Информационная безопасность

Экономическая безопасность – это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

Экономическая безопасность.

Основные компоненты экономической безопасности:

1. развитие (если экономика не развивается, то у нее сокращаются возможности выживания, сопротивляемости и приспосабливаемости к внешним и внутренним угрозам),

2. устойчивость (прочность и надежность элементов экономики, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки).

Цель экономической безопасности – обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей.

Критерий экономической безопасности – стабильный прирост производительности общественного труда не менее 5%.

Объектами экономической безопасности являются:

· экономическая система страны;

· природные богатства страны – сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, полезные ископаемые.

Субъекты экономической безопасности - это:

· функциональные и отраслевые министерства и ведомства;

· налоговые и таможенные службы;

· банки, биржи, фонды и страховые компании;

· производители и продавцы продукции, работ и услуг;

· общества защиты прав потребителей.

Уровни экономической безопасности:

· гражданин или предприниматель,

· организация или предприятие,

· отдельный регион,

· Россия в целом.

Внутренние угрозы экономической безопасности:

1. спад производства,

2. низкая инвестиционная активность,

3. низкая конкурентоспособность продукции,

4. сворачивание научно-исследовательской работы,

5. рост безработицы,

6. усиление имущественного расслоения населения,

7. криминализация экономики,

8. слабость нормативно-правовой базы,

9. незавершенность экономических преобразований,

10. неравномерность развития регионов.

Внешние угрозы экономической безопасности:

1. зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия,

2. преобладание сырьевой направленности экспорта,

3. дискриминационные меры к российским товарам,

4. высокий уровень внешнего долга,

5. агрессивная порлитика иностранных компаний по завоеванию рынка сбыта,

6. скупка за бесценок российской собственности,

7. вложение средств в российскую экономику с целью устранения конкурентов.

Задачи построения гражданского общества в Российской Федерации как общества информационного, возрастание роли информации, информационных ресурсов и технологий в ХХI веке выводят вопросы информационной безопасности России на первый план в системе обеспечения национальной безопасности страны. Именно информация выступает основным связующим звеном всех компонентов государственной политики в единое целое. Укрепление информационной безопасности названо в Концепции национальной безопасности Российской Федерации в числе важнейших долгосрочных задач.

Совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации представлена в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. В ней под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере, а, значит, и правовое обеспечение ее информационной безопасности, состоят в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере состоят в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях укрепления конституционного строя, упрочения суверенитета и сохранения территориальной целостности России, для установления политической и социальной стабильности, экономического процветания, а также защите государственной тайны, безусловном исполнении законодательства и поддержании правопорядка, развитии международного сотрудничества на основе партнерства и соблюдения интересов России.

На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности. Исходя из анализа основных положений Доктрины, можно выделить четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Во-первых, это соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Во-вторых, это информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

И, наконец, четвертая составляющая представляет собой защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: