Лучше говорить просто. Не витиевато.
Ролевые требования:
1. Позиция участника группы (различается от того, ведет ли Ч тренинг личностного роста или поведенческий). При тренинге личностного роста нельзя тренеру показывать примеры на себе… это подавит группу.
2. Позиция ведущего группы.
Далее можно разделить:
Аналитическая роль – когда дает некую информацию (инструкции), интерпретирует группу, при получении обратной связи, без пристрастности!
Фасилитирующая роль – инициирование неких процессов. Полезнавсегда когда есть некий стопор на какую-то ситуацию. Начинать хорошо с проявления агрессии.
Дережер – тот, кто более авторитарно ведет группу,
Наставник – тот, кто дает некий личный пример в плане духовного опыта. Полезна, когда тренеру приходиться конфронтировать со всей группой.
Ошибки, которые может допустить тренер:
1. Использование группы в своих целях (когда тема Ч-м выбирается такая, которая его маниакально притягивает).
2. Тренер считает, что существуют «золотые упражнения» - дают ему гарантированный успех. Когда группа должна выйти на определенный уровень, и он сам вытягивает ее...
3. Когда тренер скрывает настоящие цели программы. Отдельных упражнений.
Требования к участникам…
Существуют гомогенные и гетерогенные группы. Однородность рассматривается с самой позиции темы тренинга. Общее правило состоит в следующем:
1. При поведенческом росте – однородная группа
2. Личностный рост – разнородная. Ведущий спрашивает об ожиданиях.
Большаков рекомендует использовать несколько методик для подбора группы: социометрию, кеттела, терри. Ψ климат, конфликтность Томаса.
Методы формирования группы – используются больше непосредственно в тренинге. В коллективе из мужчин проводить упражнения на двигательный контакт проводить нельзя… гомофонные настроения вызовет. Протест.
3 дня на формирование доверия в группе.